Галагон
Галагон, в осетинской мифологии владыка ветров, дух плодородия; от него зависит успех веяния зерна на току. В жертву ему приносили красного петуха или барана и совершали ряд магических обрядов.
Соционика - наука или искусство?
Галагон
Галагон, в осетинской мифологии владыка ветров, дух плодородия; от него зависит успех веяния зерна на току. В жертву ему приносили красного петуха или барана и совершали ряд магических обрядов.
Галатея Галатея (Γαλάτεια), в греческой мифологии: 1) морское божество, нереида дочь Нерея (Hes. Theog. 250).
В неё влюблён страшный сицилийский киклоп Полифем, а она, отвергая его, сама влюблена в Акида-Ациса (сына лесного бога Пана). Полифем подстерёг Акида и раздавил его скалой; Г. превратила своего несчастного возлюбленного в прекрасную прозрачную речку (Ovid. Met.
XIII 750897). В эллинистической литературе сюжет любви пастуха Полифема к Г. представлен Феокритом в виде иронической идиллии (Theocr.
XI);
2) возлюбленная Пигмалиона.А. Т.-Г.Европейские поэты и драматурги обращаются к мифу о Г. и Полифеме в XVIXVII вв. (трагедии «Галатея» П. Торелли и И. Гундулича; эклога «Галатея» Я. Саннадзаро; поэмы Л. де Гонгоры «Сказание о Полифеме и Галатеи» и Ж. де Лафонтена «Галатея»). Одновременно сюжет использовался в музыкально-драматическом искусстве (оперы «Галатея» С. Орланди; «Галатея» Л. Виттори; «Ацис и Галатея» М. А. Шарпантье и «Ацис и Галатея» Ж. Б. Люлли).
В XVIIIXIX вв. миф нашёл воплощение лишь в оперных постановках («Ацис и Галатея» Дж. Эклса, «Ацис и Галатея» Г. Г. Штельцеля, «Галатея» Н. Порпоры и др.). Г. Ф. Генделю принадлежат оратория «Ацис, Галатея и Полифем» и опера «Ацис и Галатея».
Привлёк миф и Гайдна (опера «Ацис и Галатея»). Среди многочисленных балетов XVIIIXIX вв. на сюжет мифа «Ацис и Галатея» Ж. Ж. Новера, «Ацис и Галатея» Ш. Дидло. Европейское изобразительное искусство XVIXVIII вв. обращалось к сюжетам: «Ацис и Галатея» (Джулио Романо, Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. А. Ватто, И. Тишбейн и др.) и «триумф Галатеи» (Рафаэль, Агостино и Аннибале Карраччи, Н. Пуссен и др.).
Галес
Галес (Halesus), в римской мифологии сын Нептуна, родоначальник царей города Вейи (Serv. Verg, Aen. VIII 285).
Галиррофий
Галиррофий (‛Αλιρ‛ρόθιος), в греческой мифологии сын Посейдона и нимфы Эвриты. Был послан отцом срубить священную оливу Афины, но топор, которым он начал рубить дерево, вырвался из рук Г. и смертельно его ранил (Schol. Aristoph. Nub. 1005).
В мифе отражена борьба культов Посейдона и Афины в Аттике (ср. изображение на западном фронтоне храма Парфенона спора Афины с Посейдоном за обладание землёй Аттики). По другому варианту мифа, Г. покушался на честь Алкиппы (дочь Ареса и Агравлы) и Арес убил его.
Посейдон обратился к ареопагу из двенадцати олимпийских богов, обвиняя Ареса в убийстве своего сына, но ареопаг оправдал его (Apollod. III 14, 2).
Гамадриады
гамадриады (‛Αμαδρυάδες), в греческой мифологии нимфы деревьев, которые, в отличие от дриад, рождаются вместе с деревом и гибнут вместе с ним (греч. ‛αμα, «вместе», δρυς, «дуб»). Отец некоего Парэбия совершил тягостное преступление, срубив дуб, который его молила пощадить Г.
За то, что дуб-жилище Г. был срублен, нимфа покарала и преступника, и его потомство. Чтобы искупить вину, следовало воздвигнуть нимфе алтарь и принести ей жертвы (Apoll. Rhod.
II 471489). Когда Эрисихтон приказал срубить дуб в роще Деметры, из него заструилась кровь, а ветви покрылись бледностью. Нимфа, обитавшая в дубе, умирая, предрекла возмездие осквернителю, наделив его ощущением неутолимого голода (Ovid.
Met. VIII 739879).
Страница 100 из 387