Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАТРУДНЕНИЙ МЕТОД ОБСЛЕДОВАНИЯ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Психологических затруднений метод обследования — опросник личностный. Предложен Т. Л. Романовой в 1992 г. Предназначен для экспресс-диагностики уровня субъективных переживаний индивидом своих жизненных трудностей. П. з. м. о. состоит из 33 утверждений, которые обследуемый должен оценить как "верные" или "неверные" по отношению к себе, например:

— Часто я ссорюсь с людьми из-за того, что у меня трудный характер;

— Я постоянно думаю о том, что мешает нашей семейной жизни;

— Меня очень волнует то, что я постепенно теряю контакт с моим ребенком.

>При формулировании утверждений опросника автор исходил из содержания жалоб, с которыми обращаются клиенты психологических консультаций. Большинство жалоб затрагивали четыре сферы жизнедеятельности (что и было отражено в утверждениях). Это неудовлетворенность: 1) собой, своей жизнью в целом; 2) общением, межличностными контактами; 3) отношениями с супругом; 4) отношениями с детьми.

Л. Ф. Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

E-mail Печать PDF

Психологический синдром [греч. syndromē — стечение] — устойчивый индивидуальный вариант психического развития ребенка (как правило, неблагоприятный), представленный совокупностью взаимосвязанных психологических проявлений (симптомов). Развитие П. с. определяется межличностной ситуацией развития ребенка, т. е. системой его отношений с ближайшим социальным окружением. Структуру П. с. образуют три основных блока: 1) психологический профиль ребенка; 2) особенности поведения и деятельности ребенка; 3) реакция социального окружения на поведение и деятельность ребенка (А.Л. Венгер). Психологический профиль представлен характеристиками мотивационно-потребностной сферы, эмоциональных и когнитивных процессов, существенными для развития данного П. с. Эти характеристики модифицируют поведение и деятельность ребенка, порождая те их особенности, которые и служат внешними проявлениями П. с. Реакция социального окружения (родителей, учителей, сверстников и др.) представляет собой совокупность воспитательных воздействий, определяющих развитие психологического профиля ребенка. Устойчивый П. с. образуется в тех случаях, когда в этой системе замыкается положительная обратная связь ("порочный круг"), т. е. когда реакция социального окружения поддерживает и углубляет те характеристики психологического профиля ребенка, которые и послужили первоисточником этой реакции (вызвав породившие ее формы поведения и деятельности). Исходным пунктом для возникновения П. с. может стать любой из трех описанных блоков. В длительно существующем П. с. не представляется возможным выделить "начальное" или "конечное" звено, в силу кольцевой взаимосвязи между ними. Коррекция неблагоприятного П. с. достигается благодаря разрушению лежащей в его основе положительной обратной связи ("порочного круга"). По характеру прогноза могут быть выделены П. с. с относительно благоприятным прогнозом, невротизирующие (т. е. приводящие к появлению неврозов) и психопатизирующие (нарушающее нормальное развитие личности).

А.Л. Венгер

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СИМБИОЗ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Психологический симбиоз [греч. symbiosis — сожительство] — 1) Изначально возникающее эмоционально-смысловое единство матери и младенца, которое служит исходным пунктом дальнейшего развития его сознания и личности. 2) Чрезмерно тесная связь между ребенком и взрослым (чаще всего матерью) или между двумя детьми (напр., в близнецовой паре), тормозящая развитие личности ребенка, препятствуя формированию самостоятельности и независимости.

В младенческом возрасте возникновение нормального П. с. обусловлено физиологической общностью матери и плода в пренатальном развитии. Близким к понятию П. с. является введенное Л.С. Выготским понятие "пра-Мы" — первоначальное сознание психологического единства матери и младенца, которое предшествует "возникновению сознания собственной личности, т. е. сознания дифференцированного и выделенного "Я". Развитию П. с. способствует появляющийся на рубеже первого и второго месяцев жизни ребенка комплекс оживления, упрочивающий эмоциональную связь матери и младенца.

