Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Краткая история (предисловие к Монахам 21 века)

E-mail Печать PDF

Краткая история (предисловие к Монахам 21 века)

Георгий и Айдар Каримовы в течение 8 лет путешествовали по Востоку в группе Дервишей, изучая себя и окружающий мир. В 1999 попали в Тибетский монастырь, где обучались в течение 4 лет. Затем продолжение поисков: ашрам Ошо, даршаны с мудрецами, аудиенции лам, знакомство с ортодоксальными ветвями религий и сектами. Все это оказалось мишурой. Это не было духовным развитием, но это вело к духовному развитию. Встреча с одним монахом и рассказ о загадочном старике и его суровом методе обучения палкой заставляет братьев отправиться в Богом забытую Монголию.
Стать учениками полудикого мудреца оказалось непросто: первые две недели монгол не замечал их. Но это не могло смутить братьев («стучите, и отворят вам»). В первый же день обучения стало ясно: весь предыдущий «духовный опыт» - иллюзия. То, что раньше казалось понятным и простым, вдруг стало абстрактным; картина мира вновь разбилась на маленькие кусочки. Смысл духовного поиска повис на волоске. Это был новый этап – «наполнение опустошенного сосуда».
Спустя 14 месяцев наконец цель стала ближе. Пришло глубокое понимание, что все внешние поиски – пустая трата времени, искать нужно внутри. «Для дурака Истина на краю Земли, а для мудреца - перед глазами». Предстоял 30-дневный ритрит: осмысление и переживание нового Знания. На этом обучение у монгольского Учителя закончилось. Их ждало возвращение в родной монастырь в Тибете, через полгода возвращение в Россию и создание духовной Школы в Москве.

Почему одинокие женщины с трудом находят партнеров на сайтах знакомств

E-mail Печать PDF

Почему одинокие женщины с трудом находят партнеров на сайтах знакомств?

Только на одном из множества сайтов знакомств, доступных пользователям русскоязычного сегмента сети Интернет, зарегистрировано более восемнадцати миллионов юношей и девушек, женщин и мужчин в расцвете лет, бабушек и дедушек. Одинокие сердца, принадлежащие нашим гражданам, жаждут любви и усиленно пытаются ее найти с помощью современных информационных технологий. При этом, несмотря на сложившееся мнение о недостатке потенциальных женихов, количество представителей сильного пола, разместивших свои резюме на страницах специализированных сайтов, намного больше числа женщин, решившихся на такой же шаг.

Для молодежи любые численные соотношения не помеха. Юношеский задор, открытость, жажда познания окружающего мира, легко сметают все условности на пути к дружбе и тесному общению. Что, к сожалению, нельзя сказать о представителях старшего поколения, и особенно дамах бальзаковского возраста. Эти женщины, в большинстве своем, самостоятельно воспитывающие детей, как никто другой нуждаются в душевном тепле, моральной и материальной поддержке со стороны мужчин. Многие из них неделями и месяцами переписываются в социальных сетях с абонентами противоположного пола, но одиночество не отступает.

Иногда виртуальное общение разнообразят браконьерствующие на сайтах «охотники за телами», мгновенно исчезающие после получения желанной добычи или возмущенного отказа. А серьезные кавалеры, готовые строить долговременные отношения не спешат переходить к активным действиям, как говорится, медленно «запрягают» и неизвестно, «поедут» ли вообще. Они уже однажды совершили ошибку, приведшую к расставанию с любимым человеком, и теперь предпочитают перестраховываться из боязни ее повторить.

Можно согласиться с распространенным мнением о том, что возрастные мужчины пассивны, но правильнее будет сказать о присутствии определенной доли лени в их поведении. В этом виноваты и сами женщины. В попытке добиться реального равноправия полов, они добровольно водрузили на свои хрупкие плечи не только традиционные заботы о детях и доме, но и руководящую работу в бизнесе и на производстве, автомобили и прочие мужские занятия. Инициатива, как известно, бывает наказуема. Многие представители сильной половины человечества восприняли ее как закономерное наступление эры матриархата и уютно устроились перед телевизорами с бутылочкой холодного пива. Теперь у них нет желания и времени на ухаживания, подарки и прочие манерные атрибуты в духе традиций вековой давности.

