Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Осознанные сновидения. Слиться с тенью

E-mail Печать PDF

Осознанные сновидения. Слиться с тенью

Психолог Эрнст Росси высказал предположение, что важной функцией сна является интеграция -- синтез отдельных психологических структур, приводящий к созданию более целостной личности1. Человек представляет собой сложную, многоуровневую биопсихосоциальную систему. Наша психика имеет множество различных аспектов, которые могут находиться, а могут и не находиться в гармонии друг с другом. Результатом дисгармонии может быть несчастная жизнь или антисоциальное поведение. Достижение целостности требует согласования всех аспектов личности. Интеграция может помочь не только восстановлению нарушенных связей между различными аспектами личности, но и процессу естественного развития.

Такого рода теории расширяют классическую психотерапию, цель которой -- поддержать человека в его стремлении преодолеть неврозы. Согласно Росси, интеграцией называются процессы, способствующие росту личности.

В сновидениях мы становимся свидетелями чего-то большего, чем простые желания. Мы переживаем драмы, отражающие наше психологическое состояние и происходящие в нем перемены. Сны являются лабораториями для экспериментирования с нашей психической жизнью ... Коротко эту конструктивную, или синтетическую, точку зрения на сновидения можно выразить так: сновидение -- это глубинный процесс психологического роста, изменения и трансформации2.

Осознанное сновидение в огромной степени способствует этому процессу. В осознанном сновидении можно отождествить себя с чем угодно и, таким образом, символически связать воедино различные аспекты своей личности, которые до этого отвергались или отрицались. Благодаря этому "камни", когда-то отброшенные строителем нашего эго, могут быть заложены в новый фундамент целостности.

В этом же духе высказывается и поэт Райнер Мария Рильке.

Осуществление принципа, в соответствии с которым вы должны не избегать трудностей, но стремиться их преодолеть, поможет вам все чуждое и неприятное превратить в самое близкое и верное. Как тут не вспомнить древние мифы, хранилище мудрости всех народов, -- мифы о драконах, которые в последний момент превращаются в принцесс. Наверное, все драконы нашей жизни -- это принцессы, ждущие нас, красивых и смелых. Наверное, все ужасное в глубине своей беспомощно и ждет от нас спасения3.

Карл Юнг заметил, что отрицаемые черты характера часто проецируются на других и принимают символическое выражение в снах в виде монстров, драконов, бесов и т.п. Юнг назвал эти символические фигуры словом "тень". Присутствие теневых фигур во сне свидетельствует о неполноте созданной нашим эго модели его самого. Только вбирая в себя свою "тень", эго приобретает целостность и психологическое здоровье.

Процедура эта сопряжена с определенными трудностями, о которых повествует пионер осознанного сновидения Фредерик ван Эден: "В классическом осознанном сне," -- пишет он -- "я летел в ясном безоблачном небе над широкими просторами, ощущая блаженство и благодарность, которую мне хотелось выразить в самых изысканных словах"4. К сожалению, эти благостные видения очень часто сменялись тем, что ван Эден называл "демоническими снами", в которых его дразнили и мучили рогатые бесы, которых он считал независимыми "разумными существами очень низкого нравственного уровня"5.

Юнг, вероятно, увидел бы в демонических снах ван Эдена пример компенсации, попытку скорректировать психический дисбаланс, порожденный чувством собственной важности и гипертрофированной набожностью. Говоря словами Ницше: "Чем выше тянется дерево к небесам, тем глубже его корни прорастают в ад." Во всяком случае, ван Эден не смог заставить себя поверить, что именно его собственный ум является источником "всех ужасов и заблуждений сновидения"6. А раз он этого не понял, он так никогда и не сумел избавиться от своих "демонических снов", хотя нужно было вместо отрицания принять демонов в качестве части самого себя.

Как же сделать это? Существует несколько подходов, но любой из них основывается на установлении более гармоничных взаимоотношений с темными сторонами своей личности. Один из подходов, упоминавшийся в главе 10, -- это дружественный диалог с теневыми существами7. Применительно к теневым существам, в отличие от людей, этот подход может дать удивительные результаты. Не убивайте во сне своих драконов, лучше подружитесь с ними.