В более позднем возрасте П. с. сохраняется вследствие воспитания ребенка в условиях гиперопеки и повышенного контроля со стороны взрослых. П. с. особенно часто поддерживается в неполных семьях, если одинокая мать полностью "замыкается" на ребенке, или, напротив, в ситуации, когда в воспитании единственного ребенка участвует особо большое количество взрослых (бабушки, тети и т. п.). Длительно сохраняющийся П. с. затрудняет нормальное общение ребенка со сверстниками, приводит к его изоляции в группе. Преодоление П. с. требует большой осторожности и постепенности, так как резкое и внезапное предоставление ребенку высокой степени свободы, к которой он не готов, может вызвать у него тяжелый стресс. В некоторых случаях П. с. возникает в результате отклонений в общем психическом развитии ребенка (напр., при аутизме).

В.В. Абраменкова, А.Л. Венгер

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ОБРАЗОВАНИЯ

E-mail Печать PDF

Психологическая служба образования — один из компонентов целостной системы образования.

Целью ее деятельности является обеспечение психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста, основной задачей — содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей, средством — создание благоприятных психологических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенных в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности. П. с. о. — интегральное явление, представляющее собой единство четырех составляющих или аспектов — научного, прикладного, практического и организационного. Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки.

Научный аспект предполагает проведение научных исследований практических проблем психологии образования, методическое и теоретическое обоснование и разработку психодиагностических, психокоррекционных и развивающих программ, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в конкретных условиях современного образования; прикладной — психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая анализ и разработку психологических оснований учебных программ, учебников, дидактических и методических материалов, подготовку кадров и пр.; практический — непосредственную работу психологов в образовательных учреждениях (школах, детских садах, гимназиях, интернатах и др.) или центрах П. с.; организационный — создание структуры П. с. о. Развитие прикладного, практического и организационного аспектов зависит от научного, являющегося теоретической базой и тем самым определяющего содержание, функции и модель П. с. о.

Существуют два направления деятельности П. с. о. — актуальное и перспективное. Первое ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении и воспитании детей, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности. В настоящее время в детских учреждениях много таких проблем, и оказание конкретной помощи — существенная задача П. с. сегодняшнего дня. Однако эта задача не должна стать единственной.

Перспективное направление нацелено на развитие, становление личности и индивидуальности каждого ребенка, на формирование его психологической готовности к самоопределению, к созидательной жизни в обществе. Эти направления неразрывно связаны между собой: психолог, решая перспективные задачи, повседневно оказывает конкретную помощь нуждающимся в ней детям, их родителям, воспитателям, учителям.

Ориентация на развитие ребенка определяет основное содержание деятельности практического психолога: а) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста (сензитивность того или иного возрастного периода, зона ближайшего развития и пр.); б) развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, жизненных планов и пр.; в) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется прежде всего организацией продуктивного общения учащихся со взрослыми и сверстниками; г) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям. Он ответственен прежде всего за соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.

Нарушение этих условий мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной или специально развивающей работы с ними. Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его переживаниям, уверенности или неуверенности в себе, пониманию им своих способностей, интересов, его отношению к себе, к людям, к окружающему миру, происходящим семейным и другим существенным событиям, к жизни как таковой и пр.

Психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Задача взрослых — помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть способами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.

>Эффективность деятельности практического психолога определяется уровнем его профессиональной подготовки, которая включает не только хорошее знание психологии, не только высокий уровень владения разнообразными психологическими методами изучения и обследования ребенка, но и способностью профессионально грамотно интерпретировать полученные данные.

Практический психолог образования должен владеть сложнейшими видами деятельности практической психологии: психологическим просвещением, психопрофилактикой, психодиагностикой, психокоррекцией, специальной работой по развитию, психологическим консультированием. Практический психолог образования, будучи специалистом в области психологии, является также полноправным членом педагогического коллектива образовательного учреждения и имеет двойное подчинение: по административной линии — руководителю учреждения, по профессиональной — психологическому научно-методическому центру. П. с. о. проектируется как единая система в образовательном пространстве страны. Эта система выстроена в единую вертикальную структуру: психологическая служба образовательных учреждений (детских садов, школ, гимназий, лицеев, детских домов, школ-интернатов, ПТУ) — городской, областной центр психологической службы образования — региональный центр психологической службы образования — отдел психологической службы Министерства образования России. Каждое звено этой структуры имеет свои четко определенные функции. Профессиональное взаимодействие всех подразделений структуры может гарантировать высокий уровень деятельности П. с. о., научно-методическую разработку ее проблем, методическое оснащение и материальное обеспечение, профессиональную оценку результатов деятельности службы.

