Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

КОНДИЛЬЯК

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

КОНДИЛЬЯК (Condillac) Этьен (1715—1780) — французский мыслитель, просветитель, один из авторов "Энциклопедии", лидер ассоциативного направления во французской психологии. Чл. Французской академии (1768).

Был воспитателем внука Людовика XV — герцога Пармского (1758—1767). Начало его литературной деятельности относится к середине 1740-х гг. (знакомство с Дидро, участие в создании "Энциклопедии"). Под влиянием Дж. Локка развил сенсуалистическую теорию познания.

В первых своих работах трактовал психическое развитие как результат индивидуального опыта, в котором, однако, важную роль играют речь и овладение другими знаками. В дальнейшем отверг предложенное Локком разделение опыта на внешний (ощущение) и внутренний (рефлексия) и отстаивал позиции крайнего сенсуализма ("Трактат об ощущениях", 1754, в рус. пер. 1935). В целях придания своим воззрениям наглядности предложил образ "статуи", которая первоначально не обладает ничем, кроме способности ощущать. Никаких знаний или идей у нее быть не может, пока она не получит самое простейшее ощущение. Притом в качестве "первоощущения" К. выбрал несущее наименьшую информацию о внешнем мире обонятельное ощущение. Достаточно того, чтобы один запах сменил другой, чтобы сознание приобрело все то, что Декарт относил за счет "врожденных идей", а Локк — рефлексии. Сильное и неожиданное ощущение порождает внимание, когда это ощущение возвращается вновь — перед нами — память, два ощущения дают сравнение, как исходную мыслительную операцию, суждение и т. д. вплоть до самых сложных интеллектуальных операций.

Новым важным моментом служит присоединение ощущений осязания. Они дают "статуе" знание о том, что вне нее находятся предметы. В вопросе о том, существуют ли эти предметы объективно или, как учил Беркли, даны только в восприятии, К. не занимал определенной позиции, склоняясь к скептицизму. Чтобы объяснить, каким образом живое существо (в отличие от неподвижной статуи) способно перемещаться в пространстве, К. наделил свою "статую" способностью не только ощущать внешние качества, но и испытывать при этом чувства приятного или неприятного, побуждающие двигаться в желаемом или нежелаемом направлении.

Отвергая декартовскую идею врожденных идей, К. считал, что развитие способностей в человеке определяется исключительно опытом, упражнениями, воспитанием. Сенсуализм К. и его критика метафизики 17 в. (учений Н. Мальбранша, Г.В. Лейбница и др.) оказали непосредственное влияние на развитие французского материализма. Логика К. была чрезвычайно популярна в конце XVIII — начале XIX вв; понимаемая как общая грамматика всех знаков она включала у К. и математику ("Язык исчислений", 1798). В рус. пер. изданы труды К.: "Логика или умственная наука, руководствующая к достижению истины", М., 1805; "Трактат о системах, М., 1938; "Сочинения", М., 1980, т. 1; 1982, т. 2.

Л.А. Карпенко, А.И. Липкина