Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

УХВАНОВА-ШМЫГОВА

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

УХВАНОВА-ШМЫГОВА Ирина Фроловна (р. 1951) - белорусский филолог и специалист по дискурс-исследованиям, профессор Белорусского государственного университета, в настоящее время заведующая кафедрой английского языка и речевой коммуникации (БГУ).

Окончила Минский государственный институт иностранных языков (1973).

В 1980 защитила кандидатскую диссертацию по теме "Отбор и семантическая обработка лексики средствами пропаганды", в которой дала описание четырехпозиционной лингвосемиотической модели плана содержания сложного языкового знака (слова), позволившей вскрыть механизм семантического манипулирования содержанием языкового знака (слова) и идеологического контроля над содержанием лексических единиц языка - "Язык и идеология" (1980).

Продолжив работу над теоретическим осмыслением семантического механизма языка и выйдя на уровень предложения, текста, а затем и макротекста, построила авторскую каузально-генетическую теорию плана содержания сложного языкового знака (слова, предложения, текста, макротекста), которая явилась основой для рождения ряда новых качественных методик анализа текста как социологического документа - "План содержания слова: от анализа к синезу, от структуры к системе" (1994). Данное направление научного поиска получило свою реализацию в докторской диссертации "План содержания языкового знака: сущность и феноменология" (на материале текстов СМИ), защита которой состоялась в БГУ в 1995. В настоящее время работает над оптимизацией технологий дискурсных исследований и дискурсной экспертизы.

Участвовала в ряде крупных исследовательских проектов, в том числе, в качестве национального координатора и автора в написании национального отчета в рамках программы ООН "Женщины Беларуси в зеркале эпохи" (1997), руководителя проекта "Дискурс власти и контрдискурсия" (1998-1999), руководителя группы дискурс-аналитиков в рамках международного исследовательского проекта "Компаративные исследования харизматических политических лидеров России, Беларуси, Украины: зарождение, мобилизация, устойчивость" (1999).

Явилась инициатором, редактором и одним из авторов серии научных изданий интердисциплинарного характера "Методология исследований политического дискурса: Актуальные вопросы анализа общественно-политических текстов" (Выпуск 1, 1998; Выпуск 2, 2000; Выпуск 3, 2002).

У.-Ш. - автор более 100 научных работ, опубликованых на четырех языках в девяти странах мира (Беларуси, Германии, Канаде, Норвегии, Польше, России, Франции, Украине, Чехии). Член редколлегии международного журнала "Respectus Philologicus", г.

Вильнюс.

УТОПИЯ

E-mail Печать PDF

УТОПИЯ (греч.: ou — отрицательная частица, topos — место, т.е. "место, которого нет") — понятие для обозначения описаний воображаемого/идеального общественного строя, а также сочинений, содержащих соответствующие планы социальных преобразований. Ведет происхождение от названия одноименной книги Мора (1516). Отказ от исследования наличной общественной действительности, интеллектуализм, стремление репрезентировать интересы человечества в целом отличают У. от, соответственно, науки, мифологии и идеологии. Источником У. на каждом отдельно взятом отрезке реального исторического времени могли выступать социальные идеологии, технологические мифы, экологическая этика и т.д. Формирование У. — свидетельство процессов осознания и рефлексии всеохватывающих кризисных явлений общества. У. возможно трактовать также и в качестве мечты о совершенстве мира, способной обеспечить проверку и отбор наиболее функциональных моделей общественного развития.

При этом трагизм процедур осуществления У. нередко истолковывается как следствие того, что У. являют собой "выражение антиприродного, надприродного измерения, которые могут быть только силой внедрены в сознание среднего человека и без которых история была бы менее трагичной". У. в ряду идеальных конструкций человеческого разума способны отражать: мечту о мире постоянного и полного чувственного удовлетворения; поиск идиллических состояний благополучия, сдерживаемого моральными и эстетическими ограничениями; ориентацию на акцентированно упорядоченное разумным и нравственным государством благополучие; надежду на осуществление одушевленной цели торжества Добра над Злом вне материальных аспектов этого процесса; проект усовершенствования человеческого общества сугубо посредством организационно-интеллектуальных новаций и т.п. В исторической ретроспективе У. могли быть: а) несбыточными в границах наличных общественных условий, но осуществимыми при трансформировании последних (например, гоббсовский проект гражданского общества в 17 ст.); б) перманентно конституирующимися (сопряженно с вызреванием необходимых предпосылок) сейчас и в мыслимом будущем (например, идеалы свободы и равенства в их понимании на рубеже 18—19 вв.); в) неосуществимыми в принципе (коммунистические лозунги всеобщего равенства и универсального изобилия). В античности У. тесно переплетались с легендами о "золотом веке", о "блаженных городах и территориях", являя собой, как правило, иллюстративный материал к тем или иным философско-этическим выводам авторов. В эпоху Возрождения и великих географических открытий У. приобрели преимущественную форму описания совершенных государств, либо якобы существующих либо существовавших в прошлом где-то на земле ("Город Солнца" Кампанеллы, "Новая Атлантида" Ф.Бэкона, "История севарамбов" Д.Верраса и т.п.). В 17—18 вв. У. получили распространение также как различные проекты социально-политических реформ.

