Взгляд на некоторые христианские понятия с «колокольни» соционики
Что такое «нести свой крест»? Как человек осознает это? В чем истоки двойной жизни? Почему человек разный в семье и в обществе?
Каждому человеку кроме «дара Божьего» дана еще и «ноша Божья».
Т.е. дана некоторая нагрузка, осознаваемая им как обязанность и долг в определенной сфере. Причем одну нагрузку человек несет перед обществом – «социальная ноша», другую перед партнером или перед близкими – «семейная ноша». Эти ноши и есть «свой крест». Образуют крест четыре функции. Две из них ориентированы на общество, две – на близких или семью.
Кроме обязанности и долга человек осознает свои права и желания. Они также имеют социальную и семейную направленность. Обязанность давать, право брать. Это не значит, что у функций только одно направление. Просто данное направление более выражено.
Социальное направление:
1, 8 ф-ции – права и желания типа.
3, 4 ф-ции – долг и обязанности типа
1, 8 («блок места») – право занять то место в социуме, которое хочешь. Что значит осознавать это право? Это значит активно участвовать в решении вопросов по распределению благ по данным аспектам. И обязывать общество считаться с вашими желаниями.
3, 4 (блок СуперЭго) – сверх-Я. Человек должен переступить через себя, он обязан следовать нормам, принятым в обществе, должен считаться с желаниями социума.
Семейное направление:
2, 7 ф-ции – долг и обязанность.
5, 6 ф-ции – права и желания.
2, 7 («блок сотворчества») – настроен на партнера. Обязанность, долг быть нужным, заботиться, обихаживать, выполнять желания близких.
5, 6 (CуперИд) – «долг партнера». Право быть обласканным, право на удовлетворение своих желаний. Если это право не осуществляется, близкие отношения не удовлетворяют, возникают обиды. Это своего рода эгоизм. Чтобы его удовлетворить, нужно обязать партнера. К обществу же таких претензий по этим функциям не возникает.
Можно сказать, что эгоизм Ваш в одном случае направлен на социум и обязывает общество, в другом случае на партнера и обязывает близких.
Посмотрим на эти утверждения на примере конкретного типа.
Робеспьер «для общества»:
LP Право и желание «состояться»
Робеспьер очень рано осознает свое право на самостоятельность. Он самостоятельно выбирает свою профессию. Во всем, что касается работы, он принимает активное участие и сам решает все вопросы, которые касаются его служебного положения и производственной деятельности. У него есть желание состояться в социуме, и он не упустит предоставленной ему возможности, чтобы продвинуться по службе, занять более высокое положение. Он считает себя вправе иметь свое мнение и высказывать его окружающим. Он желает, чтобы с его мнением считались. Желание первенства, быть правым – владеть истиной. Осознание своего права на правдивую информацию. Право делать так, как считает правильным.
FR Долг и обязанность «выглядеть»
Все добродетели направлены на общество. Робеспьер должен, обязан быть: привлекательным, дружелюбным, щедрым, сильным, смелым, старательным, благодарным, богатым в глазах общества. Осознание здесь того, что кто-то это все хочет от тебя (неизвестно кто конкретно). Очень показательно сравнить, как Робеспьер выглядит дома и сколько усилий он прикладывает, когда выходит в люди. В ситуации, когда надо просить что-либо, для себя очень тяжело, просто непреодолимо (ему никто не должен), для общественных нужд совершенно свободно. Обязательная защита слабого.
Робеспьер «для семьи»:
SE Право на отдых
Желание, чтобы партнер, близкие развлекали, не давали скучать, доставляли удовольствия, угощали, волновались за тебя. Право на отдых, на удовлетворение потребностей, на новые впечатления. Право на собственный вкус.
IT Обязанность и долг, цельность
Ответственность за развитие и за судьбу партнера, близких. Забота о перспективах окружающих. Робеспьер должен заниматься саморазвитием, должен достигать намеченных вершин и радовать этим своих близких. Постоянный поиск новых идей и открытий. Не оставлять без оценки как положительной для ласки, так и отрицательной «для науки». Научиться и научить близких новому, развивающему. Ждать столько, сколько хочет партнер. Не имеет права разрушать судьбу близких.
Мы рассмотрели функции в одном наиболее выраженном направлении. Если рассматривать функции в другом направлении, то содержание их инвертируется, т.е. права переходят в обязанности и наоборот. Можно сказать, что человек в социальную сферу повернут одним боком, а в семью другим. Вот почему в обществе и в семье мы видим одного человека в разных качествах.
Автор - Ирина Недзвецкая
Опубликовано в журнале «Мост» №3-4/1997.
- Ассоциативная соционика
- Краткий экскурс в теорию дифференциальной соционики
- Прогноз развития соционики
- Знакомьтесь - соционика
- Отличие методов соционики от психологии
- История возникновения и развития типологии личности и соционики
- PR-стратегия для соционики
- Базовые термины Мета Соционики
- Постсоционика
- Соционика в образовании
- Ответы на наиболее частые вопросы по соционике
- Соционические игры
- Интегральная соционика. Типы коллективов, наций, государств. Этносоционика
- О перспективах соционики как науки
- Концепция соционики
- Интровертная соционика