А у женщин уже просто не хватает сил бороться еще и за то главное, что делает их по-настоящему счастливыми и окрыленными. Как со временем подсказывает им жизненный опыт, это не деньги и модная одежда, не белая зависть подруг и коллег, и даже не популярность и восхищение преданных поклонников, а доступное практически каждой чувство – любовь мужчины. Пусть с возрастом оно тихое, неброское, утратившее излишнюю эмоциональность, но все равно волнующее и неповторимо прекрасное.

Когда мужчины молоды, у них играют гормоны, и самцы рода Homo sapiens проявляют завидную активность, в этот период почти у каждой женщины есть возможность найти себе пару. Но со временем физиология берет свое, страсть утихает, и большинство представителей сильного пола превращается в практичных и немного циничных ленивцев. Их леность связана не только с биологическим возрастом и излишней женской заботой в предыдущий брачный период, но и с психологическими факторами – осознанием того, что все это уже было, все знакомо, и спешить уже незачем, ведь вряд ли кто-то попробует перехватить «добычу».

На эту тему есть хороший анекдот, о том, как после кораблекрушения женщин выбросило волной на один из необитаемых островов, а четверых мужчин на соседний с ними клочок суши. Тридцатилетний сказал: «Давайте, скорее переплывем пролив». Сорокалетний остановил его: «Зачем спешить, сделаем плот и спокойно переправимся». Пятидесятилетний произнес: «Успокойтесь, ребята, покричим, помашем, они нас увидят и сами приплывут». Шестидесятилетний удивился: «А зачем куда-то плыть все и так хорошо видно!»

Некоторые леди все еще не могут смириться с тем, что они – не юные романтичные девушки, а потенциальные партнеры – не страстно влюбленные юноши, способные на безумства. Им давно пора честно признать: такое светлое и чистое чувство, которое они испытали в первый раз, скорее всего, уже никогда не повторится. Бесспорно, настоящая любовь может прийти снова, но она уже будет другой – более осознанной, зрелой, и за нее, возможно, придется побороться.

Именно поэтому женщинам, уставшим от безрезультатного общения с противоположным полом, необходимо брать все в свои руки. Не ждать подолгу приглашения на встречу от человека, вызвавшего определенный интерес, а самим приглашать его в гости. И не в кафе или ресторан, что некоторые мужчины воспринимают только как возможность пообедать за их счет, а в свой дом. Там объект внимания сможет по достоинству оценить таланты и способности хозяйки, образ ее жизни и то, насколько все это соответствует сложившимся у него представлениям о партнерше, с которой можно и хочется прожить вместе долгие и счастливые годы. Накормив, напоив, разговорив мужчину, а в случае взаимопопадания амурных стрел в область настрадавшихся сердец, и уложив его спать, женщина, в свою очередь, сможет быстрее понять – тот ли это человек, который ей нужен для души и пригоден для семейной жизни.

Одинокий возрастной мужчина – существо, быстро привыкающее к уютному дому и регулярному питанию. Если к нему хорошо относиться, заботиться, он ответит взаимностью и впоследствии принесет ожидаемую пользу. Важно не забывать, что на ранней стадии приручения его нельзя перегружать своими проблемами и хозяйственными заботами, он может испугаться и быстренько юркнуть в старую «норку», из которой его снова вытащить будет уже очень трудно. Это, конечно, шутка, но в каждой шутке есть доля правды.

На сайтах знакомств много замечательных женщин: умных и рассудительных, хороших матерей и хозяек, высокопрофессиональных специалистов, но в чем-то очень похожих. И не своим справедливым желанием найти спутника жизни, а тем, каким они его себе представляют. Мужественный и надежный, хозяйственный и обеспеченный, галантный и инициативный, ну в общем, как в песне поется – «настоящий полковник». Иногда, максимализм бывает полезен, но не в этом случае. Надо реально смотреть на жизнь и не только искать для себя идеальный вариант, но дать возможность потенциальному партнеру постепенно раскрыться, проявить себя, помочь ему подтянуться до требуемых высот.

