Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

СЛОБОДЧИКОВ

E-mail Печать PDF

СЛОБОДЧИКОВ Виктор Иванович (р. 1944) — российский психолог, специалист в области общей, возрастной и педагогической психологии, психологии образования, философско-религиозных проблем психологии человека. Ученик Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Д-р психологических наук (1994), профессор (1995), чл.-кор. РАО (1996). С 1992 по 2003 г. — директор Ин-та педагогических инноваций РАО и зав. лабораторией антропологических основ психологии развития и образования человека. С 2003 г. — директор Ин-та развития дошкольного образования РАО. Чл. Совета по присуждению премий Президента и Правительства РФ в области образования (1997). Награжден медалью К.Д. Ушинского (1995). Образование получил в ЛГУ, заочно окончив фак-т психологии (1972). Профессиональную научную деятельность начал в ИОиПП АПН СССР (1968—1990), где под руководством Н.И. Непомнящей и Д.Б.

Эльконина провел цикл исследований, изучая предметное содержание сознания и способов его организации у дошкольников и младших школьников. Результаты были обобщены в канд. дис.: "Психологические особенности знаний ребенка о предметном мире в младшем школьном возрасте" (1977). Со второй половины 1980-х гг. совместно с В.В. Давыдовым приступил к разработке психологических основ отечественного образования. Был одним из организаторов ВНИК "Школа" и соразработчиком "Концепции развития общего среднего образования" (1988). Последующие научные исследования С. были связаны с анализом проблем сознания, рефлексии, развития субъективной реальности, внутреннего мира человека, периодизации и диагностики психического развития, организации психологических служб, проектирования систем развивающего общего, высшего и последипломного образования. Результаты были обобщены в докт. дис.: "

;Становление и развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования)" (1994). С середины 1990-х гг. под руководством С. разрабатывается новое научное направление — основы психологической антропологии, подготовлены и изданы базовые учебные пособия по психологическому образованию в гуманитарных вузах ("Психология человека" / в соавт., 1995; "Психология развития человека" / в соавт., 2000; "Психология образования человека", 2003). С. является также организатором практико-ориентированных, комплексных исследований в гуманитарной сфере.

В настоящее время он федеральный эксперт и куратор Мегапроекта "Развитие образования в России", программы модернизации российского образования. Автор монографий: "Методы изучения синтезирующей функции сознания", М., 1975; "Вопросы теории и диагностики психического развития", М., 1982; "Психологические проблемы становления внутреннего мира человека", М., 1986; "Категория возраста в психологии и педагогике развития", М., 1991; "Интегральная периодизация общего психического развития", М., 1996, в соавт.; "Антропологический принцип в психологии развития", М., 1998, в соавт.; "Деятельность как антропологическая категория", М., 2001; "Очерки психологии образования", Биробиджан, 2002. Многие научные работы С. изданы в Болгарии, Германии, США, в ряде испано-язычных стран.

В.Г. Щур

СЛЕД

E-mail Печать PDF

СЛЕД — понятие (в границах языковых игр, присущих творчеству Деррида — не-понятие), противопоставляемое в рамках описываемой традиционной логикой сопряженной бинарной оппозиции ("С. — присутствие") "присутствию" как принципу традиционной метафизики. (В известном смысле сопряженным с "каноническим" значением провомерно полагать интерпретацию текста как исторического С. в разработках школы "Анналов" и у Коллингвуда. Ср. понятия Фрейда: "последействие" — "Nachtraglichkeit", "пролагание путей" "Bahnung".) С. обозначает, согласно Деррида, "первоначальное прослеживание и стирание" и конституируется самой их возможностью. С. выступает универсальной формой не-наличия, при которой осуществляется особая форма соотнесенности всего со всем: фиксация того, что именно с чем соотносится, оказывается неразрешимой. В интерпретации Деррида концепция С. и сопряженная с ней конфигурация терминов выступают одним из значимых оснований для преодоления традиционалистского метафизического мировоззрения.

