Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

СМИРНОВА

E-mail Печать PDF

СМИРНОВА Розалия Андреевна (р. 1946) - белорусский социолог. Доктор философских наук (1994). Окончила Ленинградский государственный университет (1971). Зав. отделом социологии науки (1999-2001), руководитель Центра оперативных исследований Института социологии и социальных технологий НАН Беларуси (с 2002).

>Основные труды: "Социально-мировоззренческие основания научного познания" (1984); "Природа социальной реальности: бытие и познание" (1991); "Изменение социальной реальности и поведение людей" (1992); "Социальная политика суверенной Беларуси" (1996, в соавторстве с С.А. Шавелем); "Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего в результате аварии" (1997); "Социальная стратификация, мобильность, идентификация" (1998, в соавторстве с С.А. Шавелем, А.В. Рубановым) и др.

Круг профессиональных интересов С. - логика и методология научного знания; методология социо- и гуманитарного знания; наука как социальный институт и сфера человеческой деятельности; мировоззрение личности; человек как объект и субъект социальной политики.

С. - специалист по методологии социально-гуманитарного знания. Исследование вопросов методологии и методики социологии привело к углубленной разработке С. понятия "социальная реальность". Методологическая подмена понятия "социальная реальность" как онтологической данности - понятием "социальная реальность" как схемы мира в научном познании приводила и приводит, по мнению С., к догматизму и схоластике, к принятию одной-единственной истинной социальной теории. В книге "Природа социальной реальности: бытие и познание" С. обосновывает возможность отхода от монолинейного, кумулятивистского и идеализированного образа познания, от признания одной-единственной истины, предлагает принятие концепции многообразия истин, ориентирует современное обществознание на плюралистический образ социальной реальности.

Под углом зрения роли мировоззрения и картины социальной реальности в построении жизненного мира человека С. анализирует процессы социальной идентификации личности. Обращение к этой проблеме вызвано процессами изменения социально-классовой структуры современной Беларуси, появлением новых оснований разделения общества на страты. По мнению С., наряду с объективными основаниями (доход, образование, близость к государственной власти и управлению и др.) большую роль при переходе от одной стратификационной схемы к другой играют субъективные факторы (образ мира и места человека в нем, моделирование картины социальной реальности как проекта жизненной судьбы, "проигрывание", "инсценировка" ее в новых ролях: "челноки", "бизнесмены", "новые русские" и т.п.). Данная идея обоснована С. в книге

"Социальная стратификация. Мобильность, идентификация".

СМИРНОВ

E-mail Печать PDF

СМИРНОВ Анатолий Александрович (1894—1980) — российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, теории и истории психологии. Д-р психологических наук (1951), профессор (1949). Чл.-кор. (1944) и д. чл. АПН РСФСР (1947), с 1968 — д. чл. АПН СССР.

Был чл. Президиума АПН РСФСР (1950—1964), и.о. вице-президента АПН РСФСР (1958—1959). Президент ОП СССР (1957—1963). В 1955—1958 и 1965—1980 гг. — гл. ред. журнала "Вопросы психологии". Засл. деятель науки РСФСР (1958). Окончил историко-филологический фак-т Московского ун-та. С 1920 по 1923 г. работал в

Психологическом институте (ныне ПИ РАО), одновременно (1921—1924) преподавал психологию в Академии социального воспитания. В течение последующих нескольких лет работал в различных московских вузах, в т. ч. в 1927—1930 гг. — в маскировочном отделе Инженерно-технического полигона РККА, гле занимался исследованиями психологии восприятия. С 1930 по 1980 г. снова работал в НИИ ОиПП; в 1950 г. защитил там докт. дис. "Психология запоминания"; с 1945 по 1973 г. являлся его директором. Научная работа С. развивалась в трех основных направлениях: экспериментальное исследование проблем памяти; возрастная и педагогическая психология; история психологии. В историко-теоретических работах С. содержится обоснование отражательной природы психики, показана роль идеи активного отражения для понимания ее функционирования. Анализируя ход развития психологической мысли в России, начиная с XVIII века, С. показал сложность становления психологии как научной дисциплины, обобщил и систематизировал основные достижения психологии в СССР по разным отраслям и направлениям ("Развитие и современное состояние психологической науки в СССР", 1975).

В экспериментальных исследованиях памяти центральное место занимала проблема психологии запоминания; были изучены особенности и условия наиболее успешного осуществления произвольного и непроизвольного запоминания, роль повторения при заучивании. Под руководством С. исследовалось также соотношение образной и словесно-логической памяти, ее возрастные и индивидуальные особенности, типологические различия в уровне развития мнемических процессов, возможности формирования логической памяти на ранних ступенях возрастного онтогенеза.

