СУГГЕСТИЯ (внушение) - форма межличностного и межгруппового общения (см.), при котором передача информации (см.) происходит посредством частично неосознаваемого, направленного сигнала на вербальном и/или невербальном уровнях. Отличается от убеждения сниженным уровнем критичности и потребности в верификации (см.) информации. Внушаемость, или подверженность суггестивному воздействию, зависит от состояния сознания суггерента (объекта) и внешних условий, при которых С. осуществляется. Так, эффективность С. повышается в состоянии транса, при утомлении, в условиях неопределенности, в экстремальных условиях, в толпе, при использовании СМИ. С. затрагивает как нервно-психические процессы, так и социальные представления, установки, общественные нормы, ценности, мнения, а также индивидуальное самосознание. Разделяют гетеросуггестию - внушение, производимое другим лицом, и аутосуггестию - самовнушение.
С. может быть прямой и косвенной. При прямой С. источник внушения осознается и прослеживается связь между ней и ее действием. При косвенной С. внушение производится опосредованно с использованием промежуточных факторов, на которых и делается основной акцент. Эффективность косвенной С. выше, чем прямой. Распространенность методов и техник С. зависит от уровня развития общественного сознания и культуры социума.
О.В. Шапошникова
- СУХОМЛИНСКИЙ
- СУРДОПСИХОЛОГИЯ
- СУПЕРВИЗИЯ
- СУММА КВАДРАТОВ
- СУИЦИД
- СУЖДЕНИЕ
- СУЕВЕРИЕ
- СУДЬБА
- СУДЗУКИ
- СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- СУВОРОВ
- СУБЪЕКТНОСТЬ ОТРАЖЕННАЯ
- СУБЪЕКТНОСТЬ
- СУБЪЕКТИВНЫЙ ОБРАЗ МИРА У РЕБЕНКА
- СУБЪЕКТИВНОЕ СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
- СУБЪЕКТИВНОЕ
- СУБЪЕКТ МАЛОГО БИЗНЕСА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ
- СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ
- СУБЪЕКТ
- СУБСТАНЦИЯ