История возникновения и развития типологии личности и соционики
Понимание вещей и людей – способ найти себя в эпохе.
Стендаль.
ТИПОЛОГИЯ – (от греч. typos – отпечаток, форма, образец и logos -наука). Это – метод научного познавания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов как сосуществующих, так и разделенных во времени.
ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ является результатом типологического описания и сопоставления характерных признаков. Она опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов и на поиск надежных способов их идентификации и классификации.
Первые попытки типологии личности сделаны более четырех тысяч лет назад первыми исследователями характеров – древними авестийцами, а затем систематизированные Заратуштрой в виде зороастрийского астрологического календаря.
С тех пор различными исследователями сделано немало попыток классифицировать людей по различным признакам. Например, в основу типологии темпераментов легли открытия классиков античной медицины – Гиппократа и его последователя Клавдия Галена. Они первыми сделали попытку описать четыре темперамента человека, которые впоследствии дополнил своими исследованиями русский физиолог И.П. Павлов. 4-е основных темперамента – холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический – отличаются по таким свойствам нервной системы, как: сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения. Первые три темперамента относятся к сильным типам высшей нервной деятельности, четвертый – к слабым. Кроме того, сангвиники и флегматики относятся к людям с устойчивой, уравновешенной нервной системой, а холерики и меланхолики – имеют неустойчивую нервную систему, с рассогласованностью процессов возбуждения и торможения. Принадлежность человека к тому или иному темпераменту отражается на стиле его поведения и отношениях с окружающими.
Самый слабый тип нервной деятельности имеет меланхолик. Он малоподвижен в своих реакциях, нерешителен. Инертность нервных процессов у меланхолика сочетается с их неуравновешенностью. Отсюда – глубина и длительность переживаний. У холерика возбуждение преобладает над торможением, он тоже неуравновешен, но активен и это дает ему силы быстро справляться с проблемами. Характеризуется холерик горячностью и вспыльчивостью; он порывист в поступках. У сангвиника оба процесса уравновешены, легко сменяют друг друга, он гибок и активен. Для сангвиника типична быстрая смена эмоций при их малой глубине и силе. Для флегматика характерны инертные процессы как возбуждения, так и торможения, но он уравновешен, поэтому успешнее справляется с внутренними проблемами, чем меланхолик. Флегматику свойственна медлительность, спокойствие и недостаточность внешних выражений чувств.
Павлов кратко и образно охарактеризовал поведение этих типов нервной системы так: то, что сметет на своем пути холерик, не заметит флегматик, обойдет сангвиник, станет непреодолимым препятствием для меланхолика.
Поговорка, гласящая о том, что “В здоровом теле – здоровый дух” является лишь констатацией факта. Чтобы лечить тело, нужно сначала вылечить душу. Определить, что является причиной, а что – следствием, впервые смог известный русский физиолог И. П. Павлов, заметивший, что реже болеют и быстрее выздоравливают флегматики и сангвиники. Уравновешенность нервных процессов этой пары темпераментов обеспечивает быстрое восстановление душевной гармонии, без которой трудно восстановить нормальную функцию внутренних органов и систем.
Самое крупное открытие в области типологии характера было сделано в 1920 году. Его автором является швейцарский психолог, психиатр и философ – Карл Густав Юнг. Какой-то период своей жизни он работал бок о бок с отцом психоанализа Зигмундом Фрейдом, но кардинальные различия в их взглядах на природу психики человека привели к их разрыву.
Юнг не мог согласиться с доминирующей ролью сексуального фактора в мышлении и поведении человека, с противопоставлением сознательного и бессознательного в структуре личности, как это представлялось Фрейду и его сторонникам. Располагая богатым практическим материалом, он заметил, что наряду с индивидуальными неповторяющимися особенностями в каждом человеке присутствуют типные качества, позволяющие отнести его к определенной группе людей с такими же качествами.
Это дало ему возможность построить качественно новую типологию характеров, в основе которой лежит выделение в личности какой-то преобладающей психической функции(мышления, эмоции, интуиции или ощущения) и ее направленности на мир внешний (экстравертность), или же на мир внутренний (интровертность). Кроме этого, Юнг описал еще одну пару функций – суждение и восприятие, из которых первая имеет рациональную природу, а вторая – иррациональную. Учитывая противоположную направленность каждой пары перечисленных качеств, выражающуюся в мышлении и поведении личности, Юнг дал описания восьми психологических типов, послуживших в дальнейшем фундаментом для другой, более обширной классификации.
