Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Осознанные сновидения. Предположения о мире

E-mail Печать PDF

Осознанные сновидения. Предположения о мире

Схемы -- это наши предположения о мире. Если эти предположения ошибочны, схема перестает быть адекватной моделью мира, и тогда происходит пересмотр предположений и модификация схемы, которые известный психолог Жан Пиаже назвал "адаптацией". Адаптированная схема более приближена к реальности и это расширяет наши знания.

Постоянное приспособление своих схем к новой информации, делает их более полными, согласованными и "осмысленными", а, следовательно, расширяет наш мир. К сожалению, люди не всегда стремятся адаптировать свои схемы, в соответствии с новой информацией.

Очень часто новая информацию игнорируется как раз из-за того, что она не удовлетворяет положениям наших старых схем. Не замечая этого расхождения, мы "ассимилируем" по терминологии Пиаже, наше восприятие реального события или объекта в нашу схему. По этой причине, сложно, например, тщательно вычитать корректуру. Мы можем счесть какую-то деталь нехарактерной или недостаточной для выводов, если видим, что она не вписывается в схему.

Вспомним рассказ о Насреддине (глупом мулле, воплощающем наиболее характерные человеческие недостатки) и царском соколе, прилетевшем к нему на подоконник. Насреддин никогда не видел такого странного "голубя", и поэтому, распрямив аристократический клюв и обрезав когти, он отпустил сокола на свободу со словами: "Теперь-то ты больше похож на птицу...".

Как и Насреддин, обрезавший соколу самые выступающие части тела потому, что они не вписывались в его схему птицы, мы иногда страдаем от самонадеянной близорукости, пытаясь свести новые концепции к уже имеющимся у нас понятиям. Между прочим, одна из задач анекдотов о Насреддине и других рассказов суфийских учителей -- дать нам схемы, позволяющие посмотреть на себя по-новому и способствовать развитию тонкого восприятия.

В состоянии сна мы подчинены тому же набору общих схем, что и в состоянии бодрствования. И в том и в другом состоянии мы предполагаем, что бодрствуем, и поэтому во сне наше восприятие искажается, чтобы удовлетворить этому предположению.

Причудливые события в наших сновидениях мы всеми способами стараемся ассимилировать и в то, что считаем возможным. Даже если нам и удается отметить их необычность, мы, как привило, стараемся дать этому разумное объяснение.

Стремясь, однако, стать осознанно сновидящим, вы должны быть готовы к тому, что "странный голубь" может оказаться птицей с совершенно другим оперением, и что иногда аномалии восприятия объясняются тем, что вы спите.

Осознанные сновидения. Преодоление кошмаров

E-mail Печать PDF

Осознанные сновидения. Преодоление кошмаров

Я стоял на вершине горы на краю обрыва. По-видимому, я был пленником двух парней, с которыми были собака и лев. Чувствуя, что они хотят столкнуть меня вниз, я первый потянул их вперед и сбросил с обрыва вместе со львом, правда, и сам при этом последовал за ними в воду. Со мной было все в порядке, и теперь мои руки были свободны. Я доплыл до берега, и стал взбираться по склону горы. Но на пути у меня встал лев, который на этот раз был сердит, за то, что я сбросил его в воду. Он не дал бы мне подняться, поэтому я попытался испугать его, брызгая водой и бросая в него камни. Но он только еще больше рассвирепел. Он стал приближаться ко мне ближе, а я -- отходить в воду. Он зарычал и прыгнул, загнав меня на камни. Теперь, лежа на спине, я понимал, что не смогу уйти. Тогда я посмотрел на него, и раскинув руки, сказал: "Ну давай!" При этом я неожиданно понял, что сплю. Тогда лев на полпути сменил гнев на дружескую игривость. Когда он шлепнулся на меня, я его обхватил, и мы покатились по земле, пытаясь побороть друг друга. Я поцеловал его, а он меня лизнул. Мне необычайно нравилось, что находясь в осознанном сне, я играю со львом. Тогда он оказался сверху и превратился в красивую обнаженную негритянку, с большими сосками на грудях. Я стал с ней заигрывать и пришел в возбуждение, но у меня было такое чувство, что важнее сейчас вернуться на вершину горы. Поэтому я сказал ей: "Давай вернемся." И на обратном пути я проснулся. (Д.Т., Линденуолд, Нью-Джерси)

