Восприятие мира социотипом

В. В. Гуленко, 1997, г. Киев.

Опубликовано: «Соционика, ментология и психология личности», 1997, № 6.

Аушрой Аугустинавичюте в статье "Мир Юнга" [1] затронут вопрос об отражении мира соционическим типом через его ведущую функцию. Поскольку этот вопрос тесно связан с проблемой информационных аспектов вообще, вызывающей так много споров, такой поворот в обсуждении представляется нам очень своевременным и полезным.

Взгляды Вильнюсской школы наиболее полно представлены в статье Е. Шепетько "Ассоциативные модели аспектов". Относительно этой статьи мне хотелось бы сказать следующее. Авторское понимание информационных аспектов, бесспорно, отличается глубоким интуитивным проникновением в динамику информационных процессов. Однако за образность своих моделей Е.Шепетько приходится платить их нечёткостью и слабой логической проработкой.

Его модели действительно ассоциативны. Человеку, привыкшему мыслить рационально, невозможно понять, почему выбраны именно эти виды моделей, непонятна взаимосвязь между ними. Ассоциативность и логика v разные вещи.

Другие нелогичности. Если аспект Восприятие мира социотипом означает и в структурной, и в геометрической, и в физической моделях "пространство", то в чем тогда логический смысл такого разграничения моделей?

На наш взгляд, направление исследований, которое описывает соционические явления через набор разбиений, и выделение на этой основе многочисленных, трудно различимых на практике признаков, не может быть отнесено к логике. В рамках подобного подхода нарушается основополагающий признак логики v чёткое отделение главного от второстепенного.

Все признаки оказываются в одинаковой мере главными или, что то же самое, второстепенными. Что видит логик в таком описании? Беспрерывный переход из одного состояния в другое, массу нюансов, не позволяющую выделить устойчивую структуру. Такое описание является типичным примером работы соционической функции Восприятие мира социотипом (интуиции времени).

Исходя из постулата о равнозначности всех функций, следует принять это описание, но постоянно помнить о том, что оно иррационально и поэтому не пересекается с чисто логическим описанием по функции Восприятие мира социотипом (абстрактная логика). Между этими функциями существует отношение параллельности, поэтому доказывать, какое из них лучше в принципе не имеет смысла.

Установив этот важный для дальнейшей полемики факт, обратимся к нашей непосредственной теме v восприятию мира через ведущую функцию соционического типа. Привлечем для этого главный инструмент рациональных соционических исследований \” модель А, которую будем для простоты именовать в дальнейшем социомодель.

Социомодель описывает процесс энергоинформационного обмена типа с окружающим миром. Как и в любой другой модели, как бы сложно устроена она ни была, надо обязательно должны быть представлены, во-первых, функциональные входы, принимающие поступающий энергоинформационный поток, и, во-вторых, соответствующие им выходы, выдающие обработанную энергию или информацию наружу.

Кроме того, поскольку совершенно очевидно, что функционирование модели включает в себя как информационные, так и энергетические аспекты, неизбежно приходится рассматривать четыре полюса модели v два информационных и два энергетических, причем каждая из этих пар, естественно, состоит из входа модели и её выхода. Перечислим эти полюса:

  1. информационный вход
  2. энергетический выход
  3. энергетический вход
  4. информационный выход

При взгляде на предлагаемую последовательность участков информационного тракта, у читателя могут возникнуть вопросы. То, что полюс входа в нашем перечне чередуется с полюсом выхода, вряд ли может вызвать возражение: для того чтобы войти в новую структуру, надо, разумеется, выйти из предыдущей. Но почему внутри такой двухполюсной структуры информация трансформируется в энергию и наоборот? Чтобы ответить на этот вопрос займемся информационным входом модели, ответственным за способ восприятия мира психикой соционического типа.

Воздействия внешнего мира в виде сигналов различной природы воспринимаются рецепторами v органами чувств v и через нервную систему подаются в ту часть психики, которая моделируется программной функцией соционического типа. (Теоретическое обоснование наименования "программная" для ведущей функции приведено в [21]). Она, по сути, и является осознанным информационным входом социомодели. Третью (по нумерации Киевской школы) функцию мы интерпретируем как энергетический вход ментального кольца социомодели.

До сих пор отдельные функции типа рассматривались как нечто цельное, неструктурированное. В действительности же программная функция, как и все остальные, имеет сложное внутреннее строение.

