Аретуса
Аретуса, Аретуза (Αρέθουσα), в греческой мифологии спутница Артемиды, нимфа, которую полюбил Алфей.
Соционика - наука или искусство?
Аретуса
Аретуса, Аретуза (Αρέθουσα), в греческой мифологии спутница Артемиды, нимфа, которую полюбил Алфей.
Арён
Арён, в корейской мифологии женский персонаж из мифа о Пак Хёккосе, основателе древнего корейского государства Силла. Рассказ об А. сохранился в разных версиях в «Самгук саги» и «Самгук юса».
Согласно «Самгук саги», А. появилась на свет из правого бока (рёбер?) дракона, спустившегося в колодец Арён на пятом году правления Пак Хёккосе (53 до н. э.). Девочку взяла на воспитание пожилая женщина и дала ей имя по названию колодца.
По более развёрнутой версии в «Самгук юса» А. появилась в один день с Пак Хёккосе из левого бока петушиного дракона (или из рассечённого брюха дракона) в колодце Арён (или Ариён) в селении Сарянни близ Кёнджу. Вместо губ у неё был петушиный клюв, который отпал после омовения в речке к северу от Лунной крепости (Вольсон, в современном Кёнджу).
Когда А. подросла, она стала супругой Пак Хёккосе. А. отличалась незаурядными знаниями и добродетелями и посмертно была причислена к лику святых.
Ариадна Ариадна (Αρέθουσα), в греческой мифологии дочь критского царя Миноса и Пасифаи, внучка солнца Гелиоса. Когда Тесей был со своими спутниками заключён в лабиринт на Крите, где обитал чудовищный Минотавр, А., влюбившись в Тесея, спасла его.
Она дала ему клубок нити («нить Ариадны»), разматывая который, он нашёл выход из лабиринта. А. бежала тайно с Тесеем, обещавшим на ней жениться (Hyg. Fab. 42).
Она была очарована Тесеем ещё во время игр в память её брата Андрогея, устроенных Миносом (Plut. Quest, graec. 35). Застигнутый бурей у острова Наксос, Тесей, не желая везти А. в Афины, покинул её, когда она спала (Hyg.
Fab. 42). Бог Дионис, влюблённый в А., похитил её и на острове Лемнос вступил с ней в брак (Apollod. epit. I 9). Когда боги справляли свадьбу А. и Диониса, то А. была увенчана венцом, подаренным горами и Афродитой.
Им Дионис ещё раньше обольстил А. на Крите. С помощью этого светящегося венца работы Гефеста спасся из тёмного лабиринта Тесей. Этот венец был вознесён Дионисом на небо в виде созвездия (Ps.-Eratosth.
5). А. подарила Тесею статую Афродиты, которую он посвятил Аполлону во время своего пребывания на Делосе (Plut. Thes. 21). Сестра А. Федра стала потом супругой Тесея (Hyg.
Fab. 43).
Литература
:
Marini A. M., Il mito di Arianna, «Atene e Roma», 1932, № 12, p. 6097, № 34, p. 12142.А. Т.-Г.Миф об А. был чрезвычайно популярен в античном искусстве, о чём свидетельствуют многочисленные вазы, рельефы римских саркофагов и помпейские фрески (сюжеты: «Ариадна, вручающая Тесею нить», «спящая Ариадна», «Тесей, покидающий Ариадну», «Дионис, обнаруживающий спящую Ариадну», «шествие Диониса и Ариадны»).
В эпоху Возрождения художников привлекали сюжеты: «боги вручают Ариадне звёздный венец» и «триумф Диониса и Ариадны» (Тициан, Я. Тинторетто, Агостино и Аннибале Карраччи, Г. Рени, Я. Йорданс и др.), в XVIII в. сюжет «покинутая Ариадна» (картина А. Кауфман и др.).Миф об А. разрабатывался в европейской драматургии: в XVII в. «Ариадна» О. Ринуччини; «Ариадна» В. Джусти; «Похищенная Ариадна» А. Арди; «Критский лабиринт» Лопе де Вега; «Ариадна» И. Гундулича; «Ариадна» Т. Корнеля; «Ариадна» У. Девенанта; в XVIII в. «Ариадна» П. Я. Мартелло; «Ариадна на Наксосе» И. К. Брандеса; в XIX в. «Ариадна» И. Г. Гердера; в XX в. «Ариадна на Наксосе» Э. Людвига; «Ариадна на Наксосе» П. Эрнста; «Ариадна» М. Цветаевой.Судьба А. послужила сюжетом большого числа опер XVII начала XIX вв., в т. ч. «Ариадна» К. Монтеверди; «Ариадна» Р. Камбера; «Ариадна и Тесей» и «Ариадна на Наксосе» Н. Порпоры, «Обманутая, а затем ставшая богиней Ариадна» Р. Кайзера; «Ариадна» Б. Марчелло; «Ариадна на Крите» Г. Ф. Генделя; «Ариадна» Дж. М. Орландини; «Ариадна на Наксосе» И. С. Майра и др.
Оратории «Ариадна на Наксосе» И. Гайдна, И. К. Ф. Баха и др. Сюжеты мифа в XX в. вновь начинают привлекать внимание композиторов («Ариадна» Ж. Массне; «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса; «Покинутая Ариадна» Д. Мийо; «Ариадна» Б. Мартину).
Аристей
Аристей (Αρισταιος, буквально «наилучший»), в греческой мифологии сын Аполлона и нимфы Кирены (похищенной Аполлоном во время охоты вблизи горы Пелион). Гея, сделавшая А. бессмертным, кентавр Хирон, музы, нимфы обучили его различным искусствам и мудрости.
А. передал людям свои знания охотника (А. «ловчий»), врачевателя, прорицателя, пастуха и пчеловода. Он взял в жёны дочь фиванского царя Кадма Автоною, от которой имел сына Актеона.
Известен миф о преследовании А. жены Орфея Эвридики; когда Эвридика спасалась от А., её укусила змея, и она умерла. За это боги разгневались на А. и умертвили его пчёл.
Мать научила А. обратиться за советом к мудрому морскому богу Протею, который открыл причину гнева богов и способ избавления от него (Verg. Georg. IV 315558).
А. принадлежит к числу героев, соединивших в себе древнюю мудрость земли с первыми достижениями культуры. Он основатель городов (город Кирена в Ливии) и изобретатель ремёсел. Будучи сыном Аполлона и даже его ипостасью, он по сути дела древнее божество, вытесненное Аполлоном и вошедшее в круг его мифов.
Арйана Вэджа Арйана Вэджа (авест., буквально «арийский простор»), в иранской мифологии (в «Авесте») родина ариев (древних иранцев).
Впервые упоминается в книге «Видевдат» (1, 2) как страна, с которой начинается перечень стран добра, созданных Ахурамаздой на благо человечества: «В качестве первой из лучших местностей и стран создал я, Ахурамазда, Арйану Вэджа у прекрасной (реки) Даитйа». А. В. локализуется в научной литературе по-разному: Хорезм, либо местность на берегу Аракса, либо область в междуречье Амударьи и Сырдарьи, либо южнорусские степи и др.
А. В. считается прародиной иранских племён. В поздней литературе (на среднеперсидском языке) именуется Эранвеж.
Литература
:
Толстов С. П., Древний Хорезм, М., 1948;
Benveniste E., LErān-vēž et lorigine légendaire des iraniens, «Bulletin of the School of oriental studies», 1934, v. 7, pt. 2.
Страница 48 из 387