Я боялся смерти, но избавился от этой боязни с помощью осознанного сновидения. Находясь в обстановке, напоминающей ад, я понял, что этого не может быть на самом деле, потому что я сейчас сплю в своей постели. В этот момент меня сзади ударили ножом. Чувствуя боль, я решил посмотреть, на что похожа смерть. Я ощутил себя в кататоническом состоянии и пожелал, чтобы моя сновидная "душа" оставила сновидное "тело". Было странно видеть свое сновидное "тело" со стороны. Меня охватило чувство всеобъемлющего мира и спокойствия. Я подумал, что если смерть действительно такова, это не так уж и плохо. С этого дня я совершенно избавился от всякого страха перед смертью, и теперь остаюсь спокойным даже в ситуациях, опасных для жизни. (К.Д., Лодерхилл, Флорида)

Каждый, кого беспокоят кошмары, может извлечь пользу из осознанности как средства от тяжелых снов. Читатели, у которых кошмары бывают часто, смогут тут же воплотить наши советы на практике. Другим же будет полезно изучить эти материалы, чтобы использовать при случае.

В литературе по сновидениям наблюдается несколько подходов при обращении с неприятными снами. Все они используют состояние осознанности во сне, которая дает твердую уверенность в характере происходящего, а также в том, что законы бодрствующего мира к происходящему не применимы. Одна из первых техник, позволяющих преодолеть кошмары, предложена Килтоном Стюартом в его работе "Теории сна в Малайе"12 и приписывается им малайзийскому народу сенои. Патриция Гарфилд обнародовала идеи Стюарта в своей вдохновенной работе "Творческое сновидение"13. Главный принцип техники сенои состоит в том, чтобы сразиться с врагом и победить его. Это означает, что встретив во сне недружелюбное существо, вы должны активно атаковать и подчинить его себе. При необходимости сенои советуют разрушить его оболочку и, таким образом, освободить положительную энергию. Подчинив существо, вы должны заставить его преподнести вам какой-нибудь ценный дар -- что-нибудь такое, что вы смогли бы использовать в бодрствующей жизни. Другой совет состоит в том, чтобы одолеть угрожающее существо с помощью дружелюбно настроенных помощников.

Люди сообщают о положительных, вдохновляющих результатах подхода "сразиться и победить". Однако, по замечанию Поля Толи, нападение на недружелюбных существ -- не самый продуктивный способ обращения с ними. Причина этого детально обсуждается в главе 11, но суть ее в том, что враждебные существа могут быть олицетворением некоторых аспектов нашей личности, которые мы не хотим замечать. Пытаясь уничтожить символическое появление этих персонажей в сновидении, мы символически отвергаем и пытаемся разрушить часть самих себя.

С сенои связана еще одна ценная идея, касающаяся ночных кошмаров. Типичным для кошмарных снов является падение. Система сенои предлагает при этом не просыпаться, но, расслабившись, продолжить падение и мягко приземлиться. Представьте, что вы сейчас приземлитесь в красивом интересном месте, где можно приобрести какой-нибудь полезный опыт. В качестве следующего шага предлагается при падении попытаться полететь туда, где вам будет интересно. Таким образом, отрицательные ощущения вы можете превратить в положительные.

Толи, который исследовал различные способы обращения с враждебными существами в сновидении, заключил, что примирительный подход является наиболее приемлемым для сновидящего14. Его метод примирения основан на том, чтобы завязать диалог с существами в сновидении (см. упражнение ниже). Он говорит, что при попытке человека заговорить с враждебными персонажами, те зачастую превращаются из "существ низшего порядка в высшие существа", то есть из животных и мифических существ в людей, и что эти трансформации "позволяют субъекту мгновенно осознать смысл сновидения". Более того, дружелюбное отношение, как правило, приводит к такой же реакции изначально враждебных существ. Вот, например, сон самого Толи:

Когда на меня напал тигр, я понял, что сплю, но тем не менее захотел убежать. Тогда я снова взял себя в руки, набрался мужества и спросил: "Кто ты?" Тигр опешил, и тут же, превратившись в моего отца, ответил: "Я твой отец и сейчас скажу, что тебе надо делать!" В отличие от своих предыдущих снов, я не стал его бить, а постарался завязать диалог. Я предупредил, что ему меня не провести и отразил все его угрозы и оскорбления. Однако, мне пришлось признать справедливость некоторых его обвинений, и я решил учесть их в будущем. В это время мой отец обрел более симпатичный облик, и мы помирились. Я спросил, может ли он мне помочь, и он ответил, что выбранный мною путь единственно верный. После этого он как бы растворился в моем теле и оставил меня одного15.

