Вы беременны? Пора на репетитора учиться!
Если это и утрирование, то совсем чуть-чуть. Заявление на садик заботятся написать едва ли не сразу после рождения ребенка! Известно, что дитя надо начинать воспитывать, когда оно еще в животике у мамы, а учить – как только на свет появится.
Что касается подготовки ребенка к школе, лучше будет, если ее не выделять в отдельный этап жизни, а проводить ненавязчиво и не в последнее лето перед школой. Где игрой, где назиданием, а где просто многократным повторением, зубрежкой, если хотите (таблицы умножения, например, или алфавита); можно пройти программу-подготовишку, не напрягая ребенка и свои нервы. Замечу, что о требованиях к ребенку целесообразно не только заблаговременно договориться всем членам семьи, но и посоветоваться со знакомым педагогом.
И надо решить вопрос: кто будет главным репетитором, на кого возложить контроль за учебно-воспитательным процессом? Все это будут делать? В результате получится – никто!
Самыми важными условиями успешной учебы детей в школе являются развитая устная речь и хорошая техника чтения. Поэтому в семье должны следить за развитием у ребенка правильного произношения и употребления слов, за формулировкой предложений, за постановкой вопросов… А это даже дополнительного времени не требует: просто те, кто окружает ребенка, сами должны прежде всего говорить правильно.
Не «ломайте» язык!
Многие взрослые разговаривают с маленькими детьми нарочито неправильно: не выговаривают какие-то звуки (холосенький, касивый), называют вещи условными именами (дудука, тю-тю, бо-бо). Не надо думать, что так малышу будет понятнее. Сюсюканье скорее взрослым доставляет удовольствие. Ребенок с рождения должен слышать правильную речь. Стоит вдуматься: если из правильной речи он создает усеченные формы, то что должен взять из уже укороченных и сломанных слов?
Мой сосед стоит у подъезда, а у его машины поочередно загораются то фары, то подфарники. В машине – никого. Говорю ему об этом. Он кричит: «Серега, выключи фары!» Выключились. «И подфарники – тоже!» Потухли. Сереге этому 11 месяцев от роду, поэтому я его и не разглядела. Про себя отметила, что отец не сказал даже «огонечки». Серега говорит большими для его возраста, правильными фразами. Знаю, что родители всегда разговаривают с ребенком нормальным языком, не засоряют речь.
В другой семье наблюдала, как двухлетний ребенок лихо выговаривает отчество знакомой тети – Эммануиловна. На третьем году жизни сын знакомых точно определял марки автомобилей. У кого-то из родителей хватило разума предложить ему тогда же различать буквы и цифры. Даже в этом возрасте дети много чего знают из того, что им совсем не надо. Еще и употребляют правильно! Например, опережая диктора, озвучивают едва ли не всю рекламу на ТВ! А мы сомневаемся в их способности понять и запомнить что-то из школьных наук.
Говорите грамотно!
Вы окажете этим большую помощь своим детям. Это же совсем не трудно! Какая разница для артикуляции выговорить звонит или звонит? Ну, так и надо говорить звонит. И ребенок ваш будет делать так же. Еще и окончание глагола будет писать правильно. А главное: он не будет терять время на исправления, ведь учитель будет заставлять его делать это. Моя маленькая соседка всегда четко выговаривает: здравствуйте, граммов, носков… Знаю, бабушка-репетитор учит так. Значит, и на письме девочка не сделает здесь ошибок.
Дети обожают слушать и сочинять истории. А ведь это могут быть истории о буквах, о словах. Например, на рынке, а иногда и в магазинчике можно увидеть «вирмишель». Есть история, связанная с этим словом: в итальянском вермис – это червячки. Ведь похожа вермишель на червячки?
Пятилетняя дочка моей приятельницы заявила мне однажды, что у нее в животике есть… вестибюль. Насладившись моим недоумением, стала объяснять, что вестибюль и дыхательный (она хотела бы, наверное, сказать вестибулярный) аппарат от одного слова произошли. (Ну, да – вестис!). И она знает, что плохо слышится здесь буква Е. Не надо говорить, что ребенка нагружают! Не весь же словарь иностранных слов девочке дали, а имеет право она запомнить, что у нее в животике находится? В следующий раз будет история о другом слове, не менее интересная и веселая!
В семье еще одних моих знакомых, где двое детей, есть игра «во французов». Обычно, заканчивая ужин, они быстренько перебрасываются французскими словами, которые живут в русском языке: жалюзи, шасси и даже шансонье – повторяют старые и стараются узнать к ужину новое слово, спросив перед этим у папы или мамы. Хорошее ударение у этих слов! А на ночь папа рассказывает им о Наполеоне, знаменитой башне или сказку французского писателя.
Кстати, дети не раз мне говорили, что после француз надо писать –ск-. Я обещала запомнить. В этой же семье есть еще такая игра. Один называет букву русского алфавита, другой быстро подставляет к ней соседнюю – по договоренности: до или после. Словом, интересных и веселых приемов обучения грамоте – много!
Учите детей читать быстро!
Методику обучения чтению я не буду описывать. Все знают, что учить читать надо если не словом, то слогом, а никак не по буквам. Скажу только, что при недостаточной скорости чтения не успеть ребенку на уроке решить задачку в отведенное время, ответить на вопросы к прочитанному тексту. Чтение по слогам затруднит понимание условий задачи, потеряется нить рассуждения.
Словом, все силы уйдут на озвучивание злосчастных строчек, а не на их осмысление. Скудно и ошибочно пересказывают текст дети, читающие с трудом, им сложно бывает уловить сюжет. Мама мыла раму – это ведь просто действие…
При чтении и взрослые спотыкаются о незнакомые слова, а ребенок при этом надолго отвлекается от смысла текста. Здесь репетитор должен предварительно просмотреть текст и заранее поработать с новым для ребенка словом. Следует дать попробовать его, как говорится, на зуб: объяснить значение, произнести по слогам, попробовать составить с ним предложение… То есть, проделать то, что обычно делают при обучении иностранному языку. Можно вместе отыскать его в словаре, пусть ребенок при этом просто поприсутствует – это тоже навык!
Дети лучше запоминают стихи, когда все слова им понятны, нарисована образная картинка. Хороши стихи русских поэтов в программе начальной школы! Но сколько там слов, вышедших из употребления! – на них ребенок и спотыкается.
…Мало детей учится с полным удовольствием и, в частности, потому, что в самом начале они столкнулись с трудностями, которые им не помог преодолеть репетитор. А дети, прошедшие школу семейного репетиторства (репетировать = повторять) до поступления в первый класс, потом умеют правильно распределять время и силы для работы на уроках и при подготовке домашнего задания. Именно предмет «Учись учиться!», который существует во многих семьях сам по себе и который неплохо бы разработать и включить в школьную программу, подсказывает им рациональные приемы усвоения материала.
Представьте студента, записывающего лекцию. Какое напряжение он испытывает: слушает, понимает, сокращает в уме для быстрой записи и, наконец, записывает! Именно понимает, а не просто записывает, и это поможет ему усвоить материал, применить усвоенное на экзамене, а потом и в профессии. А кто и когда заложил ему эти умения? Может быть, домашний репетитор?
Автор – Любовь Дубинкина
Источник