Воздействие речевое — побуждение слушателя с помощью речи к определенному действию. Осуществляется путем организации речевой коммуникации т. о., чтобы слушатель выбрал из числа возможных поступков тот, к которому его подталкивает говорящий (путем угроз, обещания поощрения, насмешки, риторического вопроса, увещевания, просьбы и др.). Для более успешного В. р. должны учитываться условия, в которых происходят речевое общение, отношения между говорящими, реальная возможность осуществления действия, а также характеристики реципиента (его возраст, социальный статус, эмоциональное состояние, система его мотивов, степень ригидности и конформности, апперцепционная база, степень владения языковыми понятиями). В В. р. определенную роль играет несемантический компонент сопровождения речи — тембр, тональность и громкость речи говорящего, его поза, дистанция от слушающего, жесты, мимика. В случае несовпадения мотивов слушающего с предлагаемыми В. р. оказывается неуспешным либо его последействие оказывается кратковременным.
В.П. Белянин