ВЫШЕСЛАВЦЕВ

ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович (1877—1954) — российский философ, психолог и психоаналитик. Окончил юридический фак-т Московского ун-та (1899). Ученик П.И. Новгородцева. До 1902 г. работал адвокатом. Затем изучал философию в России и Германии. В 1914 г. защитил докт. дис., опубликованную в виде книги: "Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии". С 1917 г. — профессор.

Преподавал в Московском ун-те, Московском коммерческом ин-те и Народном ун-те Шанявского. Участвовал в работе Вольной Академии духовной культуры. В 1922 г. был выслан из России. Работал в Берлине в созданной Н.А. Бердяевым Религиозно-философской академии. В 1924 переехал в Париж, где работал ред. изд-ва "ИМКА-ПРЕСС" и преподавал нравственное богословие в Богословском ин-те.

Участвовал в создании религиозно-философского журнала "Путь" (1925—1940), в котором опубликовал ряд своих работ. После Второй мировой войны жил в Швейцарии. Исследовал проблемы психологии, философской антропологии, социальной философии, этики и др. Значительное внимание уделил изучению иррационального.

Подчеркивал ведущую роль интуиции в познании. В качестве одной из центральных тем творчества избрал психологию и философию "сердца" ("Проблемы религиозного сознания", 1924, "Сердце в христианской и индийской мистике", 1929). Предложил понимание "сердца" как сокровенного ядра психики и личности, обладающего вечными ценностями и обеспечивающего особую связь человека с Богом. Многократно обращался к интерпретации проблем любви.

Изучал вопросы массовой психологии. В 30-х гг., совместно с Э.К. Метнером осуществил русский перевод и издание трехтомника "Избранных работ по аналитической психологии" К.Г. Юнга. В 1931 г. опубликовал книгу "Этика преображенного Эроса.

Проблемы Закона и Благодати", в которой, используя идеи З. Фрейда, К.Г. Юнга и А. Адлера, развил оригинальную теорию ненормативной этики сублимации Эроса — своеобразной этики творчества.

В.И. Овчаренко

Оставьте комментарий