Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

СТЕРНБЕРГ

E-mail Печать PDF

СТЕРНБЕРГ (Sternberg) Роберт (р. 1949) — американский психолог, специалист в области когнитивной и педагогической психологии. Получил базовое психологическое образование в Йельском ун-те (бакалавр, 1972), закончил аспирантуру по экспериментальной психологии мышления в Стэндфордском ун-те (д-р, 1975). Профессиональную преподавательскую деятельность начал в Йельском ун-те (ассистент профессора, 1975—1980; ассоциированный профессор, 1980—1983; полный профессор с 1983 г.). В своих первых работах С. выступил как идеолог информационного подхода.

В результате серии исследований, посвященных изучению решения аналогий и силлогизмов, была предложена "компонентная модель интеллекта" и "метод компонентного анализа", позволяющие дифференцировать различные умственные процессы ("Component processes in analogical reasoning". Psychological Review, 84, 1977).

Согласно компонентной модели, выделяется пять классов компонент или умственных процессов, которые действуют организованным образом и продуцируют ответ на задания из теста интеллекта: метакомпоненты, исполнительные компоненты, компоненты, отвечающие за приобретение знаний, компоненты сохранения (в памяти) и компоненты, отвечающие за перенос сохраненной информации из одного контекста в другой. На материале решения задач на аналогии (напр., адвокат — клиент; врач — лекарство; врач — пациент и т. п.) было показано, что решающее значение имеют процессы кодирования и сравнения информации, составляющие ядро исполнительных компонентов. Далее С. занимался проблемами диагностики интеллекта и возможностями разработки тестов интеллекта, которые могли бы предсказывать не только успех в школе, но и в профессиональной деятельности. Согласно С., интеллект не есть нечто фиксированное и неизменное и он не сводится к тому, что измеряют традиционные тесты интеллекта, а является гораздо более широким понятием, имеющим отношение к успешному функционированию в реальной жизни (практический интеллект).

В книге "По ту сторону коэффициента интеллекта" ("Beyond IQ: A triarchic theory of human intelligence", 1985) С. предлагает триархичную теорию интеллекта, рассматривающую три уровня его функционирования, в которой демонстрируется значение связи интеллекта с внешним миром, роль практического интеллекта. С. — автор ряда программ по развитию интеллекта у школьников и взрослых, а также представителей других культур (Венесуэльский проект); автор работ по имплицитным теориям интеллекта, креативности и мудрости, практическому интеллекту (предложил концепцию подразумеваемых (молчаливых) знаний), экспертизы и компетентности, интеллектуальной одаренности.

Он разработал концепцию стилей мышления, согласно которой мышление рассматривается как процесс психического самоуправления. По аналогии с функционирующим государством выделяются следующие стили, определяющие характер интеллектуального самоуправления: по функциям самоуправления — законодательный, исполнительный и критический; по форме — монархический, иерархический, олигархический и анархический; по уровню функционирования — глобальный и локальный; по доминирующей направленности — интернальный и экстернальный; по доминирующей склонности — консервативный и прогрессивный.

Разработаны вопросники, диагностирующие представленность вышеуказанных стилей у различных популяций; изучена связь стилей мышления у учеников разного возраста и их учителей, а также их зависимость от уровня образования родителей и их профессии (Personality & Intelligence, 1994). С. предложил трехкомпонентную (триангулярную — triangular) теорию любви

(The triangle of love: intimacy, passion, commitment, 1988), в к-рой рассматриваются природа и особенности любви как особого психологического феномена, а также психологические типы любви.

Выделяются три компонента любви: (а) близость, включающая чувства психологической интимности, близости и соединенности, (б) страсть, характеризующаяся романтическими чувствами, привлекательностью, физическим притяжением по отношению к партнеру и сексуальными взаимоотношениями и (в) обязательства, в кратковременном плане предполагающие, что один человек любит другого, и в долговременном — обязательства сохранять ту любовь. Общее количество переживаемой любви зависит от абсолютной выраженности трех компонентов, а тип любви определяется относительной представленностью компонентов. Разработаны вопросники, диагностирующие выраженность трех компонентов любви.