Из этого примера видно, что для хорошего диалога вам следует рассматривать существо во сне как равное себе. Из следующих вопросов можно составить плодотворные линии диалога:

"Кто ты?"

"Кто я?"

"Почему ты здесь?"

"Почему ты так поступаешь?"

"Что ты хочешь мне сказать?"

"Почему в этом сне происходит то-то и то-то?"

"Что ты думаешь или чувствуешь насчет того-то и того-то?"

"Чего ты от меня хочешь? Что ты хочешь, чтобы я сделал?"

"Ответы на какие вопросы ты хотел бы от меня услышать?"

"Что я должен знать в первую очередь?"

"Можешь ли ты мне помочь?"

"Чем я могу быть полезен?"

Осознанные сновидения. Признаки сна

E-mail Печать PDF

Осознанные сновидения. Признаки сна

Я стоял на улице перед своим домом в Лондоне. Вставало солнце, и воды залива сверкали в его лучах. Я видел высокие деревья на углу улицы и верхушку старой серой башни за Форти Степс. В это время, в волшебных лучах утреннего солнца картина была особенно привлекательной.

Тротуар был не обычный, а сложенный из голубовато-серых прямоугольных камней, длинные стороны которых были перпендикулярны бордюру. Я уже собирался войти в дом, когда мой взгляд случайно упал на эти камни, и мое внимание приковало явление, странное настолько, что я не мог поверить своим глазам — камни за ночь поменяли свою ориентацию, и их длинные стороны были теперь параллельны бордюру!

И тут меня осенило: несмотря на потрясающую реальность этого чудесного летнего утра, я спал! Как только я это понял, качество сновидения сменилось способом, который очень трудно объяснить тому, кто не испытал это сам. Мгновенно яркость картины возросла стократно. Никогда раньше небо, и море, и деревья не светились такой восхитительной красотой. Даже обыкновенные дома казались живыми и поразительно красивыми. Никогда у меня не было ощущения такого комфорта, такой ясности мыслей и такой невыразимой свободы! Оно было таким изысканным, что невозможно передать это словами, но длилось всего несколько минут, после чего я проснулся.

Лишь благодаря одной необычной детали — явно изменившемуся расположению камней брусчатки, единственно неверной в абсолютно реалистичном во всем остальном пейзаже, этот человек смог понять, что он спит. Таким деталям, свойственным сновидениям, я дал название "признаки сна". Признаками сна обладает почти каждое сновидение, и, по-видимому, они индивидуальны.

Как только вы научитесь их замечать, признаки сна будут играть роль неоновых огней, высвечивающих в темноте сообщение: "Это сон! Это сон!" Источником ценной информации о том, каким образом проявляется природа сна, может послужить ваш журнал сновидений. Он поможет вам научиться распознавать наиболее часто встречающиеся или присущие только сну признаки.

Многие люди достигают осознанности во сне в результате настороживших их там необычных или странных событий. Умение распознавать признаки сна поможет вам с большей эффективностью использовать этот естественный метод достижения осознанности.

Однако, очень часто даже наличие признаков не может пробудить сознание из-за обычного стремления человека все объяснять и рационализировать — в результате он придумывает какое-то объяснение. Объяснение, конечно, есть, но такой полу-осознанно сновидящий слишком редко понимает, какое оно на самом деле. С другой стороны, признаки сна в сновидении человека, научившегося распознавать их, помогают добиться состояния осознанности.

В опасном районе Сан-Франциско я почему-то лег и пополз по тротуару. Я попытался понять: "Почему я не могу идти, а другие могут? Только ли я должен ползти? Я увидел мужчину в костюме, гуляющего под фонарем. Теперь мое любопытство сменилось страхом. Я думал, ползая туда-сюда, что это, должно быть, интересно, но и небезопасно. Однако, я никогда раньше не ползал, ведь я всегда гуляю по Сан-Франциско в вертикальном положении! Ползать случается только во сне! -— наконец, до меня дошло, что я сплю. (С.Дж., Беркли, Калифорния).

