Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Старкад

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Старкад Старкад [древнеисл. Starkaðr, Strkuðr, от sterkr, starkr, «сильный» и Hðr, имя бога (Хёд?); лат. Starcatherus, Starcardus], в скандинавской мифологии и эпосе герой, могучий воин-викинг, с именем которого связано множество подвигов, совершённых в Дании и Швеции.

Саксон Грамматик в «Деяниях датчан» называет его сыном Сторверка (Stórverk, Stórvirkr, «человек великого деяния»; русский переводчик Б. И. Ярхо передаёт его имя как «Сила Подвигович») и повествует о его службе датскому королю Фрото. С. описывали как уродливого клыкастого человека гигантского роста.

У С. было шесть рук, враг великанов Тор сделал его двуруким, отрубив ему остальные. С., дабы завоевать расположение Одина, умертвил по его повелению своего вождя, норвежского короля Викара [О. Хёфлер толкует имя Vikarr как «человек с волосами посвящённого» (богам)], удавив его и поразив мечом.

По «Саге о Гаутреке», С. намеревался совершить лишь символическое жертвоприношение, надев Викару на шею петлю и прикоснувшись к его телу стеблем камыша, но петля впилась в горло, а камыш превратился в копьё и умертвил короля (сравни превращение омелы в копьё в мифе об убийстве Бальдра; второй член имени С., видимо, Хёд — так звали невольного убийцу Бальдра). С. — «одинический» (связанный с Одином) герой, и заклание им Викара представляет ообой воспроизведение жертвоприношения Одина (см. в статье Один).

А. Ольрик усматривает в этом акте отражение ритуального убийства короля, О. Хёфлер и Я. де Фрис — ритуал инициации.Один покровительствует С. В ночь накануне жертвоприношения С., разбуженный своим воспитателем, прибывает вместе с ним на остров, где на лесной поляне видит 11 человек, восседающих на престолах; 12-й престол занимает воспитатель С., и присутствовавшие (видимо, боги) приветствуют его как Одина. Один определяет судьбу С. Он дарует С. три жизни, великолепное оружие и сокровища, сообщает ему дар поэзии, обещает уважение знати (в благодарность за это С. и производит культовое жертвоприношение Викара).

Тор, противник С., предрекает, что С. совершит злодеяние в каждую из трёх дарованных ему жизней, никогда не приобретёт земли и не будет удовлетворён тем, чем владеет, не запомнит ничего из сочинённого им и испытает ненависть простонародья.Когда С. состарился и почти ослеп, чтобы не умереть в постели, но погибнуть от меча (ибо только при этом условии можно было получить доступ в вальхаллу к Одину), он соблазняет убийцу кошелём с золотом, и наконец, погибает от руки Хатера (Хёда?), отца которого умертвил. Согласно «Второй Песни о Хельги, убийце Хундинга» («Старшая Эдда»), С. пал в битве против Хельги.

Более поздние версии сказания о С. (исландские «Прядь о Норнагесте», «Прядь о Торстейне»), в которых С. приобретает гротескно-сатирические черты, повествуют о встречах С. с Сигурдом (в битве С. обращается в бегство, а догоняющий его Сигурд выбивает ему рукоятью меча клыки; в аду Сигурд мужественнее всех переносит адские муки, С. же, у которого из огня торчат лишь ступни, кричит громче всех).Образ С. породил много толкований. В частности, Ж. Дюмезиль проводит параллель между С., ведийским Индрой и греческим Гераклом.

Литература :
Гуревич А. Я., Эдда и сага, М., 1979;
Olrik A., Danmarks Heltedigtning, Bd 1—2, Kbh., 1903—10;
Schneider H., Germanische Heldensage, Bd 2, Abt. 1, Buch 2, В. — Lpz., 1933;
Dumézil G., Aspects de la fonction guerrière chez les Indo-europeens, P., 1956;
Turville-Petre E. O. G., Myth and Religion of the North, L., [1964];
Vries J. de, Altgermanische Religionsgeschichte, 3 Aufl., Bd 1—2, В., 1970.