Ввиду убежденности Деррида в эвристической ограниченности предикативно-объяснительных возможностей метафизических структур и подходов бинарного типа, а также в рамках стандартной для его философии процедуры выработки означающих, предшествующих предельным исходным оппозициям классической метафизики, понятию "С." предпосылается термин "архи-С." или "нечто" — итогом перечеркивания которого являются легитимные словоформы ("присутствие" и "С."). (Словопорождающий механизм — генератор термина "архи-С." — аналогичен интеллектуальным репертуарам конституирования понятийного комплекса "differance — различие" (см. Differance): если классическая метафизика осмысливает различие между двумя понятиями посредством присвоения одному из них ранга господствующего и трактовки другого как производного и внешнего, то, согласно Деррида, "самотождественность" может являться исключительно как "отличная от другого".) С точки зрения Деррида, прежде чем выяснять, чем X отличается от Y, мы должны предполагать, что есть X, т.е. в чем именно заключается его самотождественность. Архи-С. тем самым трактуется Деррида как артикулятор самой формы различия, как необходимое условие осуществимости последнего, как предшествующий и организующий процедуру различия ("дифференцирующую игру") между любыми X и Y (будь то явление или понятие). "Присутствие" у Деррида, таким образом, исходно инфицировано различием (см. Differance): самотождественность понятия, немыслимая сама по себе, требует в качестве обязательного условия свою собственную дубликацию с целью ее соотнесения с другим. "Прослеживание" С. (если угодно — в "гносеологическом" контексте) тождественно его стиранию и самостиранию.

По мнению Деррида, "... такой след не мыслим more metaphisico.

Никакая философема не в состоянии его подчинить. Он "есть" то самое, что должно избежать подчинения. Лишь присутствие подчиняется. Способ начертания такого следа в метафизическом тексте настолько немыслим, что его нужно описать как стирание самого следа.

След продуцируется как свое собственное стирание. И следу следует стирать самого себя, избегать того, что может его удержать как присутствующий. След ни заметен, ни незаметен". В рамках концептуальной схемы Деррида, в процессе производства и осмысления различий (формирования оппозиций) между понятиями и явлениями, архи-С. может являть собственное стирание как в виде присутствия, так и в форме отсутствия. С. конституирует себя в качестве отношения к другому С. По формулировке Деррида: "Поскольку след запечатлевает себя отнесением к другому следу... его собственная сила производства прямо пропорциональна силе его стирания". Не имея собственного места, перманентно перемещаясь и отсылаясь, архи-С., по Деррида, не может быть буквально представлен: "Письмо есть представитель следа в самом общем смысле, оно не есть сам след.

Сам же след не существует". Предметной областью социогуманитарных исследований, апплицирование на которую концептуальной схемы "С. — архи-С." результировалось в эвристически значимых теоретических моделях, выступила проблема знаковой природы языка в языковых системах. В границах гипотезы Деррида, знак конституируется не как фиксация определенного отношения означающего к означаемому, а посредством соотнесения означающего с иными означающими (в таком контексте С. с известной долей условности выступает как знак в динамике). Согласно Деррида, фиксация различия между означающими предполагает существование определенного смыслового "люфта" или интервала, который и конституирует знак, одновременно дифференцируя его. Тем самым, любая возможность (архи-С.) конституирования знака предполагает "обход" через другого — "самостирание" — возможное в силу феномена итеративности.

В данном контексте архи-С. демонстрирует то, что двойное движение референции-"самостирания" не предполагает очевидного тождества, а будучи не способным принять вид фиксированной тождественности, это движение означает акт различия как такового. По схеме Деррида, "различие, конституируемое в результате движения референции и самостирания" есть "С. архи-С.". Последний "стирает" себя в том, что он же и репрезентирует, ибо, по Деррида, сам С. выступает результатом именно "стирания" как такового.