Однажды у меня был сон, в котором моя контактная линза, выпав из глаза, стала делиться, словно какое-нибудь одноклеточное существо, и я решил, что в будущем эта мутирующая линза будет у меня признаком сна. И действительно, по крайней мере, двенадцать раз я добивался осознанности во сне благодаря этому причудливому событию. Признаки сна индивидуальны, хотя некоторые из них знакомы многим из вас, например: вы идете на работу в пижаме. Ниже приводится приблизительный каталог признаков сна, который может помочь вам в определении своих признаков сна, но не забывайте, что они должны быть индивидуальны.

В каталоге признаки сна классифицируются в соответствии с ощущениями во сне, по четырем основным категориям. Первая категория -- внутренняя осведомленность -- включает то, что спящий (его эго) воспринимает как происходящее внутри него, т.е. мысли и чувства. Другие три категории (действие, форма и обстоятельства, или ситуация) классифицируют элементы обстановки сна. Категория действия включает действия и движения всех объектов мира сна -- вашего эго, других действующих лиц и объектов. Категория формы объединяет часто причудливые и изменчивые формы всего, что вас окружает. Последняя категория--— это обстоятельства (ситуация). Необычным иногда является именно сочетание элементов сна — людей, мест, действий или предметов, в то время как в каждом из них в отдельности ничего странного нет. Связанные с подобными обстоятельствами признаки сна можно назвать ситуационными. В эту категорию входят также, например, ваше появление в месте, где вы никак не можете быть, встречи в необычных местах, нахождение объектов не там, где им следует быть, или выполнение несвойственной вам роли.

Каждая категория подразделяется на более мелкие и иллюстрируется примерами снов, имевших место в действительности. Прочитайте каталог внимательно, чтобы понять принцип идентификации признаков сна. Следующее за ним упражнение научит вас выделять свои собственные признаки сна, которые будут использоваться техниками вхождения в осознанное сновидение, описанными в последующих главах.

Осознанные сновидения. Приключения во сне

E-mail Печать PDF

Осознанные сновидения. Приключения во сне

Первое осознанное сновидение, которое я могу ясно вспомнить, относится к пяти- или шестилетнему возрасту. Мне приснилось, будто я лечу вокруг Земли на ракете, которую я сделал из мусорного контейнера. Дно было стеклянным, и в полете мне открывался прекрасный вид на мир. Когда пришло время приземляться (моя ракета не была для этого приспособлена), то я сказал себе: "Пора вставать," -- и проснулся. Хотя иногда я подлетал к земле рискованно близко, я не боялся возможной катастрофы, потому что знал, что сплю и в любое время могу проснуться. Этот сон подарил мне много радости, которую я ощущал почти полгода. (К.М., Ратдрум, Айдахо)

Каким удивительным открытием было для меня прочитать сегодня статью о ваших исследованиях осознанных сновидений! Всю свою жизнь я летала во сне, и крылья моего воображения пронесли меня сквозь множество необычайных приключений. Я разговаривала с медведями, собаками, енотами и совами; я плавала с дельфинами и китами, дыша под водой, как рыба. (А.Г., Чико, Калифорния)

Я астроном и горжусь своим умением тщательных наблюдений. Мне хотелось бы внести свой вклад в изучение состояния сна. Я спас Землю от ядерной войны, Галактику от взрыва ее ядра, Вселенную от тепловой смерти. Я десятки раз перевоплощался другой личностью и имел другое тело, живя в разные времена, от древности до технотронного будущего. Один из самых интересных сюжетов возникал в моих сновидениях на протяжение более пяти лет. В нем я жил в очень далеком будущем, в теле, которое очень сильно отличалось от моего нынешнего. В этой "вложенной" жизни я тоже засыпал и, что интересно, хотя осознанных снов я при этом не видел, каждый раз, пробуждаясь из такого "вложенного" сна, я мгновенно осознавал, что нахожусь в осознанном сновидении и решал остаться в нем. Все это происходило в далеком будущем, когда Луна распалась на красивые разноцветные кольца, которые я с женой и маленькой дочкой наблюдал прохладными вечерами. (С.К., Эль-Пасо, Техас)

Человеческое сознание является неисчерпаемым источником приключений. Оно создает волшебные сказки и научную фантастику, фантазии и галлюцинации (и кошмары!). Великие сказочники встречаются редко, но каждый из нас способен переживать прочитанное и, удовлетворяя потребность в острых ощущениях, придумывать собственные сюжеты. Классическая сказка Джеймса Тербера "Тайная жизнь Уолтера Митти" предлагает нам американский образец "комнатного" искателя приключений.