Можно сказать, что многие дамы сыграли первый тайм матча длиною в жизнь с ничейным результатом, в активе – дети, в пассиве – бывшие мужья. Но игра продолжается, и впереди еще столько всего нового и увлекательного, важно только не опускать руки и не ждать подарков от судьбы. Современным женщинам жизненно необходимо отбросить ложное стеснение и давно устаревшие правила взаимоотношений с представителями сильного, но сегодня уже изрядно ослабевшего пола. Пора самостоятельно делать первые шаги навстречу новым эмоциям, ощущениям, романтическим встречам. Тогда и путь от виртуального общения к реальному чувству окажется не таким долгим.

Автор - Евгений Сушко
Источник

Aбрикос и я

E-mail Печать PDF

Aбрикос и я. Как стать долгожителем?

Раннее утро. Стакан с чаем отставлен в сторону. Пишу при открытом балконе – слышно кукушку. Цветочный аромат плывёт, словно лодочка-невидимка – рядом на подоконнике, в кувшинчике с водой, наклонилась веточка цветущей абрикосы… Или цветущего абрикоса?

Абрикос обыкновенный (Armeniaca vulgaris Lam.). Дерево (иногда куст) семейства розоцветных или розовых (Rosaceae). Листья яйцевидно-округлые, очередные. Цветки обоеполые, с пятью белыми или розоватыми лепестками, расположены одиночно (реже – по два цветка) в пазухах листьев. Цветёт абрикос в апреле-мае.

За четыре тысячелетия до нашей эры, кажется, при китайской императрице Ю, семена абрикоса использовались в древнем Китае как успокаивающее средство при сильном кашле, бронхите, плоды же употреблялись в пищу.

Родиной абрикоса, по исследованиям академика Н.И. Вавилова, следует считать Китай. В диком состоянии абрикосовое дерево встречается в горах Тянь-Шаня, Гималаях, на Кавказе. Культивируется во многих странах, на юге европейской части России (в Нижнем Поволжье его называют «жёлтой сливой»), в Украине; часто абрикос высаживают по лесозащитным полосам в южных областях Украины и России, где распространено название «жердель», происходящее, по-видимому, от иранского «зард-али», что переводится как та же «жёлтая слива».

Из восьми видов рода Абрикос, включающего еще маньчжурский, тибетский, муме, черный, ансу, сибирский и абрикос Давида, лишь абрикос обыкновенный получил широкое распространение в культуре. Из Китая он через Среднюю Азию попал в Иран и Малую Азию, а 2000 лет назад из Армении в Древнюю Грецию и Рим, где стал известен как «армянское яблоко» (отсюда и латинское название «армениака»).

На территорию Франции абрикос попал из Италии лишь в 15 веке, однако к началу 20-го во Франции существовало уже 25 сортов абрикоса. В штате Вирджиния (США) абрикос появился в конце 17 века, и уже оттуда был распространён в другие штаты, особенно в Калифорнию. В Южной Америке абрикос и ныне мало известен и встречается в немногих садах на побережье Аргентины, Уругвая, на юге Бразилии и в Чили. Зато культура абрикоса получила широкое распространение в Австралии (Аделаида) и Южной Африке.

В тибетской медицине зола плодов «кхам-бу» (абрикоса) использовалась при болезнях лимфатической системы и для укрепления корней волос.

В съедобных плодах абрикоса – обилие ценнейших веществ: инсулин, каротин, серебро, железо, витамины А, В1, В2, С, минеральные соли, сахароза; лимонная, винная, яблочная и салициловая кислоты; микроэлементы, необходимые для жизнедеятельности человеческого организма.

Все же больным сахарным диабетом не следует злоупотреблять свежими или сушеными абрикосами из-за высокого содержания сахарозы.

В семенах содержится 45-50% жирного невысыхающего масла, подобного персиковому или миндалевому. Но также – внимание! – и вещество амигдалин, со временем разлагающийся и выделяющий один из сильнейших ядов – синильную кислоту. Отсюда необходимость осторожного использования семян в лечебных целях – не более 20 г за один приём. Естественно, лучше обсудить это с лечащим врачом.

Плоды абрикоса благоприятно влияют на процесс кроветворения в организме, рекомендуются при лечении атеросклероза, считающегося одним из наиболее массовых и опасных неинфекционных заболеваний современности, коронарной недостаточности, ряда других заболеваний сердечно-сосудистой системы как источник калия и каротина, которые хорошо усваиваются почти всеми – за исключением больных со сниженной функцией щитовидной железы и ослабленной печенью.