Этот, диалоговый подхлд, предложенный Полем Толи, иллюстрируется случай, сообщенным Скоттом Спэрроу. Спэрроу поясняет, что приведенный ниже сон, увиденный молодой женщиной, был "одним из снов в длинной серии кошмаров, в которых она все время убегала от агрессивного, психически ненормального мужчины. В этом сне она в первый раз достигла осознанного состояния, и, как можно догадаться, он был последним в череде кошмаров".

Я находилась в бедном, плохоосвещенном районе города. Меня принялся преследовать на аллее молодой мужчина. Я, как мне показалось, долго убегала от него. Потом, осознав, что сплю, я вспомнила, что значительная часть моей жизни во сне прошла в бегах от преследователей-мужчин. "Могу ли я действительно чем-нибудь помочь тебе?" -- произнесла я про себя. В тот же миг преследователь превратился в очень интеллигентного молодого человека и ответил: "Да. Нам с другом нужна помощь." Я пошла в квартиру, которую они снимали, и поговорила с ними об их проблемах, искренне им сочувствуя8.

Помните: воспринимаем ли мы окружающее как ужасное или прекрасное, зависит от нашей точки зрения. Как заметил восемь столетий назад афганский суфий Хаким Санаи:

Чтобы видеть свое отражение в зеркале,

надо держать его перед собой, отполированное чисто;

даже солнце, не жалеющее света,

сквозь туман выглядит осколком стекла;

даже лики существ, превосходящих красотой ангелов,

в порыве злобы кажутся дьявольскими рожами9.

Вы настолько же не в состоянии правильно сказать, что на самом деле отражает ваше сознание, насколько ваши мысли искажены страхом, гневом, гордыней и предрассудками. Если ваш ум напоминает кривое зеркало, не удивляйтесь, что в ваших снах ангелы покажутся демонам. Надо, поэтому, постараться, чтобы этого не произошло. Увидев во сне монстра, искренне поприветствуйте его, как давнего друга, и он им станет.

Один из мультфильмов Гари Ларсена серии "Дальняя сторона" иллюстрирует такой подход: Две пожилые леди рассматривают в окно "кошмарное чудовище, стоящее на пороге их дома". Более умная леди говорит: "Успокойся, Эдна ... Да, это какое-то гигантское отвратительное насекомое ... но, может, это гигантское отвратительное насекомое ждет от нас помощи"10.

Для установления мира с теневыми существами не обязательно заводить с ними беседу. Достаточно почувствовать сердцем искреннюю симпатию к ним, и они станут вашими друзьями. Искренне принимая ранее отвергаемые стороны себя самого, вы символически интегрируетесь со свей тенью, как это произошло в одном из моих собственных снов. Я оказался посреди школьного дебоша. Дикая орава в тридцать или сорок человек громила все вокруг, швыряя в окна стулья, выбрасывая людей, судорожно сцепляясь друг с другом, наполняя воздух пронзительным визгом, улюлюканьем и ругательствами; подобное происходит в некоторых школах, когда учитель на минутку отлучится из класса. Заводила всего этого -- огромный мерзкий рябой тип варварской наружности, сжал меня железной хваткой, и я безуспешно пытался вырваться из его лап. Потом я понял, что сплю, и словно во вспышке, вспомнил свой недавний опыт.

Зная, что этот конфликт коренится во мне самом, я прекратил борьбу. Я сделал вывод, что "варвар" -- это нечто, с чем я борюсь внутри себя, или, может, это чей-то образ, или чье-то качество, которые мне не нравятся. В любом случае, если мне когда-нибудь и приходилось видеть теневые существа, то этот "варвар" был им! Мой опыт говорил мне, что лучший способ разрешения конфликтов во сне -- это возлюбить своих врагов, как себя самого. Я понял, что мне следует с распростертыми объятиями принять свою тень, существование которой я до сих пор отрицал.

