ЗАПОРОЖЕЦ

ЗАПОРОЖЕЦ Александр Владимирович (1905—1981) — российский психолог, украинского происхождения. Специалист в области психологии развития и педагогической психологии, в частности психологии детей дошкольного возраста. Д-р психологических наук (1959), профессор (1960), д. чл. АПН СССР (1968), академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии (1965—1967), чл. президиума АПН, создатель и директор Института дошкольного воспитания АПН СССР.

После окончания педагогического фак-та 2-го МГУ (1930) работал лаборантом, а затем ассистентом кафедры психологии Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской. В 1931 г. переехал в Харьков, где работал ст. ассистентом, затем заведующим лабораторией сектора психологии Психоневрологической академии. С 1938 г. — доцент и зав. кафедрой психологии Харьковского педагогического ин-та им. А.М. Горького. В первые годы ВОВ работал в госпитале, занимался восстановлением движений раненых бойцов. В 1943 г. начинает свою преподавательскую деятельность на отделении, затем на фак-те психологии МГУ. С 1944 г. заведовал лабораторией психологии детей дошкольного возраста Института психологии АПН РСФСР, где в 1958 г. защитил докт. дис.: "Развитие произвольных движений". В 1960 г. — становится директором созданного им Института дошкольного воспитания АПН СССР. Научная деятельность З. тесно связана с именем его учителя Л.С. Выготского и его ближайших соратников — А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева и их последователей.

Его многообразные научные интересы с самого начала были объединены единой идеей внутренней связи психики с деятельностью человека. З., наряду с А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьевым, был одним из создателей психологической теории деятельности и психического отражения, основы которой были заложены в трудах Л.С. Выготского.

Широкую известность получили его исследования в области возникновения психики. В конце 30-х гг. З., подводя итоги циклу исследований, посвященных восприятию детьми сказки и рисунка, пришел к выводу, что восприятие представляет собой специальное сенсорное действие.

Впоследствии, на основе многочисленных исследований осязания и зрения, выполненных совместно с учениками и сотрудниками, он сформулировал основные положения теории перцептивных действий. Эта теория легла в основу разработки методов и практики сенсорного воспитания и обучения дошкольников. Особое место в научной биографии З. занимает исследование движений и действий.

Начало этому циклу исследований было положено в годы Великой отечественной войны, когда он разрабатывал методы восстановительной терапии движений руки. Исследование развития произвольных движений было продолжено в послевоенные годы и обобщено в известной монографии "Развитие произвольных движений" (1960). Переходя от изучения восприятия к изучению движений человека, З. кардинально изменил постановку проблемы формирования действий, считая, что в основе этого процесса лежит не упражнение моторной сферы, а построение образа ситуации и образа необходимых действий, внутренней картины движения. Как и Н.А.

Бернштейн, он рассматривал движения как органы индивидуальности, что отразилось на его неизменном интересе к психологии установки и понимании установок не только как подготовки к действию, но и как средств выражения личностных свойств и качеств индивида. Отсюда вполне закономерен переход З. от исследования установок личности, в том числе и выразительных движений, к исследованию эмоциональной сферы личности. Придя в науку из искусства (З. был талантливым учеником украинского режиссера Леся Курбаса), он сохранил интерес к искусству, проявляющийся в исследованиях "эмоциональных" действий. Нереализованной осталась мечта З. — развить идеи Л.С. Выготского, изложенные в его неоконченной работе "Учение Спинозы о страстях в свете современной психоневрологии", и написать книгу об эмоциях человека. Именно этой теме была посвящена одна из последних публикаций З.: "Роль Л.С. Выготского в развитии проблемы эмоций".

Н.С. Полева

Оставьте комментарий