И.В. Дубровина

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

E-mail Печать PDF

Психологическая помощь — широкая многоуровневая сфера помогающей психологической практики. Осуществляется в четырех формах — психологической консультации (англ. аналог — consulting), психокоррекции, психологического консультирования (англ. аналог — counselling) и психотерапии.

Потребность в П. п. и ускоренное развитие ее во второй половине ХХ в. связано, с одной стороны, с негативными последствиями научно-технической революции, сопровождаемой убыстрением темпа жизни, стрессами от экономического и психологического неблагополучия, страхами за здоровье и жизнь (свое и своей семьи) и т. п., а с другой — с "революцией", совершившейся в мироощущении, миропонимании и осознании людьми себя и своих проблем.

Это изменение выступает в признании значимости собственной жизни, в ощущении себя главным распорядителем своей судьбы, в восприятии житейских невзгод не как неизбежного условия существования, а как некого "сбоя", который может и должен быть устранен, для чего и существует помощь разных специалистов, обладающих соответствующей профессиональной квалификацией. Отражением подобного мироощущения служит категория "проблема", которая в теории П. п. занимает такое же центральное место, как категория "болезнь" в медицине. Под "проблемой" мыслится широчайший круг нарушений в отношениях человека с жизнью, окружающими людьми и с самим собой.

Несмотря на условность разделения П. п. на психологическую консультацию, психокоррекцию, психологическое консультирование и психотерапию, все они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Тем не менее, все чаще возникает необходимость их отдельного рассмотрения, поскольку каждая из названных форм имеет собственную зону приложения. В зависимости от сферы, где востребована помощь, и вырастающих отсюда специфических целей и задач, степень различия между формами П. п. может существенно колебаться.

>Психологическая консультация представляет собой информирование клиента и расширение его представлений о разных аспектах переживаемой им проблемы на основе достижений научного знания. Психолог-консультант определяется как "специалист, обладающий необходимой профессиональной подготовкой, которая позволяет ему давать консультируемому совет и рекомендации по личным, социальным и психологическим проблемам" (The New Fowler’s Modern English Usage, "Clarendon Press", Oxford, 1996, p. 187).

Психологическая коррекция, в отличие от психотерапии, которая применяется в случае относительно четко выраженной клинической картины "психосоциально или психосоматически вызванных расстройств поведения и состояний страдания", скорее связывается с профилактикой такого рода расстройств (А.

Притц, Х. Тойфельхарт, В кн.: Психотерапия: новая наука о человеке. 1999, с. 10, 28). Показаниями к психологической коррекции служат психические нарушения или поведенческие отклонения, которые уже начали складываться, образуя повышенный фактор риска (Ю. Ф. Поляков, А. С. Спиваковская, В сб.: Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы. 1985, с. 119—126). Непосредственные цели психокоррекции аналогичны целям психотерапии в той мере, в какой они направлены на реконструкцию негативных психологических новообразований в человеке, но в неменьшей степени они служат предупреждению дальнейшего развития ведущего дефекта и сопутствующих ему условий.

Психокоррекция с необходимостью включает блок диагностики, направленной на выявление ведущего дефекта и механизмов его возникновения и сохранения. Как и в психотерапии, диагностика и коррекция осуществляются практически синхронно и на всем протяжении психокоррекционной работы — коррекционные техники и "приемы" одновременно являются и диагностическими приемами.

Психологической диагностике и коррекции подвергаются все составляющие "факторов риска" и существующие между ними связи.

Так, например, в процессе коррекционной работы с детьми и подростками (в форме игры, тренинга или групповой работы) реконструируется не только ведущий дефект развития или поведения ребенка, но и факторы, обусловившие его возникновение и способствующие его устойчивости. В этом случае системная коррекция может включать разные уровни совместной работы с родителями и семьями — от консультирования родителей и семей до семейной терапии.

>Критерии отличий психологического консультирования и психотерапии характеризуются еще большей условностью, оба этих термина нередко используются как взаимозаменяемые.