Абрикос-сухофрукт широко известен под названием урюк, кайса и курага.

Многие хозяйки (а также «отдельно взятые» хозяева) умеют варить изумительное абрикосовое варенье, повидло и прочие сладкие до приторности прелести. Но мы-то с вами помним, что чем меньше длительность термообработки, тем больше витаминов сохраняется в продукте.

…Имеет хождение почти легендарная история о том, что некогда в горах Тибета жило племя долгожителей. В конце короткого лета они заготавливали, высушивая под солнечными лучами, плоды диких абрикосовых деревьев (мимоходом, попутно кушая свежие плоды) и всю зиму питались почти исключительно ими, в результате чего жили больше ста лет.

Правда это или вымысел – не столь важно. Легенда хорошо иллюстрирует потенциальные возможности пищевых растений и правильного их применения.

Автор - Андрей Рябоконь
Источник

Чем опасен свежевыжатый сок

E-mail Печать PDF

Чем опасен свежевыжатый сок?

Многие считают, что свежевыжатые соки полезны в любых количествах и однозначно безвредны. Однако это не так. Один и тот же сок кому-то помогает, а кому-то может и навредить.

Целебную силу соков не стоит переоценивать. Ведь это, в первую очередь, пищевые продукты. Их лечебное воздействие не так сильно выражено, как у лекарств. С помощью соковой терапии нельзя справиться с болезнью, можно лишь поддержать организм.

Будьте внимательны

При некоторых заболеваниях свежевыжатые соки противопоказаны. Так, при язвенной болезни, обострении гастрита и панкреатита не стоит пить кислые соки: лимонный, апельсиновый, яблочный, смородиновый, клюквенный. В них много органических соединений, которые повышают кислотность желудочного сока, могут вызвать изжогу и приступ болей.

Виноградный сок желательно ограничить полным людям и больным сахарным диабетом. В нем слишком много глюкозы и калорий. Нежелательно увлекаться напитками из винограда и при синдроме раздраженного кишечника.

Помните, что многие свежевыжатые соки оказывают послабляющее действие. Поэтому при склонности к поносам их рекомендуется предварительно разводить водой и пить понемногу.

Чтобы получить из свежевыжатого сока полезные вещества и витамины, совсем не нужно пить его литрами, как рекомендуют некоторые «целители» . Такие эксперименты над организмом могут нанести вред. Разумная норма – от нескольких столовых ложек до трех стаканов в день в зависимости от вида сока.

Соковыжималка или терка

Существует мнение, что сок нельзя готовить с помощью электрических соковыжималок, так как при контакте с металлом разрушаются витамины. Частично этот процесс действительно происходит. Но в последние годы в соковыжималках используют металлы, минимально взаимодействующие с компонентами соков. Если же готовить сок бабушкиным методом, при помощи терки и марли, потеря витаминов все равно неизбежна. Ведь в этом случае сок довольно долго контактирует с воздухом.

Для наилучшего усвоения

Свежевыжатые фруктовые и овощные соки прекрасно дополняют друг друга. Фруктовые соки богаче сахарами и витаминами, а овощные – минеральными солями.

Соки лучше употреблять за 30–40 минут до еды либо в промежутках между приемами пищи. Особенно тщательно эту рекомендацию нужно соблюдать для соков из сладких фруктов. Если выпить сладкий сок после обеда, он может усилить брожение в кишечнике и спровоцировать вздутие живота.

Свежеприготовленные соки надо пить сразу (кроме свекольного). Даже кратковременное хранение в холодильнике снижает лечебную ценность сока, хотя вкус при этом может не меняться.

Автор: Антонина Солнцева
Консультант: Е.В.Гурова, врач-терапевт

Автор - Людмила Хегай
Источник

Рубинштейн

E-mail Печать PDF

РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович (1889—1960) — российский психолог и философ, методолог психологии, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Д-р психологических наук (1937), профессор (1937), первый среди советских психологов чл.-кор. АН СССР (1943). Был в 1943 г. одним из учредителей АПН РСФСР и избран ее д. чл. (1945).

