К вопросу об апрельской конференции
К вопросу подготовки и проведения апрельской конференции. Статья построена в виде ответов на соответствующие вопросы, разосланные В.Л. Павловым.
- Помимо обычных статистических правил: вопрос о знании-незнании типируемыми соционики предлагаю разрешить следующим образом. Сформировать две группы, где группа А будет включать в себя людей не знакомых, либо крайне поверхностно знакомых с соционикой, группа В – знакомых более основательно. В частности, это может дать интересные статистические данные.
- Что касается методики проведения эксперимента, то наиболее правильной мне кажется схема, сформулированная Е.Н. Мальской . Поправки: а) версия “в” считается окончательной для данного эксперта для “ближней” фазы обработки данных эксперимента (см. ниже п. 6); б) дискуссия должна проходить однозначно в отсутствие типируемых.
- Опять же считаю удачной схему Е.Н.Мальской. И что тут еще добавлять…
- Полагаю, что тесты на этот раз можно не использовать. Пока “в товарищах согласья нет”, корректность, достоверность тестов, их испытание и подгонка остаются под сильным сомнением. Соответственно, нет смысла в этот раз тратить на них время – объем работы и так велик.
- Фиксировать:
- В заявочном бланке школу, к которой, по мнению эксперта, он принадлежит, и методику, которой, опять же по мнению эксперта, он придерживается. Вопрос: как быть, если человек сам не знает, к какой школе он принадлежит? ;)) [1] .
- Поэтапные версии.
- что натолкнуло экспериментатора на вывод;
- что вызвало сомнение;
- аргументы.
- После окончания всех этапов эксперимента вновь повторить опрос о методике.
- Предлагаю проведение обработки результатов в два этапа. 1 этап – “близкий”, учитывающий основные вопросы, т.е. сходимость результатов методик. 2 этап – “дальний”, выявляющий “группы сходимости”, “эталонные группы” и т.п. Вопрос: будут ли иметь значения для “дальнего” этапа “поправки к версии”? Поскольку информация порой переваривается странными путями, может случиться так, что через день человек вдруг обнаружит, что кардинально поменял мнение по поводу типа какого-либо человека. Что касается “групп сходимости” в случае отсутствия большинства, то следует фиксировать, по какому принципу сформировалась группа, помимо сходимости версии, что общего в ее составе?
- Критерий успешности эксперимента – открытие закономерностей в методиках и мнениях. Совпадение большинства мнений докажет хотя бы, что в соционике есть смысл :)) . В случае отсутствия такового (не смысла, а большинства!) выявить “группы сходимости”. Что касается “успешности определения типа”, то здесь критерий: а) подавляющее большинство при тайном голосовании до дискуссии, б) то же – после дискуссии. Интересна также идея обоснования версии; однако ее реализация упирается в, если можно так выразиться, “неравенство типов”. Один аргументирует легко и сразу, другой долго думает, третий принципиально не желает аргументировать, четвертый любит строить обоснование на контраргументах и т.п. Здесь очень много значит опыт участия в подобных экспериментах.
- Что касается этой проблемы, то до ее разрешения соционика, с моей точки зрения, еще не доросла. Оставить как есть.
- Считаю, что эксперты со стороны необходимы. Это должны быть представители академической психологии. Причем разной направленности (сегодня их условно можно разделить на придерживающихся “логического” и “интуитивного” подходов). Некомпетентные наблюдатели (как то – журналисты, бизнесмены и т.п.), с моей точки зрения, не должны присутствовать на этапе эксперимента, хотя бы из соображений того типа, что “кто видит, как делают колбасу, ее не ест”.
Если организаторы конференции в настоящий момент уже имеют модель бланков для регистрации и фиксирования мнений, хотелось бы увидеть их [2]. Если у организаторов будет возможность фиксирования дискуссий в качестве видеоматериала, то значимость такого материала трудно переоценить [3]. Удачной показалось предложение Т.Ю. Салухи (“Вариант методики…”, п. 7) насчет карточек; только вот срок “дополнений и поправок” увеличить, и указывать дату (время) фиксирования.
- Например, если некто из Екатеринбурга учился у Е. Шепетько, то Е.Ш. не утверждает, что его школа – школа, к тому же состояние соционики в Екб вообще нельзя назвать “Екатеринбургской ШКОЛОЙ”. Это “в огород” принципа отбора экспертов “от каждой школы”.
- Несомненно, что к формулировке опросного листа должны приложить руку психологи, не являющиеся социониками и обладающие серьезными теоретическими познаниями и практическим опытом, хотя бы из соображений, что незачем открывать Америку…
- И к тому же перспективно с т. з. коммерции.
(c) 1998г. А.Ю.Филиппова. Статья опубликована в номере 15 (18) 1998 газеты “Соционические чтения”.