Языческое мировоззрение
В современном обществе ныне превалирует средне-стадное представление о том, "кто такие язычники и что они делают?" – они: 1) поклоняются деревянным столбам; 2) устраивают оргии; 3) приносят жертвы" …
Так ли это на самом деле? Ведь если вникнуть в суть язычества, можно прийти к другому его пониманию: язычество – это поэзия, языческая философия – способ поэтического взгляда на мир. Язычество – это жизнелюбие, миролюбие. Прежде всего. С точки зрения мир сей лежит не "во зле", как учат некоторые, а в переплетеннии двух условных (!) начал, которые антропоцентрично рассуждающее человечество предпочитает называть добром/злом. Наш мир вполне прекрасен, красочен и разноцветен. И все ощутимое, реальное, плотское, земное, живое – вот вполне достойные объекты любви. Здесь и сейчас. Все это – многие язычники любят больше чем "горнее", и больше чем богов.
Ведь богов в язычестве любить (или даже просто уважать) совсем не обязывется. Это – можно, но – не обязательно. Богов язычники СЛАВЯТ, а не молятся им, и уже тем более не "поклоняются".
Боги в язычестве воспринимаются скорее как друзья или родственники, а не как господа. Партнеры, а не хозяева судьбы. И никогда прославление богов "на коленях" не происходит – собственно, язычники при обращении к богам вообще не встают на колени . В язычестве нет храмовой атрибутики, ибо Природа сама по себе – храм. Капища устраиваются как правило в лесу или на полянах внутри леса. На капищах ставится статуя (в славянском язычестве – чаще всего Сварога ("дида-божия") или Велеса (бога мудрости и богатства), реже – статуи других богов или просто стеллу с изображением солнца). В язычестве так называемый "священный символизм" и атрибуты "культа" достаточно аскетичны – в противовес однозначному неприятию аскетизма в жизни и по жизни.
Сравнивая Языческое мировоззрение и монотеистическое… Не только сильному духу человека хочется петь дифирамбы, но и его телу – таков общий здоровый тонус античности (язычества). Греческие философы-софисты за ужином вчетвером съедали быка. А при изучении античной любовной лирики от одних только количественных показателей кровь стынет в жилах. Древний римский горожанин трижды в день принимал водные процедуры, умащая тело благовониями. Палестра, где каждый мог укреплять тело физическими упражнениями, считалась общеобязательным государственным учреждением, равно как и бани.
Можно взглянуть на античные изваяния: сила жизни без труда читается в каждой линии… А теперь надо посмотреть на ренессансную живопись, не говоря уже о мрачном средневековье: отвратительные рахитичные женщины с маленькой грудью, некрасивым животиком, складками жира и дряблой полупрозрачной кожей, мужчины с узкими плечами и неразвитой мускулатурой…
В язычестве не любить жизнь и не наслаждаться ею считается своеобразным "богохульством", поскольку именно в Жизни проявляется божественное начало. В монотеистических же религиях все наоборот: считается, что удариться в аскетизм и самоистязания более "угодно богу", чем искать в жизни разные радости вопреки всем обстоятельствам.
История средних веков раскрывает эту мрачную картину. Осуждению были подвергнуты культ красоты, радости земной жизни во имя "умерщвления плоти", истязания себя, аскетизма и культа загробной жизни.
А в древних европейских языческих религиях лучший способ добиться расположения бога – это устраивать в честь него пиршества, празднества, представления, спортивные состязания, игры. Исполнить ритуальный танец под аккомпанемент музыкальных инструментов, танцевать в честь богов так, чтобы все тело прониклось ритмом веселой музыки, – вот что больше всего нравится богам, потому что они так же ощущают красоту ритма и мелодии, как и люди…
Языческая Философия отличается также от монотеистической философии тем, что чаще и более склонна писать слово "Человек" с большой буквы, а слово "бог", "боги" с маленькой. За внешней незначительностью этого отличия скрывается глубинный смысл, ключ для понимания.
Официальная религия не нужна тем индивидуалам, которые мыслят самостоятельно, у которых свои ценности и своя точка зрения. Им могут быть интересны Поэзия, Музыка, Философия, …, иным словом все то, что есть Искусство – которое является исключительно свойством разумных существ, и которое как раз и обладает способностью преодолевать запреты и ломать правила. Blessed are those who break the rules v Благословенны те, кто нарушает правила-
Язычество – это солнечная, отдающая (человеку, для человека) сила. Можно также сказать, что суть язычества – в свободе от внешних ограничений, в стремлении к цельной жизни. Настоящее освобождение (причем, при этой жизни) приносит только та религия/философия, которая обходится без догматических оков.
