Валтасар
Валтасар (греч. Βαλτάσαρ, евр. bēlšassar как передача вавил. bēl-šar-uşur, «да сохранит Бел царя»), в иудаистических и христианских легендах: 1) последний вавилонский царь. По преданию, отразившемуся как в Библии, так и у древнегреческих авторов (Геродота, Ксенофонта), в ночь взятия Вавилона персами устроил пир («валтасаров пир»).
В разгар пира, где настольными чашами служили драгоценные сосуды, захваченные в иерусалимском храме, и прославлялись вавилонские боги, таинственная рука начертала на стене непонятные слова. Вавилонские мудрецы не сумели прочесть и истолковать их.
Только призванный по совету царицы иудейский мудрец Даниил прочитал надпись, гласившую: «МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН», объяснил значение этих слов и дал им толкование, предсказав гибель В. и раздел вавилонского царства между персами и мидянами; предсказание сбылось (Дан. 5). В. — историческое лицо, сын и соправитель последнего нововавилонского царя Набонида (сына Навуходоносора), убитый вскоре после вступления персов в Вавилонию; титула царя не носил, хотя располагал фактически его полномочиями; 2) вавилонское имя, данное Даниилу в вавилонском плену.
См. Даниил; 3) имя одного из трёх волхвов.С. А.История В. — вавилонского правителя (особенно сюжет валтасарова пира) нашла отражение в литературе: в XVI в. — у Г. Сакса («Комедия о Данииле») и Й. Мурера («Комедия об осаде Вавилона»), в XVII в. — у Кальдерона («Мистический и подлинный Вавилон»), у А. Морето (пьеса «Пир Валтасара»), в иезуитской драме, позднее — у И. В. Гёте (юношеская драма «Валтасар», сожжённая автором), Дж. Байрона (стихотворения «Видение Валтасара», «Валтасару»), Г. Гейне («Валтасар»). Сюжет использовался в изобразительном искусстве (Беноццо Гоццоли, М. ван Хемскерк, Я. Тинторетто, Х. де Рибера, Рембрандт), в музыкально-драматическом искусстве (оратория Г. Ф. Генделя «Валтасар»).