ВОЗРАСТ КАК ПЕРЕМЕННАЯ

ВОЗРАСТ КАК ПЕРЕМЕННАЯ – методологическая проблема, требующая особых методов проведения исследований. Основные подходы к исследованиям возраста:

1. Межвозрастной (cross-sectional).

Если требуется проследить, как какая-либо переменная изменяется с возрастом, обычно для исследования выбираются группы определенных возрастов (например, 20 и 40 лет). В этом случае возникает опасность смешение возраста и поколения (20 лет назад все было другое – и игры, и фильмы, и отношения).

2. Лонгитюдный. В лонгитюдных исследованиях (см.) избранные группы исследуются на протяжении длительного времени (иногда с перерывами на несколько лет). В этом случае объектом выступает одно поколение. Однако неизвестно, произошли ли наблюдаемые явления с изменением возраста или из-за изменений в окружающем мире.

3. Возрастной (time-lag). Этот метод для определения эффекта времени фиксирует постоянный возраст (например, только 19-летние) в течение нескольких лет.

4. Возрастно-периодический (cross-sequential).

Суть метода состоит в тестирование двух или более возрастных групп в течение двух или более периодов времени. В этом случае вероятнее определить эффекты смешения. Следует отметить трудоемкость такого рода исследований.

Проиллюстрируем методы схемой:

Год

рожде-

ния

Год тестирования

1991

1992

1993

1994

1972

19

20

21

22

лонгитюдный (долговременный)

1973

18

19

20

21

1974

17

18

19

20

1975

16

17

18

19

возрастной

меж-возрастной

возрастно-периодический

Иллюстрация методов проведения исследований, включающих возраст как переменную.

А.П. Репеко

Оставьте комментарий