КАУЗАЛЬНОСТЬ (лат. causalis — причинный, causa — причина), или причинность, понятие, использовавшееся в философии традиционного типа для обозначения необходимой генетической связи явлений, из которых одно (причина) обусловливает другое (следствие). В таком контексте К. трактовался как одна из форм всеобщей связи явлений, как внутренняя связь между тем, что уже есть, и тем, что им порождается, что еще только становится. Предполагалось, что этим К. отличается от других форм связи, которые характеризуются корреляцией одного явления другому. Внутренняя связь рассматривалась как сущность К., она понималась как присущее самим вещам внутреннее отношение. К. полагалась всеобщей, т.к. согласно естественно-научным воззрениям того времени нет явлений, которые не имели бы своих причин, как нет явлений, которые не имели бы (не порождали бы) тех или иных следствий. Связь причины и следствия считалась необходимой: если есть причина и налицо соответствующие условия, то неизбежно возникает следствие. В последующем (особенно в 20 в.) принцип К. подвергся кардинальному переосмыслению. (См. Анти-Эдип, Детерминизм, Неодетерминизм, "Смерть Бога".)
А.Н. Леванюк
- КВАЛИТАТИВНЫЙ (КАЧЕСТВЕННЫЙ) АНАЛИЗ ТЕКСТА
- КВАЗИ-ЭКСПЕРИМЕНТ
- КАЧЕСТВО И КОЛИЧЕСТВО
- КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
- КАЧАНОВ
- КАФКА
- КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ БЕЛГОСУНИВЕРСИТЕТА
- КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ БЕЛГОСУНИВЕРСИТЕТА
- КАУФМАН
- КАУЗОМЕТРИЯ
- КАУЗАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
- КАУЗАЛЬНАЯ СХЕМА
- КАТОЛИЧЕСТВО
- КАТЕГОРИЯ
- КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ
- КАТЕГОРИЗАЦИЯ
- КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
- КАТАФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ
- КАТАТОНИЯ
- КАТАСТРОФИЗМ