Таким образом, я попытался почувствовать любовь к стоявшему передо мной "варвару". Поначалу мне это не удавалось -- его грубость и уродливость вызывали во мне отвращение. Но, заставив себя преодолеть первичный шок, вызванный его внешностью, я стал искать в своем сердце чувство сострадания. Найдя его, я взглянул "варвару" в глаза, и интуиция подсказала мне, что нужно говорить. Из моих уст хлынули хвалебные речи, и тень растворилась во мне. Одновременно бесследно исчезла картина дебоша, сон потерял яркость, и я проснулся, ощущая восхитительное спокойствие.

Осознанные сновидения. Смысл жизни

E-mail Печать PDF

Осознанные сновидения. Смысл жизни

Год назад я изучал восточные религии, в особенности буддизм, джайнизм и индуизм. У меня было осознанное сновидение, в котором я наблюдал то, что называется "танцом Шивы". Я увидел древнюю индусскую статую. Пока я смотрел на нее, изображение у меня перед глазами смешалось, напоминая "снег" при плохом приеме в телевизоре, и я подумал, не отслоилась ли у меня сетчатка.

Потом я понял, что сплю, и что я воспринимаю первичную энергию, лежащую в основе Вселенной. Я чувствовал глубокое единство со всем окружающим. Казалось, что я заново открыл вечную мудрость, В этот момент время остановилось, и я вышел за пределы дуги времени. (Т.Д., Кларксвилль, Теннесси)

Конечным результатом был безграничный свет. Он появлялся только когда я входил в осознанное состояние, но очевидной связи между его появлением и моими действиями не было. Он появлялся, когда я находился в темноте, или в большой комнате, или во время моих религиозных отправлений. Обычно он возникал в виде солнца, опускающегося у меня за головой, пока все мое поле зрение не заливал блистающий свет. Больше никаких образов не оставалось. Я ощущал присутствие Бога, и меня внезапно охватывала великая радость. По мере того как я фокусировал свое внимание на свете, постепенно утрачивалось ощущение моего сновидческого тела.

Растворение меня и видимых мной образов в Божественном проявлении означало наступление трансцендентального состояния -- состояния, которое можно только испытать, но нельзя объяснить. Полнота света, ощущение Бога, постепенная потеря самоосознания, радость (часто называемая блаженством) и неуправляемое религиозное чувство -- все эти явления обычно упоминаются в оккультной литературе. У меня они бывали только в связи с осознанными сновидениями1.

"Вечные вопросы, будоражащие ум — это откуда и куда, когда и как," -- писал сэр Ричард Бартон в своей "Касыде"2. Со времен, когда человечество начало мыслить, его любознательные представители задавались бесчисленными вариациями вопроса: "Зачем я здесь?" Ответов, которые, впрочем, редко выражались словами, было столько же, сколько и вопрошавших.

Подобным образом любознательная П. Килин, спросившая в своем приведенном выше сне: "Могу ли я узнать смысл Вселенной?", получила ответ в виде бесконечно сложного живого математического уравнения, постичь которое разумом было совершенно невозможно. Кто-то мог бы принять такой ответ за отрицательный, однако, интеллект, возможно, не тот орган, которым постигают "смысл жизни".

Питер Брент описал эту проблему в своей статье по суфийским практикам следующим образом:

Любое знание о предмете формируется у нас в том числе и посредством тех ощущений, которые возникли при его восприятии. Если вы покажете собаке книгу по философии, собака воспользуется своим носом, чтобы определить, что это такое. Она будет оперировать категориями типа еда/не еда, собака/не собака и так далее -- теми, что позволяют делать вывод на основе запаха. Результатом будет очень скорая потеря интереса к книге. Произойдет это не из-за несовершенства обоняния собаки, а из-за несовершенства ее способностей, инстинкта и опыта, заставляющих использовать для восприятия не тот орган. Подобным же образом, наше восприятие действительности может вполне соответствовать используемым органам чувств, но быть неадекватным из-за того, что чувства мы используем не те3.

