Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ

E-mail Печать PDF

Тифлопсихология (греч. typhlos — слепой) — раздел специальной психологии, изучающей психическое развитие слепых и слабовидящих людей, пути и пособы их коррекции при обучении и воспитании.

Т. изучает возможности компенсации нарушений зрительного восприятия с помощью других анализаторов (слуха и осязания), исследует психические особенности восприятия, памяти и мышления в условиях дефицита информации, связанного с отсутствием зрения или его слабостью. Особую часть Т. составляет изучение психологии слепоглухонемых — людей с полной ранней потерей зрения и слуха, в обучении и развитии которых Т. и сурдопсихология добились заметных успехов (И. А. Соколянский, О. И. Скороходова, А. И. Мещеряков). Использование результатов Т. позволяет на научной основе строить процесс обучения, воспитания и трудовой деятельности слепых и слабовидящих.

А. В. Петровский

ТИТМА

E-mail Печать PDF

ТИТМА Микк (р. 1939) - эстонский социолог, профессор Тартуского университета, директор Центра социальных исследований в Восточной Европе в Таллинне (с 1990).

Закончил факультет права в Тартуском университете (1963), кандидатскую (1968) и докторскую (1975) диссертации защитил в Институте социологических исследований АН СССР (Москва). Преподавал социологию в Тартуском университете, Таллиннском политехническом институте и Таллиннском художественном институте; руководил отделом социологии в Институте философии, социологии и права Эстонской академии наук (1975-1989), возглавлял этот институт (1988-1989).

Работал в крупнейших социологических центрах Германии (1982), Японии (1984), Чехословакии (1987), Австралии (1988), США (регулярно с 1991). Возглавлял Балтийскую социологическую ассоциацию (Прибалтийское отделение Советской социологической ассоциации) (1982-1986), был вице-президентом Советской социологической ассоциации (1988-1990), депутатом Эстонского парламента (1990-1991).

Основные направления исследований - социология молодежи; социальная структура, неравенство, стратификация. Т. первым из советских социологов оценил возможности биографического подхода в исследованиях процессов социализации, социальных детерминант жизненного пути молодежи.

Под его руководством осуществлены уникальные проекты: Эстонское лонгитюдное исследование (1966-1991) и лонгитюдное исследование "Пути поколения" в 9 бывших советских республиках (1983-1999), научная ценность и сравнительные возможности которого после 1992 возросли многократно. Ежегодные школы для молодых исследователей, работавших в проекте "Пути поколения", способствовали профессиональному становлению целой когорты социологов в большинстве республик бывшего СССР.

Основные публикации: "Выбор профессии как социальная проблема" (1975); "Социально-профессиональные ориентации молодежи. В 2-х частях" (1982); "Престиж профессии" (1984, в соавт. с М. Тальюнайте); "Развитие социальной структуры общества в СССР" (1985, член редколлегии); "Жизненный путь поколения: его выбор и утверждение" (1985, редактор); "Студенты Польши и Прибалтики: сравнительный анализ" (1985, редактор); "Молодое поколение" (1986, в соавтор. с Э. Сааром); "Выбор молодежью жизненного пути" (1988, под ред. Е. Бабосова, Т.); "Советский город, социальная структура" (1988, под ред. Т., А.

Аитова, В. Мордковича); "Методологические проблемы выявления социального качества рабочей силы" (1988, в соавт. с Т. Кукк, Е. Хелемяэ); "Эстония: что у нас происходит" (1989); "Начало пути: поколение со средним образованием" (1989, под ред. Т., Л. Коклягиной); "Жизненные пути одного поколения" (1992, под ред. Т., Л. Коклягиной, В.

Семеновой); "Интернациональный характер жизненного самоопределения молодежи" (1993, под ред. Т., Ш. Шоисматуллоева); "Социальное расслоение возрастной когорты: выпускники 80-х в постсоветском пространстве" (1997, под ред. Т.) и др.