Высшее образование получил в Германии (1909—1913) в университетах Фрайбурга, Берлина и Марбурга. В 1913 г. на философском фак-те Марбургского ун-та защитил докт. дис.: "Eine studie zum problem der method", посвященную использованию философских методов в конкретных общественных, в том числе психолого-педагогических, науках. С 1915 г. преподавал в частных гимназиях Одессы.

С 1919 г. — доцент, с 1921 г. — профессор кафедры философии и психологии Новороссийского ун-та (Одесса). С 1922 по 1930 г. — директор Научной библиотеки Одессы. В 1930 г. получил приглашение возглавить кафедру психологии ЛГПИ им. А.И. Герцена (1930—1942). В 1942 г. в Москве создал и возглавил кафедру психологии в МГУ им.

М.В. Ломоносова (1942—1949) и был назначен директором Института психологии АПН РСФСР (1942—1945). В 1945 г. создал и возглавил Сектор психологии в Институте философии АН СССР (1945—1949; 1956—1960). За труд "Основы общей психологии" (1940) был удостоен Сталинской премии (1942). Был одним из основателей журнала "Вопросы психологии" (1955) и Общества психологов СССР (1957).

Активную профессиональную деятельность в психологии Р. начал в 1930 г. на кафедре психологии в ЛГПИ им. А.И. Герцена. Первоначально он сосредоточился на проблемах методологии науки, ставя вопрос о возможности перестройки психологии на основе марксистских идей, позволяющих переосмыслить общую ситуацию в мировой психологии, испытывающей острый кризис.

Этот кризис, как он полагал, в конечном счете определила приверженность большинства психологов-эксперименталистов концепции сознания, которую он назвал декарто-локковской. В соответствии с этой концепцией сознание неизменно трактовалось как область открытия только переживаний субъекта, способного к рефлексии, как самоотчету о своих (никому кроме него самого неведомых) состояниях внутреннего мира.

В противовес этому Р. выдвигает в качестве главного объяснительного принципа — принцип единства сознания и деятельности ("Проблемы психологии в трудах Карла Маркса", 1934). Тем самым сознание выводилось за пределы замкнутого круга переживаний личности и включалось в контекст жизненных связей этой личности с объективным миром.

Причем основу этих связей образует деятельность, посредством которой, изменяя мир, человек изменяется сам. Соответственно предлагался и новый продуктивный метод психологического познания, обозначенный как "единство воздействия и изучения".

Психология раскрывает свои тайны не в созерцании феноменов, открытых прямому внутреннему или внешнему наблюдению, а в процессе преобразования исследуемых объектов посредством практических действий (включая практику исследовательского труда). Став во главе кафедры психологии, Р. проявил себя как блестящий организатор, установивший тесные контакты с деятелями гуманитарных и естественных наук.

Руководимая им кафедра становится крупнейшим в стране исследовательским центром, где изучение коренных методологических проблем психологической науки эффективно сочеталось с широким кругом конкретных экспериментальных проблем психологии, в частности когнитивных процессов (ощущения и восприятия, памяти, речи и мышления). Вся эта работа шла в условиях педагогического института, удачно обеспечивая связь научного труда с процессом обучения.

В 1937 г. ему была присуждена степень д-ра педагогических наук (по психологии) за монографию "Основы психологии" (М., 1935). В обобщающем труде "Основы общей психологии" (1940) он изложил систему психологических знаний с позиций марксистской методологии.

В период ВОВ Р. проявил высокое гражданское мужество, возглавив в тяжелейших условиях ленинградской блокады работу коллектива ЛГПИ и его последующую эвакуацию. Отозванный в Москву, он назначается директором Московского института психологии АПН РСФСР (ныне ПИ РАО) (1942—1945).

В Москве же им организуются и возглавляются два крупных научно-исследовательских центра: кафедра психологии в МГУ им. М.В. Ломоносова (1942) и сектор психологии в Институте философии Академии наук СССР (1945).
Впервые психология стала дисциплиной, представленной под руководством Р. в высшем научном учреждении страны, где успешно развернулись как теоретические, так и эмпирические работы в различных отраслях психологии.

Этому предшествовала его собственная большая психолого-методологическая работа. Р. создал оригинальную философско-психологическую концепцию человека, его деятельности и психики, явился основоположником деятельностного подхода в психологии и педагогике (с 1922).