Каково же чувство, которым мы постигаем смысл жизни? Брент намекает на то, что это форма интуиции, развитие которой требует наставлений учителя, уже имеющего такую способность. Этот факт, возможно, ограничивает ваше самостоятельное продвижение на пути осознанного сновидения.

Тем не менее, осознанные сновидения могут помочь вам ощутить несравненно более богатый мир, лежащий за пределами привычной реальности. Какими бы сторонами духовности или самопознания вы ни интересовались, они помогут вам заглянуть вглубь своего внутреннего мира и сделать там новые открытия.

Осознанные сновидения. Совершенствование навыков

E-mail Печать PDF

Осознанные сновидения. Совершенствование навыков

Когда мне было десять лет, я примерно на год стал счастливым владельцем настоящего шетландского пони. Единственное, что меня расстраивало, так это то, что у меня никак не получалось затягивать подпругу на седле. (Это эквивалентно тому, как научиться завязывать галстук). Однажды ночью я понял, что сплю, и попробовал во сне научиться этому искусству. Я изучил конструкцию седла и "посмотрел", как оно крепится. На следующий день, отправившись на конюшню, я закрепил седло точно так же, как делал это ночью. (К.А., Портленд, Орегон)

Как уже упоминалось ранее, Поль Толи, спортивный физиолог, провел пионерские исследования, касающиеся использования осознанных сновидений для совершенствования спортивных навыков8. Он же разработал несколько рекомендаций на эту тему.

По его утверждению, "сенсомоторные навыки, уже развитые на элементарном уровне, могут быть усовершенствованы с помощью осознанных сновидений". Если вы более-менее знаете, как махать битой, скакать через барьеры или жонглировать тремя мячами, то практика во сне поможет вам сделать это лучше.

Более того, Толи считает, что с помощью осознанных сновидений можно выработать новые сенсомоторные навыки. В качестве примера он приводит случай одного лыжника.

Джеттинг, с его сильным смещением центра тяжести назад, всегда так пугал меня, что я постоянно падал и возвращался в кабину весь в синяках. Когда я научился осознанному сновидению, то на следующее лето стал во сне кататься на лыжах. Обычно я использовал бугор, чтобы инициировать ощущение полета, но в какой-то момент я начал прямо перед бугром отклоняться назад, убирая вес с лыж, чтобы потом ступнями сменить направление. Это было очень здорово, и через несколько недель, во время одного из таких снов мне стало ясно, что мои движения точно имитируют джеттинг. Когда следующей зимой я снова приехал в горнолыжный лагерь, то овладел джеттингом за одну неделю. Я абсолютно убежден, что это связано с моими летними упражнениями9.

В другом примере Толи цитирует поклонника восточных единоборств, которому было трудно переучиваться с жесткого карате на мягкое айкидо.

В тот памятный вечер, так и не сумев одолеть нападавшего и бросить его на мат, я, немного расстроенный, отправился спать. Пока я засыпал, эта ситуация раз за разом проходила перед моим мысленным взглядом. Когда я защищался, то правильное балансирующее движение наталкивалось на внутренний импульс поставить жесткий блок, таким образом, я постоянно оказывался незащищенным и стоял, как вопросительный знак -- нелепая ситуация, недостойная обладателя черного пояса. Той ночью во сне я один раз упал, вместо того, чтобы откатиться. Днем же я ставил перед собой задачу задавать себе каждый раз в такой ситуации критический вопрос: "Сплю я или бодрствую?" -- таким образом, я осознал, что вижу сон. Я направился к своему доджо и начал отрабатывать технику самозащиты со "сновидческим" партнером. Снова и снова я повторял это упражнение в свободном расслабленном стиле, и с каждым разом оно получалось все лучше.

На следующий вечер я лег спать, полный надежд. Я снова достиг состояния осознанности и стал работать дальше. Так продолжалось целую неделю, пока не начался новый период тренировок. Несмотря на то, что я был полностью расслаблен, я привел инструктора в изумление своей почти непроницаемой защитой. И несмотря на то, что темп поединка нарастал, я не сделал ни одной серьезной ошибки. С тех пор мое обучение пошло быстрыми темпами, и через год я получил тренерскую лицензию10.