Автор трудов: (ed.) "Handbook of human intellegence", Cambr., (1982); "Intelligence applied: understanding and increasing your iintellectual skills", Harcourt, (1986); "The triangle of love". Basic Dooks, (1986); "The triarchic mind: A new theory of human intelligence", N.Y., (1988); "

;Metaphors of mind: Conceptions of the nature of intelligence", N.Y., (1990); "Love way you want it", (1991); "The psychology of gender", Guilford Press, (1993); (ed.) "Mind in context" / with R.K. Wanger / (1994); "Intelligence applied: Understanding and increasing your intellectual skills", San Diego, 1986; The triarchic mind: A new theory of human intelligence", N.Y., 1988; "Metaphors of mind: Conceptions of the nature of intelligence", N.Y., 1990; "In search of the human mind", Orlando, 1995.

Т.О. Гордеева

СТЕРЕОТИПЫ ЭТНИЧЕСКИЕ

E-mail Печать PDF

Стереотипы этнические — относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. В содержании С. э., как правило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах. Помимо этого, в содержании С. э. могут присутствовать и предрассудки, предубеждения по отношению к людям данной национальности. С. э. принято подразделять на автостереотипы и гетеростереотипы. Автостереотипы — мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями. Как правило, автостереотипы содержат комплекс положительных оценок. Гетеростереотипы, т.е. совокупность оценочных суждений о др. народах, могут быть как положительными, так и отрицательными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов. В содержании С. э. следует различать относительно устойчивое ядро — комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках — и ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа.

Изменчивость оценок этих качеств тесно связана с меняющейся ситуацией в межнациональных и межгосударственных отношениях. Адекватность содержания С. э. действительности весьма проблематична. Скорее следует полагать, что С. э. отражают прошлый и настоящий, позитивный или негативный опыт взаимоотношения народов, особенно в тех сферах деятельности, где данные народы наиболее активно контактировали, а порой и конкурировали.

И.М. Кузнецов

СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ

E-mail Печать PDF

Стереотип социальный [греч. stereos — твердый + typos — отпечаток] — относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события, явления и т.п.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе. Термин "С. с." впервые введен американским журналистом У. Липманом. Наличие С. с., хотя он и не всегда отвечает требованию точности и дифференцированности восприятия субъектом социальной действительности, играет существенную роль в оценке человеком окружающего мира, поскольку позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания. Вместе с тем, возникая в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте, С. с. может оказаться ложным и выполнять консервативную, а иногда и реакционную роль, формируя ошибочное знание людей и серьезно деформируя процесс межличностного взаимодействия. Определение истинности или ложности С. с. должно строиться на анализе конкретной ситуации. Любой С. с., являющийся истинным в одном случае, в другом может оказаться совершенно ложным или в меньшей мере отвечающим объективной действительности и, следовательно, неэффективным для решения задач ориентации личности в окружающем мире, поскольку его основание выступает в качестве второстепенного по отношению к целям и задачам новой классификации. Содержательно родствен С. с. ряд явлений, имеющих место в процессе межличностного восприятия — эффекты ореола, первичности, новизны, феномен имплицитной теории личности и т.д. — и отражающих определенную тенденцию к восприятию индивидом социального объекта максимально однородным и непротиворечивым.

М.Ю. Кондратьев

СТЕПУН

E-mail Печать PDF

СТЕПУН Федор Августович (1884—1965) — русский философ, культуролог, историк, писатель. Учился философии в Гейдельбергском университете у Виндельбанда (1902—1910). В 1910 защитил докторскую диссертацию по историософии В.С

.Соловьёва. Один из редакторов журнала "Логос", выходившего в России в 1910—1914. Выступал как литературный и театральный критик. Во время войны был мобилизован в армию.

