Вредные советы: Как научить ребенка бояться?
Если у вас есть дети, то вам прекрасно известно, насколько часто они попадают в потенциально опасные ситуации. И, если вы не совсем оторваны от жизни, то вы знаете также, в какие ситуации ребенок еще может попасть, – благо, все доступные СМИ щедро снабжают нас информацией о различных происшествиях, жертвами которых становятся дети.
Что же делать в этом случае родителям? Как защитить обожаемое чадо? Очень просто, скажу я вам. Самый лучший способ оградить ребенка от опасной ситуации – заблаговременно напугать его ею! Страх – очень древняя эмоция, и только он является сколько-нибудь надежным гарантом того, что малыш не полезет туда, куда не следует.
Правда, некоторые утверждают, что гораздо более полезным является чувство опасности, когда ребенок знает, чем чревато его поведение, но не испытывает страха перед последствиями. Но вы только подумайте, ведь если вы пойдете по пути, предлагаемому этими восторженными безумцами, оторванными от реальной жизни, вам придется:
1) объяснить ребенку сложные понятия, подыскав для этого простые, понятные малышу слова (вот, к примеру, та же «опасность» – что это?);
2) быть готовым ответить на все возникшие у малыша вопросы (а их может оказаться немало);
3) несколько раз повторить беседы для закрепления материала;
4) спланировать и провести «проверку боем», чтобы понять, насколько ребенок усвоил ваш урок;
5) если выяснится, что усвоил плохо, повторить все шаги с самого начала!
У вас что, слишком много свободного времени? Зачем столько сложностей, если есть простой и действенный способ – формирование нужного страха. Здесь, как раз, все очень просто – хорошую службу вам сослужит родительский авторитет, ведь ребенок доверяет вам гораздо больше, чем самому себе. Есть несколько приемов обучения страху. Рассмотрим их подробнее.
«Запрет без объяснения» выполняется очень просто и не требует от вас каких-то особенных талантов. Вы просто запрещаете ребенку то или иное действие, не поясняя, чем это вызвано. Например, увидев, что малыш направился в темную комнату, достаточно резко выкрикнуть «Не ходи туда, там темно!» (ведь можно обо что-нибудь споткнуться в темноте, удариться). В данном случае «темно» – это не пояснение запрета (ведь дети темноты не боятся), а уточнение предмета будущего страха. После того, как подобное повторится несколько раз, у ребенка сформируется настороженное отношение к темноте, а как же иначе? Ведь МАМА боится темной комнаты! И он больше не пойдет туда, где не горит свет.
Более сильным действием обладает прием «страшная история». Правда, он требует от вас некоторой подготовки. Заранее расскажите ребенку сказку или историю, в которой фигурирует пугающий персонаж – Баба-Яга, Бука, Плохой дядя, Крокодил… В общем, на ваше усмотрение – если не найдете ничего подходящего в литературе, сочините сами. И в следующий раз, когда возникнет ситуация, которую вы хотите сделать пугающей, объясните малышу, что сейчас он, как никогда, близок к физическому знакомству с тем самым страшным персонажем сказки. Убежал от вас во время прогулки? Пусть знает, что в следующий раз, когда мамы не будет рядом, чтобы заступиться, его заберет плохой дядя! Поверьте, следующего раза, скорее всего, не будет – теперь ваш ребенок сам будет следить за тем, чтобы вы не отошли от него слишком далеко.
Ну и, наконец, самый мощный прием – «наглядная демонстрация». Сложность его в том, что в некоторых случаях очень трудно найти демонстрационный материал. Но зато, если вы будете бдительны и успеете подозвать ребенка, скажем, к телевизору во время просмотра «нужной» передачи, и сообщить ему: «Видишь, тетя плохо кушала, теперь вон какая страшная стала!» (во время демонстрации жертв анорексии), то вы вполне можете рассчитывать на произведенный эффект. Даже если вам покажется, что малыш не отреагировал, страшную тетю он уже не забудет. Правда, результат может проявиться чуть позже, но ведь даже маму повзрослевшего ребенка гораздо больше радует полнота дитятка, нежели его худоба.
Объекты для формирования страхов вы можете выбирать на свое усмотрение, в зависимости от тех опасностей, которые подстерегают именно вашего ребенка. Главное – начать воспитание страха как можно раньше, пока у малыша еще сохраняется некритичное отношение к родительским установкам.
Может так случиться, что выбранный вами метод воздействия получит столь сильный отклик в детском подсознании, что вы получите неожиданный «бонус» в виде сформировавшейся у малыша фобии. Поверьте, это – лучшее, что может произойти, ведь фобия отличается от обычного страха тем, что она устойчива, постоянна и не основывается на каких-либо рассуждениях. А значит, вы можете быть абсолютно уверены в том, что ваше дитя будет держаться, по возможности, о-очень далеко от потенциально опасного объекта! Не этого ли вы добивались?
Автор – Наталья Барабаш
Источник