ВЕРИФИКАЦИЯ

ВЕРИФИКАЦИЯ (позднелат. verificatia – подтверждение; лат. verus – истинный, facio – делаю) – логико-методологическая процедура установления истинности научной гипотезы (см.) (равно как и частного, конкретно-научного утверждения) на основе их соответствия эмпирическим данным (прямая или непосредственная В.) или теоретическим положениям, соответствующим эмпирическим данным (косвенная В.). Концепция верификационизма была разработана участниками Венского кружка, нередко ссылавшихся в этой связи на идею Л.Витгенштейна о том, что “понимать предложение – значит знать, что имеет место, когда оно истинно”. (Хотя сам Витгенштейн как-то отметил: “Одно время я часто повторял, что для прояснения употребления какого-нибудь предложения не плохо было бы задаться вопросом – как можно верифицировать это утверждение? Но это лишь один способ прояснить употребление слова или предложения… Некоторые люди превратили данный мной совет обратиться к верификации – в догму, представив дело так, будто я выдвигаю теорию значения”.)

Первая эксплицитная формулировка принципа верифицируемости была осуществлена Ф

.Вайсманом в работе “Логический анализ понятий вероятности” (1930). В рамках логического позитивизма принцип верифицируемости мыслился (содержательно исчерпываясь почти полностью в рамках формализованного представления методов Э.Маха и К.Пирсона) критериально исчерпывающим способом апробации научных утверждений, понятых в качестве “протокольных предложений” как фиксаций данных непосредственного опыта.

Согласно М.Шлику, “первоначально под “протокольными предложениями” понимались – как это видно из самого наименования – те предложения, которые выражают факты абсолютно просто, без какого-либо их переделывания, изменения или добавления к ним чего-либо еще, – факты, поиском которых занимается всякая наука и которые предшествуют всякому познанию и всякому суждению о мире. Бессмысленно говорить о недостоверных фактах. Только утверждения, только наше знание могут быть недостоверными. Поэтому если нам удается выразить факты в “протокольных предложениях”, без какого-либо искажения, то они станут, наверное, абсолютно несомненными отправными точками знания”.

Возможный логический алгоритм осуществления верификационной процедуры Ш. характеризовал так: для того, чтобы верифицировать суждение А, необходимо вывести из него посредством истинных суждений А1, А2, А3… Ак – последовательную цепочку суждений А1, А2, А3…

Ак. Последний член этой последовательности должен являться суждением типа “…в таком-то месте, в такое-то время, при таких-то обстоятельствах переживается или наблюдается то-то”. Поскольку предложения, только и могущие, согласно концепции Венского кружка, фигурировать в научном знании делятся на два класса: 1) предложения, не имеющие предметного содержания, сводимые к тавтологии и относящиеся к логико-математической сфере, – аналитические, логические истины; 2) осмысленные предложения, сводящиеся к эмпирическим фактам и относимые к сфере конкретных наук – фактические истины. Прочие же предложения – или абсурдны (бессмысленны), поскольку организованы вопреки логико-синтаксическим правилам; или все еще научно неосмысленны (“метафизические” или философские предложения, оперирующие с понятиями типа “материя”, “абсолют”, “принцип” и т.п.). Научная осмысленность предложений оказывалась тождественной его проверяемости, в то время как значение – способу его В.

>Позже, в книге “Философия и логический синтаксис” (1935) Р.Карнап разграничил косвенную и прямую В. Первая предполагала непосредственную В. исходного высказывания: на основе уже известного и апробированного посредством В. закона осуществляется предсказание, конституируются необходимые условия и предсказание верифицируется. Вследствие очевидности того, что не допускали чувственной В. многие подлинно научные предложения – а) “общие” предложения, не могущие быть подтвержденными конечным количеством опытных процедур; б) предложения, касающиеся будущего и прошлого, не подвластных сиюминутному наблюдению – принцип В. был смягчен в идею “возможной проверяемости” (в принцип “верифицируемости”).

Наука 20 в., опровергнувшая процедуру В., как и сопряженную с ней идею независимости “чистого опыта” от самого экспериментатора, отдала некоторое предпочтение идее фальсификации и ориентировалась на элиминацию В. из дисциплинарного арсенала философии. Так, в докладе на XIV Международном философском конгрессе (1968) А.Айер предложил интерпретировать принцип В. как требование, чтобы гипотеза науки хотя бы “нетривиально фигурировала в теории, которая, взятая как целое, была открыта для подтверждения”.

А.А. Грицанов

Оставьте комментарий