С середины 19 в. У. все больше превращаются в специфический жанр полемической литературы, посвященной проблеме общественного идеала. У. разнообразны по социальным задачам: рабовладельческие У. (Платон — "Государство", Ксенофонт — "Воспитание Кира" и др.); феодально-теократические У. (мистическая философия истории Иоахима Флорского, 13 в.; В.Андреа — "Христианополис", 1619 и др.); буржуазные У. (Дж.Гаррингтон — "Республика Океания", 1656; Э.Беллами — "Взгляд назад", 1888; Т.Герцки — "Фрейландия", 1890, и др.); различные произведения утопического социализма (Ш.Фурье — "Трактат о домоводческо-земледельческой ассоциации", 1822 и "Новый хозяйственный социетарный мир", 1829; де Сен-Симон — "Катехизис промышленников", 1823—

1824 и "Новое христианство", 1825, и др.); технократические У. (Веблен — "Инженеры и система цен", 1921, и др.); анархические У. (У.Годвин — "Исследование о политической справедливости", 1793; Штирнер — "Единственный и его собственность", 1845, и др.). Многие утопические сочинения предлагали процедуры решения отдельных важных для человечества проблем: трактаты о "вечном мире" (Эразм Роттердамский, Кант, Бентам и др.), педагогические У. (Я.А.Коменский, Руссо и др.), научно-технические У. (Ф.Бэкон и др.). По ходу модернизации число произведений утопического жанра на Западе в 16—20 вв. возрастало практически в геометрической прогрессии.

В современной социально-философской традиции принято деление У. на "У. реконструкции", направленные на радикальное преобразование общества, "У. бегства" от социальной действительности, а также "обоснованные У.", У. воплощения в жизнь. У. отличаются негативным отношением их авторов к существующему социальному порядку, претензией на универсализм и "окончательность" предлагаемых процедур разрешения общественных противоречий, верой в осуществимость соответствующих проектов. У. есть категория психолого-физиологическая, состояние предощущения и надежды, в чем-то атрибутивное мыслящему субъекту. У. в современную эпоху позволяют предвосхищать некоторые тенденции, ориентированные в вероятное будущее (которое на данном уровне познания не может быть описано в конкретных деталях), а также предостерегать от некоторых отрицательных социальных последствий человеческой деятельности. Эти формы У. стимулировали развитие в социальных науках методов нормативного прогнозирования, а также приемов анализа и оценки желательности и вероятности предполагаемого развития событий.

А.А. Грицанов

УТОМЛЯЕМОСТЬ

E-mail Печать PDF

Утомляемость — свойство организма в целом или отдельных его частей быть подверженным утомлению. Конкретная реализация этого свойства, т.е. глубина развивающегося утомления при одной и той же нагрузке (умственной, физической, эмоциональной), зависит от степени адаптации человека к определенному виду деятельности и его тренированности, физического и психического состояния работающего, уровней мотивации и нервно-эмоционального напряжения, возраста, адекватности нагрузок и т.п.

УТОМЛЕНИЕ

E-mail Печать PDF

Утомление — временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем. У. имеет разнообразные проявления на поведенческом (снижение производительности труда, уменьшение скорости и точности работы), физиологическом (затруднение выработки условных связей, повышение инерционности в динамике нервных процессов), психологическом (снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных процессов, сдвиги в эмоционально-мотивационной сфере) уровнях. Сопровождается формированием комплекса субъективных переживаний усталости. Специфика проявлений У. зависит от вида нагрузки, локализации ее воздействия времени, необходимого для восстановления оптимального уровня работоспособности.

А.Б. Леонова

УТЕШЕНИЕ

E-mail Печать PDF

Утешение — психотерапевтическая помощь в душевном труде переживания скорби, которая не предполагает попыток отменить, упразднить страдание. У. — это помогать страдать. М. М. Бахтин писал о трех типах этических реакций на беду другого человека — содействии, совете и сочувствии. Типы У.: (а) У. без У. — в нем нет человеческого тепла, оно проходит мимо человеческого переживания; (б) душевный отклик — но в нем нет духовной правды, настоящего сострадания (т. е. также игнорируется человеческое переживание); (в) духовно-участливое У. — оно воздвигает духовную лестницу, движением по которой человеческое переживание может претворяться в молитву и тем преображаться. У. может выстраивать "духовную лестницу" переживаний, нижней ступенькой которой становится скорбь, безутешность, а верхней — духовная радость. Душевное переживание при этом не отвергается и даже не усекается, оно бережно принимается все без остатка (душевное переживание принимается безусловно, безоценочно, с душевным сочувствием, соболезнованием, состраданием как подлинное и имеющее право на существование), но вводится в духовную вертикаль как ее элемент, так что само естественное движение переживания начинает совершать духовную преображающую работу.

Ф. Е. Василюк

Страница 44 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135