Волшебница
Волшебник – колдун, ведун и Волшебница – колдунья, ведунья, ведьма.
“У царя дочь умерла, волшебница, никто нейдет её хоронить” (Рязанская область).
Названия “волшебник, “волшебница” (однокоренные с “волхв”) имеют несколько “книжный” оттенок и в обыденной речи крестьян встречаются нечасто. Они более употребительны в сказках, в особенности в тех, которые подверглись литературной обработке.
Рассказ “О волшебнике Демиде”, записанный в Туле, сложился, по мнению собирателя, “в среде оружейников и мещан”. Знающийся с нечистой силой Демид напоминает колдуна крестьянских поверий. Тем не менее он старается служить христианскому Богу и людям. Характеристика его двойственна, как, впрочем, и восприятие крестьянами некоторых особо “сильных” колдунов, которые могут быть “от Бога”: тульский мещанин Демид, охотясь, встречает в поле старого-престарого человека, уговаривающего Демида отдать ему душу. “С этих пор у него завязалась самая крепкая дружба-любовь с нечистой силой, которая научила его многим чародействам и волшебствам, навозила ему так много золота, что целый двор был засыпан и полон этим добром. При всём том он был так щедр и милостив, что всех и каждого наделял золотом. (…) При конце жизни Демид построил Николькую церковь (около Демидовской улицы) и решился выстроить золотую церковь; если христианский Бог не простит греха; но христианский Бог не простил его, и ему не пришлось выстроить золотую церковь. После смерти его положили в большой чугунный гроб и повесили его на цепях в огромной подземной пещере под выстроенной им Никольской церковью. Этот гроб висит там и доселе. После смерти его некоторые будто бы отыскали подземный ход от его дома в том месте, где теперь находится Демидовская улица, хотели было туда проникнуть, но никак не могли: дул до того сильный и пронзительный ветер, что даже невозможно стоять на ногах. Пытались также пройти туда с крёстным ходом; но и тут тоже неудача, явилось много духов, которые совсем не допустили до этой пещеры…
Вообще о Демиде и его деяниях рассказывают много. Так Христорождественская церковь в Туле, которая прежде была освящена во имя Николая Чудотворца, и теперь по-старинному называется Николою Богатым. Такое название, как рассказывают, она получила оттого, что близ этой церкви жили Демидовы, которые славились своим богатством…” (Благовещенский, 1880 год).