Застенчивость – хорошо это или плохо?
Очень часто причиной непонятных для родителей изменений в характере подростка является его застенчивость. Казалось бы, что здесь плохого, ведь «скромность украшает человека»? На самом деле, чрезмерная скромность часто мешает человеку жить полноценной жизнью и развиваться как личности. Более того, иногда такие противоположные застенчивости черты характера, как цинизм, грубость, наглость свидетельствуют о том, что человек любым способом пытается скрыть от окружающих его людей свои проблемы.
От застенчивости страдают в основном те люди, у которых неуверенность в себе – особенность личности. Такой человек всячески избегает ситуаций, в успехе которых он не уверен наверняка: лучше ничего не делать, чем делать плохо. Особенно остро такой человек страдает от собственной застенчивости в обществе новых, малознакомых ему людей. Его обуревают сомнения, как и что говорить, а вдруг он покажется смешным и глупым, неловким, плохо одетым? Нет уж, лучше посидеть дома, в одиночестве. У него возникают различные страхи: от страха публичных выступлений до страха темноты, езды в общественном транспорте, визитов в магазин и т.д.
У детей чаще всего это проявляется в различных школьных страхах: перед преподавателями и перед одноклассниками. Из практики школьного психолога по этой проблеме мне чаще всего вспоминаются родители, которые приходили на консультацию с такими вопросами: «Почему мой сын (дочь) дома рассказывает школьные задания почти дословно, на следующий же день в классе ничего рассказать не может и постоянно приносит домой двойки? Проверьте его память!»
В результате обследования памяти и мышления такие дети дают нормальные результаты. Тем не менее, проблема успеваемости остаётся неизменной. Далее выясняется, что ребёнок зачастую подвергается насмешкам и издевательствам со стороны одноклассников. Во время ответов у доски он краснеет, заикается, не может подобрать нужные слова. Учителей, зажатых рамками 40-45 минут, это раздражает, разбираться, в чём тут причина, нет времени и желания. Вот и получается, что способный, но очень застенчивый и ранимый ребёнок стоит в ряду неуспевающих учеников, несмотря на то, что такие дети довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но всё это подавленно комплексом неуверенности в себе.
Застенчивость свойственна и мальчикам, и девочкам в одинаковой мере.
Если подростку своевременно не оказана квалифицированная помощь, застенчивость со временем может уродливо трансформироваться в наглость, развязность, хулиганское поведение, склонность к «плохим» компаниям. Так срабатывает механизм компенсации: ненормативной лексикой и грубой силой подросток пытается защитить свой внутренний мир от вмешательства посторонних. В дальнейшем застенчивость накладывает свой отпечаток на различные аспекты жизни: создание собственной семьи, неудовлетворённость своим кругом общения, трудностью выбора профессии.
Рассмотрим причины, приводящие к появлению хронической
застенчивости:
Особенности характера ребёнка-тревожность, нерешительность, склонность к «самокопанию».
Частые заболевания (неврозы, последствия травм, нейроинфекций), заикание, физические недостатки.
Деспотичные родители, постоянно и не всегда «по делу» одергивающие своих детей, стремящиеся контролировать и критиковать каждый шаг подростка.
Неблагополучная обстановка в семье, скандалы.
Школа, где у учителей низкий уровень педагогической культуры, чрезмерные и жестокие наказания.
В случае возникновения у Вашего ребёнка этой черты необходимо обратиться за консультацией к школьному или другому, вызывающему у Вас доверие, психологу или
психотерапевту, так как в каждом отдельном случае застенчивости необходимо разбираться индивидуально.
Не доводите эту проблему до хронического состояния.
Автор – Eкатерина Hовикова
Источник