Уолтер Митти -- кроткий и незаметный в обыденной жизни, в своих фантазиях был героем. Каждый из нас, кроток он в повседневности или нет, может быть героем в своих сновидениях. Многие из писавших нам людей отмечали, что свой первый опыт осознанных сновидений они, как дети, использовали для увлекательных приключений, представляя себя конными рыцарями, принцессами или космонавтами. Подобные возможности пригодятся тем, кто в глубине души любит приключения, или же тем, кто просто хочет острых ощущений.

Некоторые из наших корреспондентов сообщали, что они неделями регулярно проводили ночи в приключениях, -- как некоторые проводят жизнь за чтением рассказов о путешествиях, фантастики или вестернов. Способность сопереживать персонажам фантастических историй дает первичный материал, на основе которого строятся наши личные приключения. Для начала можно представить себя Айвенго или Мата Хари в тех ситуациях, о которых вы читали или видели в кино. Но в отличие от них, ваше приключение будет развиваться независимо, получая новое продолжение каждую ночь или каждый БДГ-период.

Осознанные сновидения. Процесс творчества

E-mail Печать PDF

Осознанные сновидения. Процесс творчества

Еще в средней школе я открыл в себе способность осознанно сновидящего, когда увидел, что изучив какую-нибудь сложную тему по математике или геометрии, могу после пробуждения решать по ней задачи.

Эта способность у меня наблюдалась и в колледже, и в медицинском училище. В медицинском училище я стал применять ее в профессиональных проблемах. В осознанном сне я быстро просматривал вопросы, возникшие у меня днем, и обычно получал на них разумные ответы или же дополнительные вопросы, способные прояснить ситуацию (даже сейчас мне иногда приходится просыпаться в 3 часа утра и звонить в госпиталь, чтобы заказать специфический анализ для тяжелого больного, способ помочь которому я нашел в осознанном сне).

С этой точки зрения, самым полезным приложением явилась моя хирургическая практика. Каждую ночь перед операцией я просматриваю во сне все имевшие место аналогичные случаи и еще раз провожу соответствующие операции. В результате я приобрел репутацию ловкого и опытного хирурга, чьи операции не приносят почти никаких серьезных осложнений. "Практика" во сне позволила мне в совершенстве изучить анатомию и отточить свою технику, очистив ее от ненужных движений. В настоящее время я трачу на наиболее сложные хирургические процедуры 35-40 процентов времени, необходимого большинству моих коллег. (Р.В., Айкен, Северная Каролина)

Закончив в мае колледж, мы с мужем можем уже сейчас подумать о создании семьи. Все последнее время я была озабочена проблемой, как назвать детей. В последнем осознанном сновидении я обсуждала с моим мужем Робертом выбранные мною имена. (Он, конечно, соглашался со всеми моими предложениями, поскольку я этого хотела). Мне приснилось даже, что я одолжила на время малыша, чтобы попробовать называть его разными именами. Я приходила с ним к нашим с мужем родителям и повторяла одну и ту же сцену: "Мама и папа, это Крис". "Мама и папа, это Юстин", и т.д., наблюдая за их реакцией. В конце концов, я подобрала имя для мальчика и для девочки. Когда же я проснулась, просмотрев еще один сон, то не смогла вспомнить так понравившиеся мне два имени. Я вспоминала их весь день, но безрезультатно. На следующую ночь я снова погрузилась в осознанный сон, но остановила его на середине. Я помнила, что во "сне с именами" сообщила эти два имени своей подруге, поэтому я вызвала ее, и она мне их назвала. Я тут же проснулась и произнесла эти имена несколько раз во весь голос. Теперь я их помню. (Л.Х., Хэйз, Канзас)