Следует отметить, что термин "деятельностный подход" стал употребляться после смерти Р.; он использовал термин "принцип творческой самодеятельности", а позднее — "принцип единства сознания и деятельности". Уже в рукописях 1910—1920-х гг. и в статье "Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики)", вышедшей в 1922 г. (опубликована в журнале "Вопросы психологии", 1986, № 4), Р. выдвигает "принцип субъекта и его деятельности": субъект в своих деяниях не только проявляется, но и созидается и определяется.

С этих же позиций дается понимание деятельности: как деятельности субъекта (точнее, субъектов, осуществляющих совместную деятельность), как взаимодействия субъекта с объектом (что определяет ее предметность), как деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру. В этом контексте учение рассматривается не как механическое восприятие учеником готовых результатов познания, полученных от учителя, а как "совместное прохождение того пути открытия и исследования, который к ним приводит".

В 1930—40-е гг. Р. разработал систему психологии на основе принципа единства сознания и деятельности. Субъектом этого единства является личность; в ее деятельности выделены основные компоненты в их взаимосвязях: мотивы, цели, действия, операции и т. д. Действие — это "единица" деятельности. Практическое действие — первичная форма мышления.

По Р., деятельность выступает в качестве поведения (не в бихевиористском смысле), когда в ней главным становится отношение к моральным нормам. "Единица поведения" — поступок.
С конца 40-х гг. внутри деятельности и др. видов активности субъекта Р. вычленил в качестве их главного регулятора "психическое как процесс" в соотношении с его продуктами (понятиями, чувствами и т. д.).

Такой процесс — основной способ существования психического. Например, мышление — это не только деятельность субъекта (включающая мотивы, цели, умственные операции и т. д.), но и протекающий внутри нее пластичный процесс анализа, синтеза и обобщения, выявления проблемной ситуации, превращения ее в задачу и т. д.

Созданная Р. и его учениками теория мышления стала методологической основой исследований закономерностей умственного воспитания (усвоения знаний, формирования способностей на основе задатков в ходе деятельности и т. д.), помогла обоснованию и внедрению проблемного обучения, а также метода формирующего эксперимента ("изучать ребенка, обучая его"). Особое внимание Р. уделял анализу теории детерминации психических явлений.

Возражая против механических взглядов, он выдвинул формулу, согласно которой внешние причины воздействуют на объект посредством внутренних условий, составляющих основание развития. По Р., ребенок — не просто объект педагогического воздействия, а активный их преобразователь и соучастник, субъект обучения и самообучения. В 50-е гг.

Р. последовательно отстаивал статус психологии как самостоятельной науки, несмотря на попытки ее дискредитации и насильственной физиологизации в результате Объединенной ("павловской") сессии АН СССР и АМН СССР (1950). В результате успешная деятельность руководимых Р. исследовательских центров была прервана и дезорганизована по идеологическим мотивам в связи с начавшейся "борьбой против космополитизма", компанией, организованной с целью противопоставления советских ученых ученым Запада, которым инкриминировалась подрывная деятельность против социалистического государства.

Ряд ученых, обвиненных в космополитизме (в том числе Р.) и в том, что они являются "агентами империализма", были уволены с работы.
Его труды были подвергнуты тенденциозной и несправедливой критике, изъяты из библиотек, а сам Р. снят со всех должностей и постов (восстановлен в правах в 1954 г.).

Не теряя мужества, Р. продолжал достойно работать, развивая новые философско-психологические идеи в книгах "Бытие и сознание" (1957), "Принципы и пути развития психологии" (1959), где разработал категории бытия, человека, субъекта, объекта, материального и идеального, сознания и бессознательного, психического и физиологического и др. Показал неправомерность сведения бытия к материи.

Завершающая работа Р., тесно сомкнувшая изучение психологии личности с проблемой ее бытия в мире и нравственной природой человеческой жизни, осталась не законченной, но была опубликована его учениками под названием "Человек и мир" в однотомнике "Проблемы общей психологии" (1973, 1976). Идеи Р. прочно вошли в методологический фонд отечественной психологии. Другие его труды: "О мышлении и путях его исследования", М., 1958; "Принципы и пути развития психологии", М., 1959; "Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения" / под ред. Р., М., 1960.
А.В. Брушлинский, М.Г. Ярошевский

Страница 152 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135