Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Баба Яга

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Баба Яга

Баба Яга (Язя) - в славянской мифологии лесная старуха-волшебница, ведьма, обитающая в дремучем лесу; заправляет вихрями и вьюгами. Согласно сказкам восточных и западных славян, Баба Яга живёт в лесу в "избушке на курьих ножках", пожирает людей; забор вокруг избы - из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова - человеческая нога, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. В печи Баба Яга старается изжарить похищенных детей.
Она летает по воздуху и ездит на шабаш ведьм в железной ступе, погоняя толкачём или кликою и заметая след помелом. Баба-яга обладает волшебными, огнедышащими конями, сапогами-скороходами, ковром-самолётом, гуслями-самогудами и мечом-самосеком. Преследуя сказочных героев, убегающих от её злобы и мщения, она гонится за ними чёрную тучею.
Бабе-Яге принадлежит весьма важная роль в народном эпосе и преданиях славянского племени.
Она - антагонист героя сказки: прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень и т.п. В некоторых сказках Баба Яга (Яга Ягишна, словенская Ежи-баба) - мать змеев, противников богатыря.
Подобно змею, Баба-яга любит сосать белые груди красавиц (забирая у них молоко, предназначенное для кормления младенцев) и также, как и он, ревниво сторожит источники живой воды и заботливо прячет в своих кладовых медь, серебро и золото. Наконец, подобно змею, Баба-Яга пожирает человеческое мясо. Народная фантазия представляет её злою, безобразную, с длинным носом, растрёпанными волосами, огромного роста старухою.
Кроме образов Бабы-Яги - воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У Бабы-Яги одна нога костяная, она слепа (или у неё болят глаза), она - старуха с огромными грудями. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых. Вместе с тем такие атрибуты Бабы Яги, как лопата, которой она забрасывает в печь детей (ср. обряд перепекания ребёнка), согласуется с интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде инициации. Персонажи, сходные с Бабой Ягой, известны в германской (Фрау Холле в немецких сказках), греческой (Калипсо) и других мифологиях.