Опираясь на экспериментальные данные, С. развивал концепцию памяти в русле принципа единства психики и деятельности. Практическое значение исследований С. связано с организацией учебной деятельности и выявлением резервов интеллектуального развития ребенка ("Проблемы психологии памяти". 1966; "Развитие памяти" / Психологическая наука в СССР, т. 1, 1959 / под ред. С.; "Возрастные и индивидуальные различия памяти", М., 1967; "Развитие логической памяти у детей", М., 1967). В области возрастной психологии был проведен анализ закономерностей детского развития (умственного, нравственного, эстетического) с точки зрения принципа развития и целостности изучения, дана обобщенная характеристика детей разных возрастных периодов (от раннего детства до ранней юности) ("Психология ребенка и подростка", 4-е изд. 1930). В работах по педагогической психологии рассмотрены основные теоретические вопросы психологии обучения и психологии воспитания: единство воспитания, обучения и развития; ведущая роль воспитания в развитии; тесная координация задач обучения и воспитания; трактовка проблемы психологии воспитания как центральной проблемы личности. На этой основе наметил пути исследования ряда конкретных проблем (усвоение понятий, закрепление знаний и др.). Особое место в исследованиях С. занимали вопросы психологии трудового обучения, в частности психологической подготовки к труду ("Психология профессий", М., 1927; "Вопросы психологии обучения труду в школе" / под ред. С., 1968.). Под ред. и при авторском участии С. вышел ряд учебных пособий по психологии. Он — инициатор создания серии "Основы психологии" и автор одного из ее томов (1975). Основные научные работы С. изданы в "Избранных психологических трудах", т. 1—2, М., 1987.

А.А. Никольская

СМЕХ

E-mail Печать PDF

Смех — эмоциональное состояние человека, связанное с переживанием комизма ситуации и сопровождающееся рядом физиологических изменений. Индивидуальный С. имеет внешнее выражение, психофизиологическую природу и социальную функцию. Внешнее выражение С., в свою очередь, также комплексно и состоит из мимических движений, коротких и сильных дыхательных движений и прерывистых звуков, сопровождающих дыхательные движения. Внешнему выражению С. обычно соответствуют переживания счастья, радости, веселости. В то же время С. может сопровождать едва ли не все другие эмоции. В соответствии с этим различают: С. презрения, С. удивления, С. отвращения, С. злобы и гнева, С. удовольствия, С. застенчивости, виноватый С., тревожный С. и даже, при всей парадоксальности этого явления, С. страдания (надрывный, срывающийся на истерический плач). Внешнее выражение С. может различаться по интенсивности от "смешка", "усмешки" до "хохота". На психофизиологическом уровне С. сопровождается энергетической активацией всех систем организма, увеличением частоты пульса и учащением нерегулярности дыхания, активацией мимических мышц, выбросом гормонов "радости" в кровь, что воспринимается человеком как переживание легкости, свободы, независимости. Существует также обратная связь: улыбка может вызвать переживание радости, именно поэтому американские исследователи еще в 1930-е гг. обнаружившие это, выдвинули девиз: "Храни улыбку". Внешнюю и психофизиологическую составляющие С. можно встретить уже у животных, однако это кажущееся сходство отрывистых звуков, напоминающих С., — чаще всего признак возбуждения. Улыбка же у высших приматов — составная часть успокаивающего, умиротворяющего поведения.

М.В. Бороденко

СМЕРТЬ

E-mail Печать PDF

СМЕРТЬ — 1) В науке — естественное и необратимое прекращение жизнедеятельности биологической системы. 2) В философии смертность человека рассматривается не столько как природный, сколько как социальный феномен, требующий рационального восприятия и осмысления. Тема С. в 19—20 вв. развивается в самых различных философских и художественных концепциях. Так, например де Сад в контексте идеи "абсолютного преступления", освобождающего творческие силы природы ("Жюльетта", глава 5), предлагал различать две С: природную С. как неотъемлемую часть природного круговорота возникновения и распада; и абсолютную С., как деструкцию, разрушение самого этого циклизма. Именно последняя призвана освободить природу от ее собственных законов и позволить возникнуть принципиально новым формам жизни.

В религиозном экзистенциализме С.Кьеркегора смысл С. должен быть понят не с помощью рассудка, а в состоянии "страха и трепета", открывающем всю глубину веры в Бога; в "религии Человека" (Конт, Фейербах) акцент ставится на родовом бессмертии человека (как и в марксизме) и вечном разумном прогрессе, в идее "вечного возвращения" (А.Шопенгауэр, Н.Гартман, Ницше) утверждается бессмысленность и повторяемость жизни и С. как пути этого повторения; для З.Фрейда С., как и Жизнь, выступает бессознательным импульсом человеческих инстинктов.

В 20 в.Хайдеггер представляет С. онтологической характеристикой человеческого бытия: жизнь есть "бытие-к-С.", человек постулируется в мире осознанием собственной смертности. С., будучи всегда "моей" С., выводит человека из анонимности жизни к "собственному" бытию, С. дополняет возможное бытие человека до полного бытия. "Подлинное бытие-к-С." порывает с повседневными попытками отвлечься от С. и является основой смыслотворчества человека. В отличие от Хайдегера, Камю и Сартр видят в С. не позитивный, утверждающий момент человеческого бытия, а разрушающий смысл и индивидуальность. (Ср. с идеей А.Мальро, подхваченной Сартром: "смерть есть то, что превращает жизнь в судьбу".) Маркузе в отношении человека к С. видит проблему идеологической ангажированности отношения в конкретной культуре.