После Февральской революции занялся политической и журналистской деятельностью, работал во Временном правительстве. После Октября сотрудничал в газетах правых эсеров, был призван в Красную армию. Участвовал в работе созданной Бердяевым Вольной академии духовной культуры, работал в театре. В 1922 выслан из России, обосновался в Дрездене, занимался преподаванием.

В 1937 на его преподавательскую и публицистическую деятельность был наложен запрет. С 1931 по 1939 — член редакции журнала "Новый град". Один из идеологов "новоградства" — формы христианского социализма. В 1944, в результате бомбардировки Дрездена, погибли его архив и библиотека.

С 1946 преподавал историю русской философии в Мюнхенском университете (заведовал кафедрой русской культуры). Активно включился в жизнь второй волны русской эмиграции.

Публиковался в журналах: "Новый путь", "Грани", "Мосты", "Опыты" и др. Основные работы — статьи в "Логосе": "Трагедия творчества" (1910), "Трагедия мистического сознания" (1911) и др.; "Жизнь и творчество" (1923, заглавие по названию статьи в "Логосе"), "Основные проблемы театра" (1923), "Бывшее и несбывшееся" (т. 1—2, 1956), "Достоевский и Толстой: христианство и социальная революция" (1961), "Встречи" (1962), "Большевизм и христианское существование" (1962), "Мистическое мировоззрение" (1964) и др. С. считается представителем чистого трансцендентализма (вместе с Яковенко).

В середине 1920-х пережил серьезный духовный кризис, приведший к пересмотру взглядов на основе религиозного мировоззрения. Если в первый период творчества С. отстаивал религиозно-реалистический символизм, понимая искусство как обозначение мира невидимого, и отстаивал автономность философского знания, то теперь он стал осмысливать христианство в "духе религиозно-символического ознаменования глубинных судеб мира" и пришел к осуждению "философствующего христианства" и к "религиозному переживанию Бога". В основе философских построений С. — синтез неокантианства с идеями феноменологии, от которых он двигался к философии жизни и религиозному мировосприятию. В своей исходной установке С. видел задачу философии в "узрении" Абсолюта, понимаемого в традиции В.Соловьёва как положительное всеединство. "Узрение" возможно в переживании как первичной реальности душевно-духовного бытия личности. По мысли С., возможны два типа переживаний (опыта): опыты творчества, подчиненные дуализму субъект-объектного отношения (содержание переживаний в них дифференцируется), задающие полюс культуры; и опыты жизни, подчиненные идее положительного всеединства (содержание переживаний в них "свертывается", становится "непрозрачным"), задающие полюс Абсолюта.

>Движение в глубины переживания (к Абсолюту) вовне проявляется в создании культурных ценностей (движение к полюсу культуры). Тем самым, по С., задается антиномизм жизни и творчества, сознания и бытия, двойственность человека: он как то, что он есть (дан как хаос), и он как идеал (задан себе как космос). Отсюда трагедийность (жертвенность) творчества как особой формы объективации, наиболее полно реализуемой в искусстве. Согласно С., творческий акт разрушает органическую целостность души, ее религиозную природу, удаляет творца от Бога, замыкая его в культуре, вырождающейся в цивилизацию, односторонне выражающую положительное всеединство.

Однако непосредственное же постижение Бога "запрещает творческий жест" — непосредственое знание Бога исключает культуру. Всю жизнь человек обречен решать эту дилемму: пытаться удержать свою целостность (единодушие) и выражать ее в многообразии ее проявлений (многодушие); осознавать себя и как факт (данность), и как задание. В зависимости от варианта решения, С. выделяет три типа души (личностей): 1) мещанскую (выбор в пользу удобства жизни как данности); 2) мистическую (выбор в пользу непосредственного слияния с

Богом); 3) артистическую (равное утверждение обоих полюсов жизни и творчества, единодушия и многодушия). Творчество создает: а) ценности состояния, организующие и упорядочивающие жизнь (личность, любовь, нация, семья) и б) предметные ценности (блага науки, научной философии, нравственности, права, искусства). В культуре привилегированное положение занимает искусство (благодаря единству содержания и формы), в искусстве — театр (благодаря единству актера и зрителя).