Разные люди вкладывают в понятие творчества разный смысл. Чересчур серьезное отношение некоторых людей к этому понятию связано с тем, что они подразумевают под творчеством редкий талант, свойственный только людям искусства. Однако, творчество означает всего лишь использование своего воображения для создания чего-то нового, будь то произведение искусства или домашняя газета. Нельзя помочь человеку стать творцом. Сущность творчества состоит в придании старым идеям или концепциям новой формы. Каждое предложение, которое мы произносим, если это не прямая цитата, является результатом творчества. То, насколько творческим является предмет или действие, зависит от уникальности способа использования его элементов. Что делает настоящее творчество таким непостижимым, так это состояние ума, при котором идеи связываются в новые, уникальные ассоциации. Ключевым моментом в исследовании творчества является выявление простых средств волевого доступа к таким состояниям.

Сновидения могут служить неисчерпаемым источником творчества. Почему -- вам поможет понять экскурс в современное знание об этом процессе.

Существует несколько уровней творчества, как и осознанности. Способность к творчеству, как и способность решать задачи, является универсальным человеческим свойством. Как уже говорилось, она не ограничивается только высоким искусством или любой другой формальной дисциплиной. Творчеством можно назвать все, что может быть сделано по-новому, нестандартно, спонтанно, с выдумкой.

Каждый человек время от времени пребывает в творческом состоянии, а некоторые находятся в нем очень подолгу. По словам психотерапевта Карла Роджерса: "Действия ребенка, придумывающего вместе со своими друзьями новую игру, Эйнштейна, формулирующего теорию относительности, домохозяйки, готовящей новый соус для мяса, молодого автора, пишущего свою первую новеллу, -- все они, в рамках нашего определения, являются творчеством ..."2

Исследователи по данному вопросу сходятся в том, что творческое самовыражение -- это процесс. Часто кажется, что вдохновение возникает неожиданно, из ниоткуда, как вспышка. Однако, имеющиеся данные свидетельствуют, что "неожиданное" озарение всего лишь часть процесса, не доступного нашему осознанию. Анализируя свои открытия, великий немецкий ученый девятнадцатого века Герман Гельмгольц впервые описал стадии творческого процесса: накопление, вынашивание и озарение.

На стадии накопления собирается информация и пробуются различные подходы. Эти подготовительные действия могут заключаться в чтении, наблюдении, беседах с экспертами, записях, фотографировании или измерении. Потом следуют размышления над проблемой -- концентрация, медитация, мысленное моделирование ситуации. Это то время, когда механик стоит, уставившись на двигатель, художник -- на чистый холст, писатель -- на чистый лист бумаги (или экран компьютера). В конце этой стадии человек говорит себе: "Хорошо, я изучил проблему. Я обдумал ее. Где же ответ?"

Следующая стадия заключается в ничего-не-делании. Когда упорные попытки решить проблему прекращены, и она попадает в область бессознательного, начинается период вынашивания. В исторической литературе описано много случаев, когда человек, измученный творчеством, решает вздремнуть. Или садится за руль, или идет прогуляться. Если у него в голове набралось достаточно информации по интересующей его проблеме, и если он достиг психологического состояния, необходимого для прорыва, то фаза вынашивания завершается озарением: "Эврика!" -- это неожиданно пришло решение. Это момент, когда включается пресловутая "электрическая лампочка".

Хороший пример озарения во сне, подтвержденного проверкой в бодрствующем состоянии, приводит нобелевский лауреат Отто Лоуи. По его словам, еще в начале своей карьеры он догадывался относительно природы нервных импульсов, но потом на семнадцать лет забыл свои идеи, поскольку не мог придумать эксперимента, способного их проверить. Почти два десятилетия спустя он увидел сон, подаривший ему метод успешной проверки его теории.

Я проснулся, включил свет и бегло набросал несколько строчек на клочке тонкой бумаги. Потом я заснул снова. В шесть часов утра до меня дошло, что ночью я записал нечто важное, но разобрать свои каракули я так и не смог. На следующую ночь, в три часа, эта идея снова посетила меня. Она заключала в себе план эксперимента, способного ответить на вопрос, верна или нет гипотеза химической передачи, выдвинутая мной семнадцать лет назад. Я тут же встал и направился в лабораторию, где провел простой эксперимент с лягушачьим сердцем, по плану, увиденному ночью3.

Впоследствии Лоуи получил Нобелевскую премию за доказательство химической природы проводимости нейронов.

Страница 1105 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135