Маркузе переводит рассмотрение С. из онтологии в социальную, культурологическую плоскость. Эту традицию развивает Ф.Ариес, выдвигая теорию пяти этапов восприятия С. в западноевропейской культуре: от "прирученной" С. (архаика — 12 в.), когда человек считал С. естественной и был готов к встрече с ней, до "перевернутой" С. (20 в.), когда общество стыдится С., скрывает и банализирует ее, отдает в руки врачей и похоронных бюро. По мысли Лакана, существует различие между реальной (биологической) С. и ее символизацией, "сведением счетов", исполнением символического предначертания (например, исповедь на смертном одре в католицизме). В этом промежутке, согласно Лакану, могут возникать и благородные образы (древнегреческая Антигона) и чудовищные монстры (призрак отца Гамлета). Сам же этот промежуток суть место реального травматического ядра в самом средоточии символического порядка: этот топос открывается процессами символизации и историзации — историзация предполагает некое внеисторическое пустое место, вокруг которого артикулируется символическая система. "Вторая", символическая С. как разрушение природного круговорота таким образом может быть помыслена в контексте того, что этот круговорот сам уже символизирован и историзирован, вписан с сетку символов. "Абсолютная" С. есть разрушение символической Вселенной или — точнее — тотальная аннигиляция совокупности означающих. Изменчивое отношение человека к С. легло в основу теории Бодрийяра, представляющего историю общества как историю трех этапов "симуляции", т.е. вытеснения, маскировки С. в сфере социального в зависимости от изменений в законе стоимости.

Система, стремящаяся к совершенству, изначально боится С. и пытается, по Бодрийяру, закрыться от нее с помощью "симулякров", т.е. определенных видов искусственности, которые должны заслонить принцип "аннулирования", что для системы и есть С. Успехи медицины в 20 в. поставили перед философами проблему определения С. Большинство исследователей исходят из того, что родовым признаком человека является сознание, следовательно, С. — это С. сознания: "С. человеческого существа определяется с того момента, когда умирает сознание" (Л.

Шварценберг). Парадигмальный разрыв с классическими концепциями С. впервые был реализован в работах французского мыслителя второй половины 20 в. Биша, открывшего "новый" витализм, определившего жизнь как "совокупность функций, оказывающих сопротивление смерти" и переставшего трактовать С. как неделимое мгновение.

Согласно Фуко, Биша "релятивизировал идею смерти, сбросив ее с пьедестала того абсолюта, на котором она представала каксобытие неделимое, решающее и безвозвратное. Он "испарил" ее, распределив по жизни в виде смертей частичных, смертей по частям, постепенных и таких медленных, что "по ту сторону" они завершаются самой смертью. Однако же из этого факта он образовал одну из основополагающих структур медицинской мысли и медицинского восприятия; то, чему противостоит жизнь, и то, чему она подвергается; то, по отношению к чему она предстает как живое сопротивление, и, следовательно, жизнь; то, по отношению к чему она обнаруживается аналитическим образом, а значит является подлинной... На фоне такого мортализма и возникает витализм". Три "важнейших нововведения" Биша в понимание С. сводимы к следующему: "постулирование смерти как сущности, равнообъемной жизни; превращение смерти в глобальный результат совокупности частичных смертей; а главное, принятие в качестве модели "насильственной смерти" вместо "естественной смерти" (Делез).

Д.К.

Безнюк, А.А. Грицанов

СМЕЛСЕР

E-mail Печать PDF

СМЕЛСЕР (Smelser) Нейл (р. 1930) - американский социолог, профессор Калифорнийского университета, представитель эволюционного функционализма, ученик и последователь Т. Парсонса (см.). Исследовал социально-психологические аспекты коллективного поведения, воздействие разных социальных институтов (см.) (политических, правовых, религиозных и др.) на экономическую жизнь общества. С. - один из патриархов современной американской социологии и автор пионерных работ по экономической социологии (см.), теории коллективного поведения, теории социальных изменений. На книге С. "Социология экономической жизни", изданной в русском переводе в 1965, выросло целое поколение социологов-шестидесятников, ставших впоследствии лидерами разных школ и направлений в отечественной социологии 1970-1980-х. В работе "Теория коллективного поведения" (1962) С. развернул концепцию ценностно-ориентированного коллективного поведения; в механизмах формирования массового действия он выделяет когнитивные компоненты: единство взглядов, ценностей и верований его участников. Учебник С. "Социология" (1988), переведенный на русский язык в 1994, выдержал за последние десять лет три издания, что является очень хорошей рекомендацией качества лекционного курса.

В настоящее время С. внимательно изучает развертывание в

России борьбы за восстановление рынка в качестве главного экономического института. Каким бы ни был результат этой борьбы, считает С., "капиталистическая" Россия не будет повторять пути развития "капиталистического" Запада в силу особенностей своего экономического и политического наследия 20 в. С. придерживается мнения, что экономическая эволюция в России в последующие десятилетия заставит специалистов пересмотреть и подвергнуть переоценке нынешние теории социального развития.

Г.Н. Соколова

Страница 97 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135