Поколение богам в язычестве отсутствует. Боги – не хозяева, а друзья, партнеры, родственники, они самостоятельные личности (со всеми вытекающими). Язычники предпочитают богов "славить", "чтить", но не "поклоняться". Хотя "славление богов" может принимать самые различные формы: от вульгарного восхваления их могущества и признания своего подчинения перед ним (что как раз весьма близко граничит с "поклонением"), до простого и скромного упоминания богов как своих славных Предков, которые (с точки зрения язычника) достойны уважения и доброй памяти, и на которых можно равняться в стремлении самосовершенствоваться…
Впрочем, многие язычники даже не славят богов, а поддерживают с ними взаимовыгодные отношения + магически работают с ними: воспринимают их как родственников, как друзей, как безликие силы природы, либо иногда комбинированно; некоторых богов – бывает даже и как врагов воспринимают(!), поскольку, например, лично кому-либо конкретные боги приносят больше вреда, чем пользы. Язычник выбирает богов для себя, а не боги выбирают его.
Как таковые боги (любые) – это антропоцентристское понимание Сил Вселенной, для удобства изображаемые в качестве личностей в сознании (образы с уникальными характерами) или наяву (изображения, статуи). С другой стороны, понимание Природных Сил как личностей, нарекание их именами, изучение их свойств и порядка взаимодействия – это Искусство, Поэзия, Музыка. Каждый волен представлять себе Картину в соответствии со своим собственным вкусом – каждый сам себе искусствовед. В язычестве нет некой "генеральной линии партии", отклонение от которой является некой "ересью".
В язычестве все иначе: степень соответствия представлений язычника тому, что было в древние времена, не является неким критерием "истинности".
Более того, язычество честно заявляет: "Возможно, мы ошибаемся-" Собственно, в язычестве допустимо все, в том числе и любой абсурд. Язычество (как и Поэзия) ничего не запрещает.
В язычестве отсутствует понятие "ереси". Здесь нет неких однозначных заповедей, канонов и догм. Каждый волен сам устанавливать их для себя и вновь отменять, если они неактуальны. И потому в язычестве нет претензий на истину в последней инстанции. Нет ни единого культа, ни единых обрядов, ни строгих заоблочно-возвышенных предписаний и писаний. Конкретно обряд – это не цель, а средство, чтобы войти в требуемое состояние сознания. В самом своем принципе – обряды не нужны: если разумное существо настолько контролирует свою психику, что может войти в какое-либо конкретное состояние сознания одной только силой мысли (самонастройка) – в таком случае всякие телодвижения и прочие амулеты – не нужны. Язычество – это комплекс мировоззрения, образа жизни, системы мифов и прежде всего дух, присущий в древние времена пращурам каждого народа.
Язычество – многобожие (политеизм). Богов МНОГО. И каждый язычник выбирает их себе столько, сколько хочет. И если боги с течением времени перестают его устраивать, он может расторгнуть с ними "контракт" и выбрать новых богов. Разные боги со своими уникальными характерами – не есть одно и то же. Но различные их художественные образы являются множественными вариациями Единого Изначального Бога – в славянской мифологической системе это Род. Так же, боги – это одновременно и "родственники", и их тоже можно выбирать и менять. Ничего удивительного нет в таком разночтении – во первых, поскольку так называемая "божественная сфера" достаточно аллегорична и, следовательно, не настолько однозначна, чтобы можно было принять за эталон какое-либо одно из решений; а во-вторых потому, что каждый отдельный язычник вправе сам выбирать все, в том числе и решать, кем в первую очередь (и в конкретный момент) для него будут являться боги – друзьями или родственниками, (и даже соперниками\врагами, кем также иногда становятся друзья и родственники).
Бог не может покинуть, поскольку он не один. Их много, и поэтому всегда есть надежда на помощь со стороны богов. Не нравится бог – не верь в него, выбери другого. Если рассмотреть в этом контексте "кровно-родственный аспект", то и родственников (как и богов) у человека также может быть хоть пруд пруди, даже море седьмой воды на киселе. С родственниками также можно и ссориться, и мириться, и посылать их куда подальше, и призывать в помощь, и уважать их, и не уважать. По собственному усмотрению, исходя из целесообразности. К тому же, цели могут меняться: то, что вчера представлялось желательным, завтра может стать нежелательным; так что тем более такое отношение (к богам) вполне оправдано. Мы им обязаны/должны ровно столько, сколько они нам. Каждый язычник вправе выбирать, хочет ли он быть обязаным кому-либо.
Язычество как бы подобно конструктору, где из разных частей можно собрать для себя какую угодно религию по собственному усмотрению. Это религия индивидуального спроса и индивидуального пользования. Можно сформулировать это так: "сотвори, создавай, сделай cебе храм cам, для cебя".
