Хоу-цзи

Хоу-цзи

Хоу-цзи (условно «государь просо», «государь зерно»), в древнекитайской мифологии культурный герой, божественный прародитель чжоуского племени.В наиболее архаических версиях преданий о Х.-ц. рассказывается, что его мать — девушка из рода Ютай по имени Цзян Юань однажды, гуляя в поле, наступила на след великана, зачала и родила Х.-ц. (возможно, что след великана в первобытном мышлении ассоциировался со следами представителей верхнего небесного мира или его владыки, ср. рождение культурного героя Фу-си).Согласно преданиям, ещё в детские годы Х.-ц. любил, играя, сажать коноплю и бобы.

Став взрослым, Х.-ц. начал возделывать землю и собирать богатые урожаи. Государь Яо пригласил Х.-ц. на должность управителя земледелия. По другим версиям, Х.-ц. прославился при государях Шуне и Юе.

Это явное свидетельство того, что присоединение преданий о Х.-ц. — прародителе чжоусцев к рассказам о правлении идеальных государей племен ся и инь есть явления более поздней исторической мифологии. При этой историзации, например, исчезло и зафиксированное в «Шицзине» («Книге песен») и «Шань хай цзине» («Книге гор и морей») представление о том, что Х.-ц. получил семена злаков из верхнего, небесного мира.

По песням «Ши цзина» можно сделать вывод, что в период засухи чжоусцы обращались к Х.-ц. с молениями так же, как и к Верховному владыке — Шан-ди. Трудясь над посевами злаков, Х.-ц. умер у горы и был погребен на равнине Дугуан неподалеку от небесной лестницы Цзяньму, по которой божества спускались на землю.Образ Х.-ц., по своей сути культурного героя, научившего людей сеять злаки, близок образу Шэнь-нуна.

По всей вероятности, Шэнь-нун был божеством земледелия иньцев, а образ Х.-ц. сложился у чжоусцев, первоначально скотоводов, при переходе к оседлому земледелию. В древних легендах искусными земледельцами называются также сын Х.-ц. по имени Бу-ку, брат Х.-ц. — Тай-си и сын Тай-си — Шу-цзюнь, который предложил использовать быков для пахоты.

В этих преданиях, по-видимому, отразились представления о целом роде земледельцев, образовавшемся среди чжоуского племени.

Литература
:
«Шицзин», М., Изд-во АН СССР, 1957, с. 353—55;
Сыма Цянь, Исторические записки, т. 1, М., 1972, с. 179—80;
Юань К э, Мифы древнего Китая, М., 1965, с. 156—58, 372—373;
Гуши бянь (Спорные вопросы древней истории), сост. Гу Цзе-ган, т. 1, Пекин, 1926, с. 135—42;
Митараи Масару, Ко-сёку-но дэнсэцу (Предания о Хоу-цзи), в кн.: Хиросима дайгаку бунгакубу кие (Ученые записки Литературного факультета Хиросимского университета), т. 34, 1975, с. 25—47.

Оставьте комментарий