Она состоит, по крайней мере, из двух центральных устройств v блока синтеза и фильтра v и многих периферийных, которые обеспечивают её связь с подсознательными слоями психики, а также другими частями ментальных инстанций. Структуру и связи программной функции v этого сложнейшего устройства приема и первичной обработки информации v в первом приближении мы представляем себе следующим образом:

Восприятие мира социотипом

Посредством программной функции происходит синтез поступающего сигнала с моделью мира, которая хранится в долговременной памяти человека. Имеющийся для этой цели блок синтеза сравнивает поступившую информацию от рецепторов с имеющейся моделью мира, устанавливая сходства и различия между ними, и формирует суждение. Причем модель мира, в свою очередь, может распадаться на большое число стереотипных ситуаций, отработанных в практике повседневного общения и закрепленных в памяти. Поэтому суждения бывают как общего, так и частного характера.

В ходе такого сложного взаимодействия, конечно, постоянно возникают несоответствия или противоречия между тем, что человек видит, слышит, ощущает, чувствует, и тем, что он раньше воспринимал и к чему привык. Построенная модель мира трансформируется, усложняясь, становясь более разветвленной. Некоторые части при этом отсекаются или заменяются более адекватными. Затем синтезированный образ попадает на вторую часть программной функции, которая является своего рода фильтром \” она пропускает лишь ту часть прошедшей первичную обработку информации, которая сведена к коммуникативным единицам, соответствующим программной функции социотипа.

Блок памяти (имеется в виду долговременная память) находится, по всей вероятности, в пределах витального кольца. Характер информационного обмена первой функции (ментальная программа) и седьмой (витальный контроль) является дискретным. Вопрос о вертикальных связях социомодели рассматривался в [3], а также в нашей статье "Два взгляда на экстра-интроверсию".

Вертикальная связь может быть удовлетворительно проанализирована только в рамках 16-ти компонентной модели. Представим эту связь в формульном виде на примере этико-интуитивного экстраверта в этическом варианте:

[(+Восприятие мира социотипом) \” > (-Восприятие мира социотипом] \” > [(+Восприятие мира социотипом) \” > (-Восприятие мира социотипом)] \” > …

Расшифруем формулу. Элемент +Восприятие мира социотипом выполняет роль синтезирующего устройства, объединяющего поступающий внешний сигнал любой формы с моделью мира или её частью. Синтезированная информация фильтруется, перекодировавшись в элемент \” . С этого момента информация может, во-первых, выдаваться наружу при объяснении, рассказе, анализе какой-нибудь темы и, во-вторых, передаваться для дальнейшей обработки на вторую (реализационную) функцию. Перекодированная в \” и отфильтрованная от примесей информация поступает по вертикальной связи на седьмую функцию уровня Ид +Восприятие мира социотипом, где и локализуется, по всей видимости, блок памяти. Там она и хранится в виде "свернутого" образа мира.

Из памяти +Восприятие мира социотипом информация не может быть подана непосредственно в блок синтеза +Восприятие мира социотипом: одноименный заряд коммуникативных единиц препятствует этому. Прежде она перекодируется и фильтруется через \” и лишь в форме этого аспекта она становится пригодной для участия в процессе синтеза по +Восприятие мира социотипом.

Эта сложная цепь актов преобразований энергии в информацию и наоборот и есть процесс восприятия мира психикой человека. Почему же именно программной функции мы отводим ведущую роль в этом процессе? По той причине, что информация любого вида в конечном итоге представляется сознанию человека в форме коммуникативных единиц этой функции. Этим аспектом заканчивается любое осмысление и внутреннее суждение. Информация не поступает на вторую функцию, пока не предстанет в формах первой функции.

Поэтому мы можем сказать, что итог размышлений сенсорика v это конкретное ощущение, а интуита v абстрактный образ. Мыслительный процесс логика обязательно сведётся к какой-нибудь структуре или закономерности, а этика v к эмоции или переживанию. Рассмотрим для примера конкретные соционические типы.

СЛИ (Восприятие мира социотипомВосприятие мира социотипом). Его программная функция \” это \” . Результат размышлений и наблюдений для СЛИ \” это ощущения. Он может наслаждаться спокойствием и гармонией природы в противовес неприятным ощущениям дисгармоничного общества, от которых хочется побыстрее избавиться. Он думает о неприятных ощущениях от старости или болезни, о грязном или неудобном рабочем месте, о неуютной, плохо обставленной квартире, о чрезмерных нагрузках на организм, не дающих гарантированной отдачи, о недостатках во внешнем виде людей, о практичности и функциональности одежды, о лечении и профилактике болезней, о том, как приготовить простую, но вкусную пищу и т.д.

Все сводится в конечном итоге к острым, неприятным ощущениям и поиску путей избавления от них. Это v главное содержание внутреннего диалога данного социотипа. Однако с окружающими людьми СЛИ стремится говорить о приятном, красивом, о нюансах ощущений, хорошем самочувствии и т.д. \” информация проходит фильтр +Восприятие мира социотипом.

ИЭЭ (Восприятие мира социотипомВосприятие мира социотипом). Его программная функция \” это \” . Результат его наблюдений за окружающим миром и осмысления полученной информации v альтернативные возможности. Он видит истинное лицо, подоплеку человека или ситуации, которые обычно всячески скрываются, прячутся в силу отрицательных черт.

