Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЕ

E-mail Печать PDF

Моделирование инновационное — опыт освоения индивидом случайных последствий собственных действий в качестве закономерных. Когда деятельность индивида приводит к непредсказуемым последствиям, он стремится в мысли или действии восстановить условия, вызвавшие эти последствия, открывает причинно-следственную связь между собственным действием и его возможным эффектом. Предпосылки М. и., по-видимому, имеют врожденный характер. Могут быть выделены три разновидности М. и.: эвристическое моделирование (когда случайные последствия позитивны), фрустрационное моделирование (когда последствия негативны) и моделирование границ (когда очерчиваются условия a priori равно возможных альтернативных исходов).

В.А. Петровский

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИМИТАЦИОННОЕ В СОЦИОЛОГИИ

E-mail Печать PDF

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИМИТАЦИОННОЕ в социологии - вид моделирования математического (см.), состоящий в воспроизведении на ЭВМ социального процесса либо функционирования социальной системы. Почти всегда предполагает воспроизведение случайных факторов, влияющих на изучаемое явление, и, как следствие, применение статистических методов для анализа результатов моделирования, в силу чего в русско-язычной литературе почти как синоним термина "М.И." употребляется "статистическое моделирование". Следует иметь в виду, что последний термин употребляется еще в том же смысле, что и англоязычный "statistical modeling", обозначая построение математической модели с помощью статистических методов.

М.И. позволяет изучать весьма сложные системы и процессы без предварительного построения теоретической математической модели, особенно при использовании специальных программных средств.

По существу же алгоритм имитации всегда соответствует некоторой математической модели, явный учет которой позволяет повысить эффективность М.И. с помощью использования априорной информации, а также сочетать М.И. с аналитическим моделированием и детерминированными (неслучайными) вычислительными методами. В качестве такой модели чаще всего выступает некоторый случайный процесс, относящийся, как правило, к классу так называемых процессов Маркова и близких к ним. Эти процессы позволяют, в частности, использовать для сочетания М.И. с другими средствами исследования некоторые интегральные уравнения, что приводит к весьма эффективным аналитическим и вычислительным процедурам.

Н.Н. Леонов

МОДЕЛИРОВАНИЕ ГРАНИЦ

E-mail Печать PDF

Моделирование границ — разновидность инновационного моделирования, заключающаяся в осуществлении человеком действий, различающих для него альтернативные исходы реального или возможного опыта (например, позитивные или негативные). М. г. представляет собой механизм самообучения человека в ситуации неопределенности относительно возможных последствий собственных действий. Посредством М. г. устанавливаются пределы, за которыми позитивный эффект опыта неслучайным образом сменяется негативным эффектом, — тем самым максимизируется область привлекательных или приемлемых для индивида решений. Первоначально, т. е. до осуществления акта М. г., условия потенциально успешного действия индивида как бы отделены для него от условий, вызывающих неуспех, невидимой и неосязаемой чертой, — только действуя, человек способен прочертить границу между возможностями, ведущими к альтернативным исходам. "

;Бытие на границе" — жизненная проблема многих людей, но иногда граница как таковая становится притягательной: человека может привлекать сама возможность "пройтись по краю" — между успехом и неудачей, падением и победой, катарсисом и фрустрацией (В.А. Петровский, 1971, 1975, 1990).

Моделируя границы, отвечая себе на вопрос "В каких пределах я могу сейчас знать что-либо, обладать чем-либо, действовать?", человек как бы пытается изведать (или разведать), что могли бы означать префикс "не" в словах: "неизвестно", "невероятно", "невыносимо" и префикс "бес" в словах "бесконечно", "беспричинно", "бесполезно". В этой устремленности человека в запределье, к постижению того, что ограничивает, — источник непрагматизма и даже видимой иррациональности поведения. Тенденция моделировать ограничения, как показывают исследования, в возрастном развитии проявляется очень рано. В специальном эксперименте (В.А.