ТИТАРЕНКО

E-mail Печать PDF

ТИТАРЕНКО Лариса Григорьевна (р. 1953) - белорусский социолог, специалист в области истории социологии, а также социологии молодежи и общественного мнения. Окончила отделение философии Белорусского госуниверситета в 1975. Кандидат философских наук (1978), доктор социологических наук (1993), профессор (1995). После окончания аспирантуры (1978) постоянно работает в БГУ. Под научным руководством Т. подготовлено три кандидата наук.

Занимается активной научно-педагогической деятельностью. Неоднократно приглашалась для преподавания социологии в различные вузы США. Стажировалась в Голландии и США.

Принимает активное участие в научно-исследовательских проектах в Беларуси и за ее пределами по различным проблемам постсоветского развития, политической культуры, молодежи, женщин и др. Сокоординатор европейского проекта по изучению ценностей с 1999. Член редакционной коллегии журнала "Социология." Член Международной социологической ассоциации и Международного института социологии, активный участник многих социологических конгрессов.

Научные интересы Т. связаны с изучением истории технократических концепций в западной социологии и их роли в современном обществе. На основе структурно-функционального анализа технократизма ею была проведена новая классификация технократических теорий и их носителей, а также выявлено латентное инкорпорирование технократизма в советской реальности во второй половине 20 в.

Т. - автор более 150 научных работ (на русском, белорусском, украинском, немецком, английском языках), в том числе 4 учебных пособий и 2 словарей, изданных в

России и Беларуси: "Прикладная социология. Словарь" (1991); "Социология молодежи" (1995 и 1996); "История социологии" (1997); "Оперативное социологическое исследование" (1997); "Социология" (1998, 2000, 2002); "Экономико-социологический словарь" (2002).

Основные труды: "Технологический детерминизм: концепции, идеологические функции" (1985); "Социалистическая культура и духовный мир человека" (1985, соавтор); "Диалектика социального развития" (1987, соавтор); "Знание. Компьютер. Общество" (1992, соавтор); "Технократические концепции в западной социологии" (1993); "Современная социологическая теория" (1994, соавтор); "Мир ценностей современной молодежи: к глобальной интеграции" (1994, соавтор); "Молодежь в посткоммунистической России и Восточной Европе" (на английском языке, 1995, соавтор); "Ценности и постсоветская молодежь: проблемы трансформации" (на английском языке, 1995, соавтор); "Местные общности: Принадлежность и идентичность" (на английском языке, 1996, соавтор); "Гендерная социология" (1998); "Общественное мнение в Беларуси" (на английском языке, 1999); "Глобальные тенденции в женском движении и лидерстве" (на английском языке, 2000); "Опасения в посткоммунистических обществах" (на английском языке, 2002, соавтор); "Россия: центр и регионы" (2002, соавтор) и др.

ТИПЫ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

E-mail Печать PDF

Типы работоспособности — варианты динамики работоспособности в течение дня. По динамике изменений в течение дня можно выделить по крайней мере девять типов работоспособности: 1) ровный, или устойчивый, тип работоспособности, но работоспособность при этом может быть и на высоком, и на среднем, и на низком уровне; 2) исходный высокий уровень сохраняется до середины дня и резко снижается в конце дня; 3) исходный уровень снижается к середине дня и остается таким до конца дня; 4) непрерывное снижение уровня работоспособности от начала к концу дня; 5) при низком или среднем исходном уровне работоспособность улучшается только к концу дня; 6) при низком или среднем исходном уровне работоспособность повышается к середине дня и сохраняется до конца дня; 7) при низком или среднем уровне работоспособность повышается в течение дня; 8) улучшение работоспособности в первой половине дня и ухудшение во второй; 9) ухудшение работоспособности в первой половине дня и улучшение во второй.

Тип работоспособности может быть индивидуальной характеристикой деятельности и зависит от возраста, состояния здоровья, вида деятельности, ее сформированности и т.п.

ТИПЫ ПРИКЛАДНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

E-mail Печать PDF

ТИПЫ ПРИКЛАДНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, дифференцируются по критериям их цели, логики осуществления, особенностей организации и конечного результата.