ИЭЭ думает обо всем необычном, отклоняющемся от нормы: о людях, наделенных необычными способностями, о том, как это дело можно было бы сделать по-другому. Он спорит и не соглашается, потому что все сводит к альтернативе, к обратной стороне, к неизведанному и неопробованному, к тайне или сенсации. Его мысль концентрируется рано или поздно на отрицательных проявлениях человека и на противоречащих здравому смыслу вещах.

Процесс внутреннего мышления заканчивается у ИЭЭ альтернативным предложением, неожиданным поворотом известного дела, игрой фантазии, преувеличивающей оригинальную, перспективную сторону событий и поступков людей, представлением ситуации в таком виде, какой она могла бы быть v серое преобразуется в красочное, скучное v в интересное. Хорошего отношения (+Восприятие мира социотипом) заслуживают только удивительные люди. Их нужно сделать такими, увлечь, поощрить. Поэтому наружу выводится информация, прошедшая фильтр +Восприятие мира социотипом, т.е. в виде комплиментов, подчеркивания перспектив и положительных способностей.

ЛИИ (Восприятие мира социотипомВосприятие мира социотипом). Программная функция этого социотипа \” . Итог его наблюдений и размышлений v это общие закономерности, универсальные структуры, логические обобщения. Он думает о том, как все устроено, из каких составных частей состоит, в каком порядке развивается, какие этапы проходит, каким законам все подчиняется. Его интересует всестороннее рассмотрение, объективная картина, ответ на вопрос "что главное, а чем можно пренебречь?" Его мысли, как и у всякого интуита [1, с.1], абстрактны.

У ЛИИ все сводится к схемам, структурам, классификациям, механизмам, чертежам, моделям, правилам. Любую ситуацию, явление, поступок ЛИИ в конечном итоге сводит к частному проявлению какого-либо закона или общего положения. Хаос мира у него в голове обретает порядок. Поэтому для него характерно стремление к интердисциплинарным и фундаментальным исследованиям.

Синтезированная ЛИИ информация выдается наружу в виде +Восприятие мира социотипом, т.е. конкретных объяснений, различных примеров, подтверждающих действие закона или общего положения, а также иллюстраций и аналогий. Мир представляется ЛИИ сложным механизмом, который нужно познать и объяснить.

ЛСИ (Восприятие мира социотипомВосприятие мира социотипом). Программная функция этого социотипа +Восприятие мира социотипом. По сравнению с ЛИИ он идёт обратным путем: если ЛИИ, столкнувшись с реальными фактами, ищет схему для их объяснения, то ЛСИ, выбрав четкую схему, накладывает её на реальность v ищет всем фактам место в этой системе.

ЛСИ думает о подробностях и деталях занимающего его дела, о чёткой его организации, о функциональных обязанностях, о том, чтобы все было учтено, ничто не ускользнуло бы от контроля, чтобы все в выбранной сфере было проверено и увязано друг с другом. Абстракций и образов его мышление не допускает.

Результат мышления ЛСИ v инструкции, постановления и распоряжения, которые должны все упорядочить и зафиксировать. Его логические схемы тщательно продуманы, четки и аккуратны. Мир ему представляется хаотичным и довольно порочным, потому что люди не соблюдают законы, позволяют себе вольности, переступают обоснованно отведенные им рамки, одним словом v ведут себя неразумно. Поэтому окружающий мир надо организовать, подчинить хорошим законам, заставить жить правильно v иначе он погибнет.

Наружу ЛСИ выдает информацию в форме \” : справедливое устройство, недостатки организации, неподчинение обязательным для всех, объективным правилам, критика беспорядка, безалаберности, безответственности, необходимость бороться против всего этого.

Закончив на этом разбор примеров, сформулируем итог статьи. Трансформация восприятия информации в её воспроизведение происходит через сведение информационных сигналов любой природы к коммуникативным единицам программной функции. В блоке синтеза происходит насыщение информационного образа энергетическим носителем v импульсами энергии, поступающими по вертикальной связи от витальных инстанций, что сообщает синтезированной информации движение по ментальному кольцу. Благодаря этому механизму, на наш взгляд, обеспечивается устойчивый энерго-информационный обмен психики с окружающим миром.

     
     
  1. Аугустинавичюте А. Мир Юнга // "16", 1991, № 1 (5).
  2. Молодцов А.В. Объясняющая сила модели "А" // Доклад на семинаре Киевской группы 11.02.91.
  3. Шепетько Е. Ассоциативные модели аспектов.
  4. Филимонов С. О взаимодействии ментального и витального колец. //"Шестнадцать", № 4, 1990.
     
     

Оставьте комментарий