СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность, нечто, лежащее в основе) — философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. С. неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. В античной философии С. трактовалась как субстрат, первооснова всех вещей (например "вода" Фалеса, "огонь" Гераклита). В средние века вопрос о С. решался прежде всего в споре о субстанциальных формах (номинализм, реализм). В философии Нового времени категория С. трактовалась достаточно широко; можно выделить две точки зрения. Первая связана с онтологическим пониманием С. как предельного основания бытия (Ф.Бэкон, Спиноза, Лейбниц). Вторая точка зрения на С. — гносеологическое осмысление этого понятия, его возможности и необходимости для научного знания (Локк, Юм). Кант полагал, что закон, согласно которому при любой смене явлений С. сохраняется и количество ее в природе остается неизменным, может быть отнесен к "аналогиям опыта". Гегель определял С. как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей, как "существенную ступень в процессе развития идеи". Для Шопенгауэра С. — материя, для Юма — фикция, сосуществование свойств. Марксистская философия трактовала С. как "материю" и одновременно как субъект всех изменений. В современной философии в целом преобладает антисубстанциалистская позиция.
А.Н. Леванюк
- СУГГЕСТИЯ
- СУВОРОВ
- СУБЪЕКТНОСТЬ ОТРАЖЕННАЯ
- СУБЪЕКТНОСТЬ
- СУБЪЕКТИВНЫЙ ОБРАЗ МИРА У РЕБЕНКА
- СУБЪЕКТИВНОЕ СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
- СУБЪЕКТИВНОЕ
- СУБЪЕКТ МАЛОГО БИЗНЕСА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ
- СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ
- СУБЪЕКТ
- СУБСЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
- СУБЛИМАЦИЯ
- СУБКУЛЬТУРА
- СУАРЕС
- СТЭНФОРД-БИНЕ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКАЛА
- СТЫД
- СТРУКТУРНЫЕ УРАВНЕНИЯ
- СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
- СТРУКТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- СТРУКТУРАЛИЗМ