ВЕКСЛЕРА ПАМЯТИ ШКАЛА

Векслера памяти шкала (Wechsler Memory Scale, WMS) — методика психометрической оценки памяти. Разработана Д. Векслером в 1946 г.

Тестовая батарея включает в себя серию из 7 субтестов, направленных на исследование отдельных мнестических функций. А именно:

I субтест — ориентировка и осведомленность. Выполнение заданий предусматривает ответы испытуемого на наиболее общие вопросы, касающиеся личных и общественных данных (6 вопросов, правильный ответ — 1 балл).

II субтест — ориентировка во времени и пространстве (5 вопросов, правильный ответ — 1 балл). Первые два субтеста методики предъявляются в случае подозрения на наличие умственного недоразвития, глубоких дефектов памяти, нарушение ориентировки, а также в случае явной неудачи испытуемого при выполнении субтестов.

III субтест — психический контроль.

Включает три задания: 1) отсчитывание от 20 в обратном порядке; 2) называние букв алфавита; 3) отсчитывание от 1 до 40 через 3 единицы. Время выполнения лимитировано. За быстрое выполнение добавляются дополнительные баллы.

IV субтест — логическая память. Задание состоит в воспроизведении коротких рассказов, отпечатанных на карточках. Оценка выполнения производится по числу воспроизведенных смысловых единиц рассказа.

>V субтест — воспроизведение рядов цифр в прямом и обратном порядке. Оценка соответствует наибольшему числу элементов цифрового ряда, воспроизведенных испытуемым в двух попытках (отдельно для воспроизведения в прямом и обратном порядке).

VI субтест — воспроизведение геометрических фигур (рис. 15:pic15). Испытуемому демонстрируется последовательно 4 карточки с простыми геометрическими изображениями. Экспозиция — 10 с. Оценка успешности выполнения дифференцирована в зависимости от числа воспроизведенных элементов фигур.

VII субтест — воспроизведение парных ассоциаций.

Обследуемому зачитывают 10 пар слов, близких или отдаленных по степени ассоциативной связи. Первые 6 пар — "легкие ассоциации"; следующие 4 пары — "трудные ассоциации". При первом прочтении они расположены вперемешку. Затем трижды, каждый раз в другом порядке, экспериментатор зачитывает первое слово каждой пары и проверяет запомнившиеся ассоциации.

Пауза между сериями — 10 с. Ответ, данный в течении 5 с, засчитывается как правильный.

Результат теста получают при сложении половины суммы удавшихся "легких ассоциаций" с суммой "трудных ассоциаций". Первичные результаты по всем субтестам суммируют, и, используя специальную таблицу, к "сырым" баллам прибавляют возрастную поправку, рассчитанную для возрастных групп в диапазоне от 15 до 79 лет.

Корригированный по возрасту первичный результат может быть переведен в оценки, соответствующие баллам IQ-показателя стандартного IQ. Имеется возможность пересчета "сырых" оценок по отдельным субтестам в оценки шкальные. Таким образом, тест допускает профильную оценку данных с учетом состояния отдельных мнестических функций (Д. Векслер, 1945). Достоинством В. п. ш. является возможность количественного измерения кратковременной и долговременной памяти, словесно-логической, визуальной и ассоциативной репродукции.

Наряду с измерением многих показателей в этой компактной и удобной для проведения методик предусмотрен охват широкого возрастного диапазона испытуемых. В. п. ш. получила большее распространение в отечественной клинической психодиагностике.

Л. Ф. Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

Оставьте комментарий