Еще тогда он недвусмысленно подчеркнул, что не существует так называемых “чистых” типов. Они вариативны в зависимости от степени преобладания внутри одного типа составляющих его функций. И, пользуясь образным языком, добавил, что сознательные функции являются подобием пленки над глубинами бессознательных и между этими мирами существует четкая логическая взаимосвязь.
Преобладающие ( ведущие )функции автоматически подавляют и подчиняют себе другие, которые противоположны им по своему содержанию. Например, чувствовавние ( этика ), подавляет мышление ( логику ), а реальные ощущения ( сенсорика ) вытесняют ассоциативно-образное ( интуитивное ) восприятие. Это не значит, что наиболее часто вытесняемые в подсознание функции вообще перестают работать. Они тренируемы и порой приносят удивительные результаты. Но это происходит не часто, так как человек предпочитает использовать те способы мировосприятия, которые у него от природы более развиты и потому не требуют слишком больших энергозатрат.
Юнг также описал две вспомогательные функции, которые не вступают в противоречие с ведущими и являются своего рода дополнительным инструментом для их реализации.
1924 году впервые в русском переводе вышла книга “Психологические типы”, написанная тремя годами раньше. На Западе русскоязычная эмиграция могла прочесть ее в полном объеме, а в тогдашнем Советском Союзе она появилась в очень урезанном виде и практически осталась незамеченной. Второе свое рождение она пережила спустя почти 70 лет, когда СССР ушел в небытие, а интерес к предмету, изложенному в книге возрос многократно.
В 50-х годах американские психологи – Кэтрин Бриггс и Изабелл Майерс взялись за практическое внедрение теории Юнга в жизнь. В своих выводах они исходили из того, что в мышлении и поступках человека на первый план выступает не одна, а две, не подавляющие друг друга (по Юнгу) психологические функции. Эти функции и определили названия типов в усовершенствованной 16-типной классификации Майерс-Бриггс.
Американские исследовательницы создали свой тест на основе восьми юнговских функций. Этот тест был назван по именам авторов – MBTI (определитель типа Майерс-Бриггс). Он дал возможность идентифицировать протестированного человека с психологическим портретом одного из 16 типов личности. Тест MBTI и сейчас широко используется психологами, причисляющими себя к юнгианской школе.
В психологическом мире это направление еще называют Теорией Типов или Типологией Личности Юнга-Майерс. В литературе, выпускаемой под эгидой Американской типологической ассоциации, возникло еще одно название – типоведение, использованное в книгах О.Крегера и Д.М.Тьюсона.
В 70-80 г.г. литовская исследовательница Аушра Аугустинавичюте пошла дальше. Она разделила каждую юнговскую функцию на два аспекта, каждый из которых имеет свое индивидуальное содержание и направленность и дала им соответствующие названия. Это позволило более дифференцированно изучать человека как носителя определенного типа личности. Она дополнила систему научных названий типов литературно-историческими псевдонимами, сделав типологию более общедоступной.
Но, главное ее достижение выразилось в создании модели типа как энерго-информационной системы. Это позволило решить проблему структурного анализа взаимодействия сознательного и бессознательного. Второе важное открытие А.Аугустинавичюте – теория интертипных отношений, которая приблизила нас к пониманию механизмов притяжения – отталкивания на разных уровнях человеческого поведения – физическом, психологическом, социальном и интеллектуальном.
А.Аугустинавичюте дала название этому новому научному методу – СОЦИОНИКА. Так родилась наука о типах личности, их социальных ролях, особенностях взаимодействия, а также о групповой динамике и механизмах социальных процессов.
Теория Юнга-Майерс, воруженная новыми подходамим и усовершенствованная, получила перспективу развития в более широком контексте, чем просто исследование личности и ее взаимоотношений с окружающими.
Модельный подход в типологии позволяет решать множество проблем взаимодействия в микро- и макрогруппах, в различных структурах, экономической, политической, научной, гуманитарной и других сферах жизни общества, а также осуществлять анализ и прогнозирование социальных процессов.
Это дало право автору модели типа личности и системы интертипных отношений выделить свою концепцию в автономное научное направление. Это направление с инициативы А.Аугустинавичюте обрело новое название – соционика – возможно, по созвучию своего корня со словом “социум” (с латинского – общее, совместное) либо с его производным – “социетальный”, обозначающим изучение отношений и процессов в социальных системах. Сравнение соционики с социологией и социальной психологией настолько же неправомерно как сопоставление психоанализа и аналитической психологии, если исходить только из семантики слов.