А.А. Грицанов

СЛАБОУМИЕ

E-mail Печать PDF

Слабоумие — стойкое, мало обратимое снижение уровня психической, в первую очередь умственной деятельности. В частности при С. наблюдают потерю памяти, наряду с повреждением по меньшей мере одной когнитивной функции. Человек, страдающий С., утрачивает знания об окружающем мире и даже о самом себе. Существуют разные виды С.: 1) кортикальное С., когда на фоне общего расстройства памяти у больных наблюдаются нарушения речи, изменение личности и прогрессирующее ухудшение ряда прикладных способностей. Разновидность этого типа С. — болезнь Альцгеймера; 2) субкортикальное С., при котором нарушение памяти выражается в неспособности пользоваться информацией долговременного хранения. Нарушений речи обычно не бывает, но наблюдается распад личности. Пример — болезнь Хантингтона (постепенное вырождение сознания, эмоций и двигательных способностей); 3) другие виды С. ассоциируются со СПИДом, менингитом, наркоманией, запущенными случаями сифилиса.

Различают также слабоумие врождённое (олигофрению) и приобретённое (деменцию). Основное средство лечения С. в настоящее время — лекарственные препараты.

Н. Д. Творогова

СКУРАТОВИЧ

E-mail Печать PDF

СКУРАТОВИЧ Константин Иванович (р. 1952) - белорусский журналист, философ и социолог.

Окончил Минское суворовское училище (1970), Белорусский государственный университет (1979). Кандидат философских наук (1988, тема диссертации - "Буржуазная массовая культура как средство духовного манипулирования личностью").

Обозреватель еженедельника "Белорусский рынок" (с 1994), постоянный автор ряда негосударственных изданий (всего - автор более 1000 публикаций).

>Награды: премия Белорусского фонда Сороса - лучшему экономическому обозревателю (1996), премия Белорусской ассоциации журналистов "За плён ва ўсталяваннi свабоды слова ў Беларусi" (1999), премия Посольства Республики Польша в Минске - за лучшее раскрытие темы белорусско-польского сотрудничества (2000, 2001, 2002). В 2002 С. был награжден журналистской премией НИСЭПИ (см.).

Согласно С., при осмыслении статуса, роли, функций и исторических судеб социологии в постсоветских государствах необходимо учитывать следующие обстоятельства:

1. Социология как научная дисциплина, сформированная "под идеи" самодостаточной ценности человеческой личности, а также - обеспечения равновесного состояния социума, имеет весьма ограниченное приложение к реалиям постсоветских обществ. В рамках последних социология выражает, скорее, достаточно ограниченный спектр общественного мнения, обусловленного ситуативным и способным (под давлением извне) стремительно меняться в самом широком диапазоне социальным настроением (см.) населения.

2. Ни о каком возрождении социологии в СССР в 1960-х рассуждать некорректно. Легализация в 1960-е конкретных социологических исследований определялась, с одной стороны, идеологической задачей демонстрации преимуществ социалистического образа жизни, а с другой - практической задачей попытки объяснения ряда негативных тенденций социального и научно-технического развития советского общества.

С. - автор более 50 научных работ, в том числе:

"Всемирная энциклопедия.

Философия" (2001, соавтор и член редакционного совета), "Новейший философский словарь" (2001, соавтор и член редакционного совета), "История философии" (2002, соавтор), "Всемирная энциклопедия. Философия ХХ век" (2002, соавтор), "Нарушение социально-экономических прав как причина падения уровня жизни населения в Беларуси" (1998); "Экономическая политика: альтернативы и перспективы" (1999, в соавторстве); "Хроника несостоявшегося времени: десять лет в зеркале "Белорусского рынка" (2000, соавтор); "Беларусь: политическая история - анатомия - окружающая среда" (2001, в соавторстве с Е.Н. Вежновцом - см.); "Молодежь: динамика ценностных ориентаций" (2001, в соавторстве с Е.Н. Вежновцом) и др.

СКРЫТАЯ ПРАКТИКА

E-mail Печать PDF

Скрытая практика — прием в поведенческой терапии, который использует повторение в воображении положительных навыков. Существует также прием "скрытого моделирования" — научение через представление в воображении такого поведения другого человека, какое хотел бы усвоить клиент.

Н. Д. Творогова

Страница 98 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135