Якутская мифология
якутская мифология. В основе мифологии якутов лежат представления древних тюрок и древних племён южной Сибири. В Я. м. сохранились весьма древние мифы о животных, объясняющие их некоторые видимые особенности.
Например, миф о вороне и гагаре, которые в старину были чёрными и, завидуя пёстрому оперению других птиц, решили разукрасить друг друга. Ворон украсил гагару различными узорами.
Гагара, увидев своё отражение в воде, захотела одна остаться нарядной и собралась нырнуть в реку, но ворон успел клюнуть её в крестец. Поэтому ворон остался чёрным, а у гагары с тех пор вывернутые ноги. В Я. м. частично бытуют архаичные мифы тотемического типа.
Это мифы об орле, лебеде, вороне и др. Орёл считался сыном небесного божества Хомпоруун хотой, главой всех птиц. Будто бы он принёс людям огонь, и некоторые якутские роды считали его своим покровителем и относились к нему как к старшему родственнику.
Когда орёл весной прилетал в Якутию — зима отступала. Согласно Я. м., домашние животные созданы добрыми божествами (айы).
В одном мифе говорится, что Юрюнг айы тойон создал коня одновременно с человеком, в другом — творец сначала сделал коня, от него произошёл полуконь-получеловек, от последнего — человек. Есть мифы, объясняющие некоторые анатомические особенности домашних животных и их взаимосвязь с природными условиями края.
В Я. м. существует обширный цикл космогонических мифов. Так, имеется несколько вариантов мифов о солнце.
По одной версии, благодаря солнцу возникли земля и люди, по другой — солнце — это сияние лица Юрюнг айы тойона, по третьей — Юрюнг айы тойон создал три солнца, из которых одно было предназначено для освещения земли. По одному из вариантов мифа, солнце имеет свою семью и живёт на небе.
Происхождение пятен на луне объясняется тем, что возле ивы стояла девушка-сирота с коромыслом и вёдрами, а луна, сжалившись над ней, взяла её к себе вместе со всеми предметами, и теперь они видны там. Есть несколько мифов о господине месяце и его дочери на небе, о происхождении отдельных созвездий.
По одному из мифов, охотник, преследуя лося, загнал его на небо, и там оба превратились в созвездие Орион. Млечный путь, по Я. м., — след сына неба, гнавшегося на лыжах за оленем.
Согласно мифу, сохранённому богатырским эпосом олонхо, вселенная состоит из трёх миров, образовавшихся следующим образом: в древности разгорелась длительная война между племенами Улу тойона, Юрюнг айы тойона и главы злых духов нижнего мира Арсан-Дуолайя. Близился конец мира.
Тогда воюющие стороны прекратили битву и заключили договор, по которому разделили вселенную на три отдельных мира. Верхний мир был отдан племенам Юрюнг айы тойона и Улу тойона, средний — человеческому роду, а нижний — племенам Арсан Дуолайя.
Верхний мир, по воззрениям якутов, состоит из нескольких ярусов. В мифах упоминается 3, 7 и 9 небеса, расположенные как бы друг над другом.
Самое верхнее небо считалось местом обитания племени Юрюнг айы тойона, на следующих ярусах жили другие айы и абасы верхнего мира во главе с Улу тойоном. Края нижнего неба якобы свисают по окружности вниз и трутся о приподнятые края земли так, как будто грызутся со скрежетом разъярённые жеребцы.
Верхний мир считался холодным краем. По одной версии, добрые божества айы создали землю очень красивой и ровной, но злой дух абасы затоптал и исцарапал её. Следы его деяний остались в виде рек, озёр и гор.
Вслед за сотворением земли Юрюнг айы тойон создал человека. Для этого он сделал статуи людей и поместил их в каменный дом, около которого поставил сторожа и велел ему не пускать в дом злого духа. Последний подкупил сторожа, пообещав дать ему тёплую шубу.
Войдя в дом, злой дух испачкал нечистотами статуи людей. Юрюнг айы тойон, увидев содеянное, превратил сторожа в собаку, а статуи вывернул наизнанку. С тех пор люди внутри полны грязи.
Помимо людей и животных, созданных вслед за человеком, в среднем мире живут многочисленные иччи — духи — хозяева земли, леса, рек, озёр, гор, дорог, предметов, сделанных руками человека, жилых и хозяйственных строений, орудий труда и т. п. Нижний мир — под землёй, описывается как сумрачная страна, тускло освещённая щербатыми солнцем и луной.
Весь нижний мир покрыт непросыхающим болотом, на котором растут уродливые железные деревья. Отдельный цикл Я. м. составляют мифы о великих шаманах — об их могуществе, о борьбе шаманов друг с другом, об их способности совершать волшебства.
Считается, что даже лёжа в могилах, шаманы продолжают камлать, поэтому около их погребений иногда слышны гул бубна, звон привесок шаманского плаща. Культовые мифы создавались для подтверждения могущества шаманов (см. статью Ан аргыл ойун).
С Я. м. генетически связана долганская мифология, которая по содержанию совпадает с мифологией северных якутов. Литература:Эргис Г. У., Очерки по якутскому фольклору, М., 1974;Алексеев Н. А., Традиционные религиозные верования якутов в XIX — начале XX вв., Новосиб., 1975;Гурвич И. С., Культура северных якутов-оленеводов, М., 1977;Ксенофонтов Г. В., Эллэйада, М., 1977.