Из-за идеологических барьеров, сдерживающих информационный обмен, исследователям, развивающим новое направление, приходилось в чем-то повторять азы западной типологии, в частности, создавая свои характерологические описания. С другой стороны, не испытывая давления авторитетов Запада, им в чем-то удалось достичь большего.
Когда в свободной продаже появились книги К.Г.Юнга, стало понятно, какого психологического наследия мы были лишены в тоталитарном обществе. Работы его последователей – Изабелл и Питера Майерс, Гордона Лоренса, Дэвида Кейрси и Мерилин Бейтс дали материал для осмысления и сравнения со сделанным отечественными типологами.
За время, прошедшее с начала появления соционики как нового научного направления, а это немногим более 15 лет – срок достаточно малый, чтобы формально претендовать на академичность – в пределах бывшего Союза возник ряд исследовательских школ соционики, преимущественно в Литве, Украине и России.
Шел интенсивный обмен информацией, происходили научно-практические межреспубликанские конференции, выпускался ежемесячник – журнал “16”, а затем – журнал “Соционика, ментология и психология личности”. Появились соционические статьи в советской газетно-журнальной периодике. Один из ведущих русских психологов, профессор Жариков уделил соционическим типам в интерпретации А.Аугустинавичюте приличную часть одной из своих книг “О тебе и для тебя”.
На Украине первым прогрессивно мыслящим ученым, сумевшим правильно оценить эффективность нового направления в социальной психологии и на протяжении 12 лет оказывающим действенную помощь в ее дальнейшем развитии является профессор нашей Академии – Донченко Елена Андреевна. Благодаря ей киевская школа пионеров нового движения научной мысли оказалась ведущей во всем СНГ. Эффективность ее методов в теории и на практике не имеет аналогов. этим по-видимому объясняется недавно вновь вспыхнувший на Западе интерес к типологии личности, хотя судя по зарубежным изданиям, американские типологии по-прежнему видят лишь верхушку айсберга.
Несмотря на это, Калифорнийская Академия науки и культуры официально признала соционику и заочно присвоила ее создательнице Аушре Аугустинавичюте звание почетного доктора философских наук. Российская Академия естественных наук также выдала создательнице соционики диплом об открытии и наградила Аушру Аугустинавичюте медалью Капицы. Правда официальные научные организации, за исключением отдельных ученых, проявляют в отношении соционики некоторую гордую застенчивость, несмотря на то, что именно на Украине соционика получила наибольший расцвет и именно здесь последние 6-7 лет регулярно проводятся международные конференции по соционике.
Правда, уже давно в Киеве стали последовательно выходить первые научно-популярные книги: О.Слинько “Ключ к сердцу – соционика”, В.Гуленко, А.Молодцов “Введение в соционику” и “Основы социоанализа”, А.Букалов, А.Бойко “Соционика: тайна человеческих отношений и биоэнергетика”, А.Молодцов “Соционика для менеджера”. Примерно в этот же период публикуется ряд изданий в Новосибирске – втором по количеству исследовательских школ городе СНГ. Это “Соционика для вас” Е.Филатовой, “Менеджмент слаженной команды ” В.Гуленко, “Соционика – путь к личности” А.А.Овчарова и В.В. Мегедь и др.
В Санкт-Петербурге вышла книга Р.Седых ” Соционика и метапсихология”. В Вильнюсе – “Искусство и практика общения” С.Чяснавичене и т.д.
Как следствие возросшего интереса к юнговской типологии на книжных рынках СНГ появляются переводные издания представителей Американской типологической ассоциации: переложение книги М.Бейтс и Д.Кейрси (в русском переводе Б.Овчинникова, К.Павлова, И.Владимирова – г. СанктПетербург) и трилогия О.Крегера и Д.М.Тьюсона. Несмотря на снисходительный тон в отношении соционики со стороны петербургских переводчиков, что можно объяснить недостатком информированности, сравнительный анализ содержания книг американских типологов с последними разработками социоников – показывает, что последние, не ограничиваясь одним лишь опросником MBTI и характерологическими описаниями 16 типов, сделали качественный скачок вперед.
Сюда можно отнести: интерпретацию модели типа А.Аугустинавичюте, построение типологии с помощью других, неюнгианских шкал, новые концепции интертипных отношений как в парах так и в различных микро- и макрогруппах – от триад до этносов, разработку проблемы вариативности типа (о чем писал Юнг), и многие другие исследования.
Психологи-консультанты: Мегедь В.В., Овчаров А.А.
Лаборатория социально-психологических исследований при психологическом центре “Карвали”.