Язычество – это жизнерадостное, оптимистическое мировоззрение. Нет ни обязательных постов, ни воздержания, ни жестких предписаний. Оно зовет не страдать, смиряться и ограничиваться, а наслаждаться, действовать, развиваться. Язычество не принуждает и не страшит, оно комфортабельно как индивидуальные апартаменты, оно ласково и жизнелюбиво. Оно зовет жить здесь, сейчас. "Другого места и времени нет!", "Славься, Мир Сей!"…
В современных категориях язычество можно условно охарактеризовать как "личная религия". Хотя, на самом деле, язычество – это не религия, а мировоззрение, философия, образ жизни. Такое определение будет максимально точно.
Религия = догма + поклонение + церемониал + запрет шутить [над перечисленным].
В язычестве нет ни первого, ни второго, ни третьего, ни четвертого. Даже если рассматривать "церемониал", то и его как такового также не существует: ибо в язычестве нигде нет не только обязательных для всех предписаний, а даже просто неких единых предписаний. Политеизм, многобожие – и нет ничего МОНО !
И, пожалуй, самое ценное отличие языческой философии от всех религий – не запрет, а напротив, поощренич чувства юмора в "божественных вопросах", ПООЩРЕНИЕ способности шутить и смеяться над своими богами, над собственной обрядовостью и прочей атрибутикой. Языческие праздники сопровождаются веселыми играми, танцами, песнями, застольями, где богов не только благодарят и славят, но и юморно подсмеиваются (или прогоняют, как, например, Зиму-Марену при встрече Весны). С языческой точки зрения, к богам именно так и надо относится – чтобы не зазнавались! Кстати, подумайте, насколько это важно – уметь смеяться над собой и своими святынями…
И тем не менее они знают, как замечательно устроена человеческая природа. У нас и сердце живое есть, и тело живое (чего у богов нет)…
По древним языческим воззрениям, отраженным в редких дошедших до наших дней писаниях волхвов, именно Явь (наш мир, мир сей) является "самым совершенным", поскольку именно в нем воплощены обе дуалистичные взаимосвязанные невраждующие(!) категории – материя и дух. В отличие от несовершенного "мира иного", где присутствует лишь одинокий дух без материи, Мир Сей – полноценен. Именно материя придает ему красочность и многоплановость. Соответственно своим представлениям, язычник уже живет в "раю": здесь, тут, рядом – его земля, его небо, его леса и поля, его Дело, друзья, родственники, и рядом с ним незримо присутствуют также и души Предков; здесь же его искания, борьба, радость, боль, счастье, испытания, смерть, жизнь – в таком замечательном райско-адском и адско-райском переплетении. В Этом мире есть все, и "доброе" и "злое", и он-то есть настоящий рай.
Упрощая "вопрос об изначальном", можно сказать, что язычество не признает неких отдельных "бога" и "сатану" (условно!), предполагая условно БогоСатану, который не враждует сам с собой, а просто иногда предстает в качестве некой "сомнамбулы", или доктора Джекила и мистера Хайда.
Есть языческое мнение, не говорящее о неких "абсолютах", а утверждающее такие понятия как Равновесие, Гармония. В язычестве нет некой "законченной и незыблемой истины" и нет некого "глобального смысла" по типу участия человека в некой "великой битве света и тьмы" или же "победы добра над злом" и прочих антропоцентристских фантазий.
В язычестве нет представления о победе некоего "добра" над неким "злом" (это разве что применительно на самых нижних, бытовых ступенях), а говорится о гармонии. То есть, язычество предполагает множество смыслов (выраженных, в частности, в архетипах множества богов). Бог познания и творчества – Велес, сексуальной стороны жизни – Ярило (Велес молодой), боевых искусств, спорта – Перун, бог так называемых "высоких чувств" – Ладо… и так далее, соответственно специализациям богов… Собственно, допускается, что: пусть каждый берет отовсюду, и откуда только сможет, то, что лично ему нужно, и в каких именно пропорциях, необходимых конкретно ему для его личностного понимания гармонии. Важно также и то, что "пути богов" можно совмещать по собственному разумению.
Язычество – это не узкая дорожка некого "спасения", язычество – это твердая горизонтальная плоскость; не ограниченный ни пространством, ни временем – ВЫБОР. Можно переосмыслить жизнь, или попросту передумать (ведь все меняется!), и – выбрать иной путь и иных богов.
Языческая Философия поэтически дополняет картину Вселенной и Силы, действующие в ней; она согласуется с физикой: под Богом ею понимается вечный изначальный Хаос + рожденная им ВСЯ Вселенная + все Силы\боги.
Языческая философия очень древняя и, являясь старшей среди остальных более молодых философий, она является максимально терпимым, взвешенным, взрослым мировоззрением.