Петровский, Е.И. Кузьмина, 1980) создавалась ситуация, когда детям без каких-либо разъяснений запрещалось заходить за черту, отделяющую одну половину комнаты от другой.

Участниками эксперимента были дети младшего и старшего дошкольного возраста. У детей в обеих группах наблюдалось значительное число случаев выхода в запрещенную часть комнаты, хотя в ней, как могли до этого убедиться дети, ничего интересного для них не было (она была пуста), а в "разрешенной" половине комнаты находились игрушки и даже рояль, на котором дети могли "музицировать".

Младшие дети выбегали за запретную черту чуть ли не сразу, а дети постарше раздумывали: выходить или нет, а потом все-таки отваживались переступить через разделительную черту. Некоторые дети поступали хитрее: у них как бы случайно выкатывался мячик и они чувствовали свое "законное право" проследовать за ним. Предприняв этот маневр, они возвращались в разрешенную часть комнаты (таков аналог побудительной силы запрещенного действия из известной сказки Ш.

Перро "Синяя Борода", что дает название феномену, обнаруженному в эксперименте, — "феномен Синей Бороды"). В отличие от известного житейского факта под названием "запретный плод сладок" (подтверждение чему было найдено в остроумных экспериментах Д. Брема и Е.

Розен, в которых детям запрещалось есть одно из нескольких пирожных, после чего оно оценивалось как более вкусное) феномен Синей Бороды свидетельствует в пользу "чистой" побудительной силы запрета — привлекательности границы как таковой. Моделируя границы, человек смещает демаркационную линию между доступным и недоступным ему в деятельности, создает новые границы и вновь переступает их. Его деятельность движется, а сам человек развивается как личность.

В.А. Петровский

МОДЕЛИРОВАНИЕ В ОБУЧЕНИИ

E-mail Печать PDF

Моделирование в обучении [лат. modus — образ] — 1) содержание образования и способ познания, которым учащиеся должны овладеть в обучении; 2) одно из основных учебных действий, являющееся составным элементом учебной деятельности. Первый аспект означает включение в содержание образования понятий модели и моделирования. Эта задача обусловлена необходимостью формирования научно-теоретического типа мышления, в котором модели реальных явлений используются как средство их познания.

Современная наука имеет модельный характер, при котором конструирование и изучение моделей реальных объектов является основным методом научного познания. Поэтому задача формирования научно-теоретического мышления может быть успешно решена лишь когда научные модели изучаемых явлений займут в содержании обучения подобающее место и учащиеся овладеют моделированием как методом научного познания.

Второй аспект состоит в использовании моделирования как высшей и особой формы наглядности для выявления и фиксации в легко обозримом виде существенных особенностей и отношений изучаемых явлений. Так, например, при изучении понятия "величины" в курсе начальной математики величины предметов представляют в виде отрезков, соотношение между которыми моделирует соотношение величин. М. в о. широко используется для построения общих схем действий и операций, которые учащиеся должны проделать в процессе изучения сложных абстрактных понятий. В системе развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) М. становится центральным учебным действием, обеспечивающим формирование у детей теоретических обобщений. В дошкольном возрасте систематическое обучение детей М. различных связей и отношений между объектами служит важнейшим средством формирования общих познавательных способностей (Л.А. Венгер).

Е.О. Смирнова

МОДЕЛИРОВАНИЕ

E-mail Печать PDF

Моделирование (в психологии) [фр. modele — образец] — исследование психических процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических, моделей. Под "моделью" при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Наличие отношения частичного подобия ("гомоморфизм") позволяет использовать модель в качестве заместителя или представителя изучаемой системы. Относительная простота модели делает такую замену особенно наглядной. Создание упрощенных моделей системы — действенное средство проверки истинности и полноты теоретических представлений в разных отраслях знания.

Б.М. Величковский

Страница 228 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135