Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ОПРОСНИКИ ЦЕННОСТЕЙ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Опросники ценностей — группа опросников личностных, предназначенных для измерения ценностей и ценностных ориентаций личности. Ценности формируются в процессе усвоения социального опыта и обнаруживаются в интересах, установках и других проявлениях личности. Поэтому О. ц. близки опросникам интересов, опросникам установок, и опросникам мотивов. К наиболее известным зарубежным О. ц. относятся опросник Олпорта-Версона-Линдсея, разработанный на основе теории Э.

Шпрангера, и опросник ценности специальностей Д. Супера, позволяющий получить сведения о том, насколько важна для обследуемого каждая из 45 таких ценностей специальностей, как, напр., помощь другим — для психолога, возможность продвижения по службе — для администратора и т.д. (А. Анастази, 1982). В литературе сообщается о достаточно высокой надежности и валидности этих опросников.

Л.Ф. Бурлачук

ОПРОСНИКИ УСТАНОВОК

E-mail Печать PDF

Опросники установок — группа опросников, предназначенных для измерения относительной ориентировки индивидуума в одномерном континууме установок. О. у. в зависимости от определяемых установок могут быть представлены как опросники личностные или отнесены к опросникам-анкетам. Начало разработки О. у. было положено работой Л. Тэрстоуна и Е. Чейва "Измерение установок", опубликованной в 1929 г. Суть разработки О. у. этими авторами сводится к следующим этапам: 1) выбор установки, подлежащей измерению; 2) сбор большого количества высказываний по существу изучаемой установки; 3) оценка значительной группой экспертов каждого из окончательно отобранных высказываний по шкале (обычно 11-балльной); 4) статистическая обработка результатов, позволяющая установить шкалу с равнораспределенными единицами измерения. Недостатком О. у. типа "тэрстоунских" является влияние собственных установок экспертов на классификацию утверждений. Иной подход к построению О. у. был реализован Р.

Лайкертом (1932). В этом случае не требуется классификация утверждений группой экспертов. Утверждения отбираются лишь на основе их внутренней согласованности. Шкалы типа "лайкертовских" предусматривают по каждому утверждению следующую градацию ответов: полное согласие — 5 баллов, согласие — 4, безразличие — 3, несогласие — 2 и полное несогласие — 1 балл.

Сумма баллов по утверждениям дает общий показатель индивидуума, который интерпретируется в соответствии с эмпирически установленными нормами. При построении О. у. используются и другие приемы, но большинство из них разработано по типу "терстоунских" или "лайкертовских".

Л.Ф. Бурлачук

ОПРОСНИКИ ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ

E-mail Печать PDF

Опросники типологические — группа личностных опросников, разработанных на основе выделения типов личности как целостных образований, не сводимых к набору черт (или факторов). В отличие от конструирования опросников черт личности, такой подход требует группировки самих обследуемых, а не их личностных признаков (В.М. Мельников и Л.Т.

Ямпольский, 1985). В О. т. диагностика осуществляется на основе сопоставления с соответствующим (усредненным) типом личности.

Л.Ф. Бурлачук

ОПРОСНИКИ МОТИВОВ

E-mail Печать PDF

Опросники мотивов — группа личностных опросников, предназначенных для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности, которая позволяет установить, на что направлена активность индивида (мотивы как причины, определяющие выбор направленности поведения).

Помимо этого, существенное значение имеет вопрос о том, как осуществляется регуляция динамики поведения. В этом случае нередко прибегают к измерению установок, и в этом аспекте О. м. смыкаются с некоторыми видами опросников установок. Разработка О. м. в психодиагностике во многом связана с необходимостью оценки влияния фактора "социальной желательности", имеющего установочную природу и снижающего достоверность данных, получаемых с помощью личностных опросников. К наиболее известным О. м. относится разработанный А. Эдвардсом "Список личностных предпочтений" (1954), который предназначен для измерения "силы" потребностей, заимствованных из перечня, предложенного Г. Мюрреем к тематической апперцепции тесту. К числу этих потребностей относятся, напр., потребности в достижении успеха, в уважении, в лидерстве и др. "Сила" каждой потребности выражается не в абсолютных величинах, а относительно "силы" других потребностей, т.е. используются личностные показатели (А. Анастази, 1982).