По мнению ряда авторов это представляется оправданным, поскольку оба термина одинаково имеют в виду серию прямых контактов с индивидом (клиентом), направленных на то, чтобы помочь ему изменить свои патогенные внутренние установки и поведение, используя с этой целью специальным образом построенные в процессе консультирования помогающие отношения. Параллельно существует тенденция называть "консультированием" более краткосрочную и поверхностную работу с клиентом, оставляя за психотерапией приоритеты интенсивной и длительной работы, направленной на глубокую внутреннюю реорганизацию личности.

Комментируя эту тенденцию, К. Роджерс замечает: "Несмотря на то, что, может быть, и существуют какие-то причины для такой дифференциации, ясно, что интенсивное и успешное консультирование ничем не отличается от интенсивной и успешной психотерапии" (Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. 2000, с. 10).

Стоит отметить, что оба видных представителя американской гуманистической психологии и психотерапии, Р.

Мэй и К. Роджерс, называли свою психотерапию "психологическим консультированием", возможно, тем самым, стараясь дистанцироваться от психоанализа и так называемой "медицинской модели" психотерапии, то есть от осуществления "лечебных процедур" над пациентом, и разрабатывая новую теорию личности, ориентированную на критерии "психологического здоровья" (Р. Мэй Искусство психологического консультирования. 1994).

Достаточно перечислить "слагаемые личности", которые Р. Мэй выдвигает на первый план, прежде чем раскрыть секреты своего терапевтического искусства: свобода (в противовес детерминированности), индивидуальность, социальная интегрированность и глубина религиозности.

Обе тенденции продолжают сосуществовать в сфере психологической практики и поныне. В одних случаях самые основы психологического консультирования связываются с интеграцией различных подходов, сложившихся в мировой психотерапевтической теории и практике. Ставятся примерно однородные задачи в работе с клиентом.

Главнейшая из них — помочь ему найти путь к собственным внутренним ресурсам (Мастерство психологического консультирования. Под ред. А. А. Бадхена, А. М. Родиной. 2002, с. 5). Определение консультанта как специалиста, "подготовленного для дачи советов и рекомендаций по личным, социальным или психологическим проблемам" расценивается в этом контексте как "любопытный нонсенс". Интервенции подобного рода, по мнению авторов, не только не являются "определяющей составляющей профессиональной деятельности психолога-консультанта", но отдаляют психологическое консультирование от его подлинных целей, поскольку никакой совет не способен помочь человеку открыть свой внутренний потенциал (там же, с. 11).

>В то же время существуют области применения, где понятиям "психотерапия" и "психологическое консультирование" приписываются разные функции. Так, например, в сфере традиционной детской и подростковой психотерапии различаются индивидуальная психотерапия ребенка и сопровождающее ее консультирование родителей.

Последнее сводится к обмену информацией между родителями и терапевтом, способствующей лучшему пониманию родителями задач терапии, принятию ими процесса лечения, развитию устойчивых кооперативных отношений с терапевтом. При определенных условиях консультирование может перерасти в семейную психотерапию ("Психотерапия детей и подростков". Под ред. Х. Ремшмидта, 2000).

>В последние годы в связи с расширением картографии помогающих профессий намечается тенденция к еще более четкой концептуальной дифференциации сферы психологического консультирования и психотерапии.

Например, в русле корпоративного консультирования, в связи с оформлением нового его жанра, называемого психологическим коучингом (сопровождение, содействие, личное наставничество) и ориентированного на работу с "первыми лицами" компаний, предприятий, банков, критически переосмысливается даже самый термин "помощь", на смену которому выдвигается более партнерское: "совместная работа". Соответственно, и в отношениях "консультант/коучер-клиент" акцент делается на принципиальном равенстве сторон. "Клиенту" в процессе предложения и принятия решений отводится не менее весомая роль, чем "коучеру"-консультанту. Тем не менее, коучинг в огромной степени использует теоретический багаж и принципы гуманитарной психотерапии (в свою очередь, и способствуя их развитию), благодаря чему достигается его высокая эффективность (Rogers J.

Coaching Skills (a handbook). London, 2004; Психологический "коучинг" и корпоративное консультирование, МПЖ, № 2, 2002).

>Психотерапия в последние десятилетия заявляет о себе как "новая наука о человеке", все более удаляющаяся от идеала естественных наук и выработанных в этой области стандартов научности в виду их неприменимости к тем человеческим измерениям, которыми оперирует психотерапия. Одно из современных толкований этого термина, фигурирующее в Австрийском Федеральном Законе о психотерапии от 1990 г., гласит: "Термин “психотерапия”, происходящий из древнегреческого языка и означающий примерно “чуткую заботу о жизни, душе, уме, настроении человека”, уже по своему изначальному значению говорит о том, что ограничение психотерапии сферой лишь лечения болезни никак не оправдано" (А.