Искусство символично, оно выражает идею не однозначно, а многосмысленно. Постигая символику, художник в художественных образах "выкликает" и "высветляет" заложенные в ней идеи, "возвращая" конкретность мира Богу. Человеку нужны не "точки зрения", а "видение мира", объемлющее мир в целостности ("сочувствующее видение").

Видение, с точки зрения С., дает христианство как духовный опыт веры, любви и свободы. Особое место в творчестве С. занимает осмысление событий 1917 и последующих лет. Он склонен считать большевизм "почвенным" и первичным, а не случайным и "наносным" явлением русской культуры. Большевики, по С., являются одновременно "ставленниками народной стихии" и "имитаторами народной правды". При всем своем лично негативном отношении к революции, С. считает, что революции (и иные крупные потрясения), разрушая национальное сознание, обнажают невидимые основания культуры. Катастрофические эпохи прерывают иллюзорное бытие, порождают "религиозный дух" катастрофического искусства, задают импульсы движению к Абсолюту.

В.Л. Абушенко

СТЕПИН

E-mail Печать PDF

СТЕПИН Вячеслав Семенович (р. в 1934) — российско-белорусский философ и организатор науки. Доктор философских наук (1976). Профессор (1979), зав. кафедрой философии Белгосуниверситета (1981—1987), директор Института истории естествознания и техники (Москва) (1987—1988), чл.-корр. АН СССР (1987), директор Института философии АН СССР (с 1988). Академик РАН (1994). Иностранный член Академии наук Беларуси (1995).

Почетный академик Международной академии науки, образования и технологического трансфера (ФРГ) (1992), почетный профессор-консультант Международного Института права и экономических исследований (Гонконг). Награжден орденом Дружбы народов (1986). Автор более 220 работ пофилософии и методологии науки.

>Основные труды: "Современный позитивизм и частные науки" (1963), "Практическая природа познания и методологические проблемы современной физики" (совместно с Л.М.Томильчиком, 1970), "Становление научной теории" (1976), "Природа научного познания" (редактор-составитель и соавтор, 1979), "Идеалы и нормы научного исследования" (редактор-составитель и соавтор, 1981), "Формирование научных теорий" (на финском языке, 1983), "Научные революции в динамике культуры" (редактор-составитель и соавтор, 1987), "Философская антропология и философия науки" (1992), "Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации" (совместно с Л.Ф.Кузнецовой, 1994), "Философия науки и техники" (1995), "Эпоха перемен и сценарии будущего" (1996) и др. Переводы работ С. издавались в Англии, США, Франции, ФРГ, Китае, Финляндии, Польше. С. — автор оригинальной философско-методологической концепции, раскрывающей механизм функционирования науки в социокультурном контексте — от анализа закономерностей становления конкретно-научной теории до исследования природы метатеоретических оснований науки (картины мира, идеалов и норм исследования, стиля научного мышления). С. осуществлен анализ процесса формирования научного знания как феномена культуры, эксплицированы процедуры функционирования и взаимодействия научных теорий, закономерности динамики оснований научного познания и механизмы семантического развития категориального аппарата науки. В философской концепции С. разработана системная модель социокультурной детерминации науки и, в частности, смены парадигм научного поиска. С. — основатель Минской школы методологии, ориентирующейся на анализ социокультурных факторов развития философии и науки.

Работает также в области культурологии и социальной философии. Разработал концепцию типов цивилизационного развития, проанализировал роль универсалий культуры в воспроизводстве основных структур социальной жизни.

А.А. Грицанов

Страница 76 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135