Толи считает, что освоив тот или иной навык, вы можете с помощью осознанных сновидений совершенствовать его схему перед непосредственным выполнением. Кроме того, по его мнению, атлетам, особенно в видах спорта, связанных с риском, следует в осознанных снах, помимо отработки оптимальных движений, вырабатывать гибкость поведения в необычных или стрессовых ситуациях. Пользу от гибкости ума мы еще обсудим детально в главе 11.

Далее Толи высказывает гипотезу, что осознанное сновидение может повлиять на физическую форму атлета косвенно, путем улучшения его психического состояния: "Изменяя структуру личности, осознанное сновидение может привести к улучшению формы и более высокому уровню достижений в спорте"11. Главной задачей, по его мнению, является смена "эгоцентрической установки", которая уводит восприятие в сторону от цели, на более гибкую "ситуационно-ориентированную" установку. Горнолыжник, ум которого занят тем, как победить соперника, с большей вероятностью потеряет равновесие, наехав на незамеченный бугор, чем тот, который научился расслабляться, внимательно следить за рельефом местности и чутко реагировать на непредвиденные обстоятельства. Толи отмечает, что такое смещение установки с эго-ориентированной на ситуационно-ориентированную полезно и за пределами спорта.

Осознанные сновидения. Сознательное и бессознательное

E-mail Печать PDF

Осознанные сновидения. Сознательное и бессознательное

Вопрос. Я считаю, что во сне мы получаем информацию из бессознательной области ума и поэтому опасаюсь, что сознательный контроль над снами может нарушить этот важный процесс и лишить меня пользы от их интерпретации.

Ответ. Сновидения -- не послания бессознательной области ума, а переживания, создаваемые взаимодействием сознательного и бессознательного. В сновидениях сознательному восприятию становится более доступна неосознанная информация. Однако, сновидение не является областью безраздельного господства бессознательного. Будь оно так, люди не смогли бы вспоминать свои сны, поскольку бодрствующее сознание не имеет доступа к бессознательному.

Сновидческое эго, т.е. тот, кем мы себя ощущаем во сне, идентично нашему бодрствующему сознанию. Оно постоянно влияет на события во сне, определяя их направленность, точно так же как оно делает это в обычной жизни. Характерная черта осознанных снов состоит в понимании эго того, что происходящее есть сон. Это предоставляет ему все условия, чтобы выбрать во сне оптимальный тип поведения.

Не стоит каждый раз пытаться осознать, что вы спите, так же как не стоит постоянно анализировать, что вы делаете в состоянии бодрствования -- иногда самосознание только мешает эффективной работе. При развитом инстинкте (во сне или наяву), нет необходимости сознательно направлять свои действия. Однако при выборе ложного направления (спите вы или бодрствуете), вы должны быть готовы "проснуться", чтобы понять, что ваши действия неправильны, и найти другой подход.

Что же касается пользы от толкования снов, то в отношении осознанных сновидений это может быть столь же полезным, как и в отношении обычных.

Осознанные сновидения. Сон и психотерапия

E-mail Печать PDF

Осознанные сновидения. Сон и психотерапия

Вопрос. Я прохожу в настоящее время курс психотерапии. Можно ли мне попробовать заняться осознанным сновидением? Поможет ли это в лечении?

Ответ. Вам стоит обсудить этот вопрос со своим психотерапевтом. Но предварительно убедитесь, что ваш врач понимает, о чем вы говорите, и что он знаком с текущей информацией по этому вопросу. Существуют способы использования осознанных сновидений в качестве психотерапевтического средства. Если ваш психотерапевт считает, что вам не стоит заниматься осознанным сновидением в данный момент, послушайтесь его совета. Вам нужно довериться его опыту, либо, если вы не согласны с ним, найти другого, который знает, как помочь вам использовать осознанные сновидения в психотерапевтических целях.

Страница 1106 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135