ВЫБОРКИ ДИЗАЙН

ВЫБОРКИ ДИЗАЙН – стратегия формирования выборочной совокупности (см.), включающая определение генеральной совокупности (см.), выборки основы (см.), числа ступеней (см. Выборка многоступенчатая), критериев расслоения и кластеризации на каждой ступени, методов отбора на каждой ступени. При выборе В.Д. учитываются цели исследования, условия его финансирования, особенности генеральной совокупности.

Наиболее общие рекомендации для дескриптивного выборочного обследования (см.

Дизайн социального исследования) состоят в следующем. Если генеральная совокупность является конкретной и основа выборки (полностью или по частям) может быть получена относительно легко, то при наличии достаточных средств рекомендуется использовать одну из моделей выборки случайной (см.). При этом для относительно небольшой и однородной генеральной совокупности может использоваться выборка случайная простая (см.). Если генеральная совокупность неоднородна или основу выборки легче получить для каждой из ее структурных частей, рекомендуется применять выборку расслоенную (см.) случайную. Расслоение позволяет также повысить точность результатов исследования и, соответственно, снизить ошибку выборки. Если средства на исследование ограничены, а генеральная совокупность достаточно велика, рекомендуется использовать выборку кластерную (см.) случайную или выборку многоступенчатую (см.) случайную. Помимо существенной экономии средств кластерная выборка облегчает проведение исследования в том смысле, что нет необходимости получать полную основу выборки – на первой ступени она представляет собой список кластеров.

Однако ошибка выборки при кластерном отборе увеличивается, особенно если используется небольшое количество кластеров значительного объема. Для крупных кластеров хорошие результаты иногда дает использование теоретического отбора (см. Выборка теоретическая) вместо случайного, но выборка в целом перестает быть случайной и теряет преимущества статистического обоснования репрезентативности (см. Выборки репрезентативность).

Если построение случайной выборки невозможно из-за недостаточного финансирования или отсутствия основы выборки, но структура генеральной совокупности известна, можно применить выборку квотную (см.). Квотный отбор часто применяется также в сравнительных исследованиях. Для небольших генеральных совокупностей с известной основой выборки может применяться выборка методом основного массива (см.). Если основа выборки неизвестна, но члены небольшой генеральной совокупности знают друг друга – выборка методом снежного кома (см.).

>Если генеральная совокупность отличается крайней степенью неопределенности или средств на проведение исследования заведомо недостаточно, можно применить выборку доступную. Она принципиально не является репрезентативной, но в отдельных случаях может оказаться эффективной, например, когда репрезентативность не является обязательным требованием (пилотажные исследования) или генеральная совокупность отличается высокой степенью однородности (исследованиях маргинальных групп – наркоманов и пр.).

Подробности построения экспериментальной выборки см. Эксперимент в социальных дисциплинах, Эксперимент естественный, Эксперимент лабораторный, Эксперимент полевой. В исследованиях случая и фокус-групп (см.) применяются методы выборки теоретической (см.).

О.В. Терещенко

Оставьте комментарий