Первая укрупненная классификация исследований в социологии - выделение теоретических и прикладных, общесоциологических и конкретно- или частносоциологических.

Критерием дифференциации исследований на теоретические (в социологии они совпадают с фундаментальными) и прикладные служит их конечный результат, то воздействие на познавательную и практическую деятельность, которое этот результат оказывает. Теоретические исследования направлены на выявление законов и закономерностей социальных явлений и процессов, функционирования и развития систем, прикладные - не просто перевод имеющегося знания в рекомендации (как иногда утверждают), а тот же научный поиск, но конкретизированный по уровню обобщения, объекту; по практическим, более близким целям. В свою очередь, общесоциологическими являются исследования, посвященные изучению проблем общества как целостной системы, и конкретно-социологические, посвященные анализу отдельных (сквозных) явлений и процессов общественной жизни как в теоретическом, так и прикладном аспектах.

По критерию внутренней логики (логической определенности) и соответственно решаемым задачам прикладные социологические исследования подразделяются на пилотажные (см.), панельные (см.), лонгитюдные (см.), а также монографические (см.), выборочные (репрезентативные) и сплошные. При выделении трех последних типов добавляется и такой показатель, как степень охвата генеральной совокупности (см.), но он не заменяет, а лишь дополняет критерий "логика и задачи исследования".

>По формам организации и финансирования прикладные социологические исследования могут быть бюджетными и хоздоговорными. Хоздоговорные исследования выполняются на основе хозяйственных договоров между заказчиком - предприятием, организацией, учреждением - и исполнителем, в роли которого могут выступать, например, кафедры вузов.

По характеру и форме конечного результата прикладные социологические исследования подразделяются на четыре типа. Первый тип - исследования, направленные на получение такой социальной информации, которая не поддается статистическому учету (мнения, оценки, установки, предложения и т.д.) или до определенного времени не учитывается статистическими органами (например, контркультурные объединения молодежи и др.). По аналогии с терминологией, принятой в статистике, их можно назвать информационными, социально-статистическими обследованиями. Это - наиболее распространенный тип исследований.

Их цель и конечный продукт - оперативная, достоверная, репрезентативная информация. Распространенное категорическое (а потому не всегда верное) требование рекомендации "по принятию управленческого решения" равносильно тому, чтобы метеорологи давали не только прогноз погоды, но и указания, что делать специалистам сельского хозяйства, авиации, коммунальных служб и т.д. при резком похолодании. Целесообразно четко распределять ответственность: социолог отвечает за качество и своевременность получения информации, специалисты и руководители - за ее использование.

Второй тип - исследования, позволяющие измерять латентные (не поддающиеся непосредственному наблюдению) параметры социальных явлений и процессов; факторы, детерминирующие их протекание, связи и отношения между явлениями, а также характеристики индивидов и социальных групп - носителей общественных отношений.

Условно эти исследования можно назвать измерительными. Это, например, измерение социальных установок личности, изучение отношения к труду, включенности личности в профсоюзную деятельность и т.п. Этот тип исследований - наиболее сложный, он всегда имеет не только практический, но и теоретический выход, как в виде новых шкал, инструментария, методик, так и приращения социологического знания.

Третий тип - исследования, в ходе которых имеющееся знание переводится в конкретные рекомендации, проекты решения проблем применительно к специфике объекта, а также осуществляется аналитическая и методическая работа по внедрению рекомендаций в практику. Это - инженерно-социологические и управленческо-социологические исследования, основное поле деятельности заводской социологии.

Четвертый тип - экспериментальные исследования. Они включают теоретическое обоснование конкретного социального эксперимента, а также всю аналитическую работу в ходе его осуществления.

>Значительное распространение и самостоятельный статус приобрели следующие три типа исследований: сравнительные, диагностические и экспертные. Они не укладываются в приведенную схему критериев, отличаясь и целями, и логикой, и организацией. Каждый из этих типов исследований вызван к жизни определенными потребностями и имеет большое значение: первый - в теоретическом плане, два других - преимущественно для практики.

С.А. Шавель

Страница 58 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135