Влечение — стремление к удовлетворению неосознанной или недостаточно осознанной потребности субъекта, своеобразный первоисточник всякого психического движения и поведения организма, характеризующийся наличием источника энергии (силы), цели и объекта. По З. Фрейду, В. происходит из внутренних источников раздражения и действует как постоянная сила, ориентированная на устранение возбуждения.
З. Фрейд отмечал, что "под "В." мы понимаем только психическое представительство непрерывного внутри соматического источника раздражения, в отличие от "раздражения", вызываемого отдельными возбуждениями, воспринимаемыми извне. В. является, таким образом, одним из понятий для отграничения душевного от телесного. Самым простым и естественным предположением о природе В. было бы, что они сами по себе не обладают никаким качеством, а могут приниматься во внимание как мерило требуемой работы, предъявляемой душевной жизни. Только отношение В. к их соматическим источникам и их целям составляет отличие их друг от друга и придаёт им специфические свойства. Источником В. является возбуждающий процесс в каком-нибудь органе, и ближайшей целью В. является прекращение этого раздражения органа" (З.
Фрейд. Очерки по психологии сексуальности).
З. Фрейд различал два рода (вида, группы) основных В.: 1) сексуальные (жизнеутверждающие) В. и 2) влечения к смерти (агрессии, разрушению).
Представления классического психоанализа о В. было сформулировано З. Фрейдом следующим образом: "Мы полагаем, что человеческие В. бывают двух родов. Либо те, что направлены на сохранение и объединение; мы называем их эротическими — в том смысле, как Эрос понимается в платоновском "Пире", — или сексуальными влечениями, сознательно расширяя понятие "сексуальность". Либо те, что направлены на разрушение и убийство: мы сводим их к инстинкту агрессии, или инстинкту деструктивности" (Фрейд З. Психоанализ, религия, культура). В. понималось им также как "наличное в живом организме стремление к восстановлению какого-либо прежнего состояния"
(Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия). При этом подчёркивалось, что "психическое значение влечения повышается в связи с отказом от его удовлетворения" (Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности).
По З. Фрейду, В. опираются на раздражения, идущие изнутри организма, и действуют постоянно, избирая своим объектом то, посредством чего они могут достичь своей цели. В числе объектов В. могут быть и части собственного тела субъекта. З. Фрейд считал, что "В. и их превращения суть конечный пункт, доступный психоаналитическому познанию" (З. Фрейд. Леонардо да Винчи).
В дополнение к классическим представлениям о В., в современном психоанализе была предпринята попытка выделить В. "второго порядка" ("спокойные" В.). А. Моделл (1975) предложил в качестве этих В. "В. Эго" ("Я"), имея при этом в виду, что данные В. (в отличие от В. введённых З. Фрейдом), вероятно, не имеют определённого физиологического источника и ориентированы на получение удовольствия не в результате разрядки напряжения, а в силу самого процесса взаимодействия с объектом. Но эта новация не получила значительного распространения.
В. И. Овчаренко