Притц, Х. Тойфельхарт, 1999, с. 11). Психотерапия понимается здесь как дисциплина, пытающаяся смягчить внутренне спровоцированные или приобретенные жизненные проблемы, пользуясь преимущественно, речевыми (в противовес медикаментозным) средствами, хотя и не ограничиваясь только ими (там же, с. 50).

Психотерапия представлена сегодня многочисленными школами и направлениями, которые нередко находятся в отношениях противостояния друг другу, хотя в наши дни конкуренция между ними все чаще сменяется попытками их диалога и интеграции. Многообразие психотерапевтических подходов и отсутствие общей для них методологии нередко объясняется тем, что психотерапия в целом находится пока на допарадигмальной стадии развития (В. В. Макаров, Б. А. Казаковцев, там же, с. 5—9).

Тем не менее, отсутствие единой методологии не помешало процессу последовательного отделения психотерапии от смежных дисциплин (прежде всего теологии, академической психологии и медицины). Этот процесс, развиваясь на протяжении всего прошлого века, особенно интенсифицировался в последние его десятилетия. Психотерапия стала самостоятельной междисциплинарной областью, заняв место на перекрестке социальных, гуманитарных и естественных наук, не принадлежа полностью ни к одной из этих групп.

Благодаря продолжающемуся процессу внутренней эмансипации психотерапии от медицины и очевидной тенденции ее гуманитаризации, в широком смысле слова современную психотерапию можно отнести к одной из наиболее значительных форм П. п. Но при этом нам тут же придется вспомнить, что в картографии помогающих профессий, в рамках психотерапии, сейчас интенсивно заявляет о себе жанр, специфика которого заключается в собственно П. п. — экстренная П. п., в центре которой — человек, находящийся в состоянии острого кризиса.

Практика экстренной П. п. начала складываться очень давно, еще в годы Первой мировой войны и в событиях войны.

Отметим, что в это же время возникает экзистенциализм, поставивший в центр своего рассмотрения человека отчаявшегося, оказавшегося в пограничной, экстремальной ситуации. Тем не менее, не эти идеи легли в основу первых представлений об экстренной П. п. На определение специфики жанра больше повлияли принципы социальной медицины с ее акцентом на превентивных мерах, обеспечении готовности сообщества, культурно-исторической психологии и пр. Важнейшей составляющей экстренной П. п. является исследование факторов риска и, напротив, факторов, обеспечивающих устойчивость человека в катастрофических обстоятельствах. Сегодня экстренная П. п. нередко представляет собой работу не с последствиями травмы, а работу в эпицентре катастрофы. Жанр экстренной П. п. характеризуется широким социальным охватом.

Предполагается, что любые превентивные меры должны учитывать социальные процессы, возникающие вокруг травматического события, позитивные и негативные аспекты социального взаимодействия в этот период, культурный контекст, существующие традиции, ритуалы и пр. Социальная поддержка признается важнейшим защитным фактором после травмы, а работа с семьей — одной из важнейших мишеней психологического вмешательства. Жанр экстренной П. п. требует от психолога, психотерапевта очень высокого психологического искусства и не только этого. Он заявляется как превентивный, направленный на предотвращение посттравматических расстройств, которые требуют подчас уже очень глубокого психотерапевтического вмешательства (Бурмистрова Е. В., Федунина Н. Ю. Экстренная психологическая помощь. Законы жанра.

МПЖ, № 4, 2006). Этот пример подтверждает мнение, что психотерапия в наши дни превращается в "некую службу, реагирующую на изменение общественной ситуации, дестабилизацию смыслообразующих социальных и религиозных систем, нарастающую сложность мира и повседневной жизни" (Макаров В. В., Казаковцев Б. А. Психотерапия: новая наука о человеке, 1999). Необходимость психического преодоления трудностей современной жизни, меняющейся все быстрее и неожиданнее, — важнейшая характеристика современности, накладывающая свой отпечаток и на все помогающие психологические практики.

Т. В. Снегирева

Страница 145 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135