Для изучения роли фактора "социальной желательности" А. Эдвардсом (1957) предложен специальный опросник, достаточно широко за рубежом применяются и другие О. м., напр., "Форма по изучению личности" Д. Джексона (1967), опросники А. Мехрабяна (1970) и др.

Л.Ф. Бурлачук

ОПРОСНИКИ ЛИЧНОСТНЫЕ

E-mail Печать PDF

Опросники личностные — разновидность опросников, разработанных в рамках субъективного диагностического подхода и направленных на измерение различных особенностей личности. Прототипом современных О. л. обычно считают разработанный Ф. Вудвортсом (1919) "Бланк данных о личности", предназначенный для выявления и отсеивания с военной службы лиц с невротической симптоматикой

О. л. могут быть подразделены на: а) опросники черт личности; б) опросники типологические; в) опросники мотивов; г) опросники интересов; д) опросники ценностей; е) опросники установок.

Основные проблемы использования О. л. связаны с возможностью фальсификации ответов, а также со снижением достоверности получаемых данных в силу влияния факторов, имеющих установочную природу, и различий в понимании вопросов обследуемыми.

Фальсификация ответов, о вероятности которой следует помнить при проведении некоторых обследований (напр., в случае психологической экспертизы), типична не для всех диагностических ситуаций. Накоплено немало данных, свидетельствующих о стремлении обследуемых быть искренними. Сложнее обстоит дело с установками, реализующимися в процессе ответов па вопросы О. л. Одна из наиболее известных установок — стремление обследуемых к выбору "социально одобряемого" ответа, т. е. того, который предписывается общественными или групповыми нормами. Влияние этой установки особенно велико в тех О. л., содержание вопросов которых тесно связано с "хорошими" или "плохими" особенностями личности.

Стимулом к социально одобряемым ответам является и установление обследуемым зависимости (реально существующей или воображаемой) собственного благополучия от результатов обследования. Избегнуть влияния этой установки можно с помощью маскирующей формулировки вопросов, введения "буферных" вопросов, создания особых шкал и другими способами. Следует учитывать, что установки, действующие при ответах на вопросы, могут быть рассмотрены также в качестве своеобразных личностных индикаторов.

Помимо факторов, имеющих установочную природу, на достоверность ответов в О. л. существенно влияет интеллектуальная оценка вопросов обследуемым (особенности понимания вопросов). Было показано, что неясность, трудность вопросов приводят к изменчивости ответов при повторном обследовании, а это свидетельствует о малой надежности методики (Л. Голдберг, 1963). В то же время оказывается, что вопросы, ответы на которые остаются неизменными при повторном обследовании, нередко обладают низкими дискриминативными возможностями.

Анализируя проблемы, возникающие в связи с разработкой и применением О. л., необходимо подчеркнуть, что переменная, которую стремятся измерить, воплотив ее в вопросе, является одной из причин, приводящих к тому или иному ответу, а ее связь с ответом будет выражаться статистически, а не детерминистически. Ответ обследуемого зависит от многих переменных, выступающих в различных связях и вариантах у разных лиц.

Исследователь должен отчетливо представлять себе, что ответы на О. л. формируются вне связи с теориями, отделяющими, напр., особенности личности от особенностей индивида.

И те и другие будут в той или иной мере представлены в ответах. Поэтому следует признать некорректными попытки объяснения ответов на вопросы О. л. лишь свойствами нервной системы, темперамента или, напротив, характера. Диагностические показатели, получаемые с помощью О. л., имеют вероятностно-ориентирующее значение, их истинная природа должна быть выявлена путем сопоставления с соответствующими объективными данными (С.Л. Рубинштейн, 1959).

Л.Ф. Бурлачук

Страница 195 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135