В чем таинство колыбельной песни

В чем таинство колыбельной песни?

Колыбельные – это такие удивительные песни, которые каждому из нас напоминают о далеком и милом детстве. Кто хотя бы раз в жизни не слышал обладающие волшебной силой строчки: “Баю, баюшки, баю, не ложись на краю, а то серенький волчок тебя схватит за бочок…”. И каждый ребенок знает, что после того как по телевизору пропоют “спят усталые игрушки, книжки спят…”, как бы не хотелось, но пора в кроватку…

Издавна на Руси появившемуся на свет младенцу было принято петь колыбельные. Считалось, что именно с помощью этих убаюкивающих песенок маленький человечек начинает познавать окружающий его мир. Ведь колыбельная знакомит малыша с образами животных и сказочных персонажей, дает первые упоминания о добре, чести, долге и т.д.:

Ой, люли-люлюшеньки,
Баиньки-баюшеньки…
Сладко спи по ночам,
Да расти по часам.
Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку…

История русской литературной колыбельной песни насчитывает более двух веков: в 73 году 18 столетия публикуется “Колыбельная песенка, которую поет Анюта, качая свою куклу” А.С. Шишкова. История же изучения и публикаций русской фольклорной колыбельной песни насчитывает более полутора веков. Несмотря на то, что в сборниках русского фольклора многие колыбельные печатаются как отдельные законченные произведения, в быту каждая из этих песен имеет множество вариаций, а самое главное – каждый исполнитель в зависимости от своей фантазии и умения владеть словом может продолжать её до бесконечности, придумывая всё новый и новый сюжет:

Люли, люли люленьки
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стали Машеньку качать,
Стали Машеньку качать,
Стала Маша засыпать.

Уж ты котинька-коток,
Кудреватенький лобок,
Приходи к нам ночевать,
Нашу Машеньку качать.
Я тебе-то ли, коту,
За работу заплачу:
Дам Кувшин молока
Да кусок пирога,
Белой папыньки
В обе лапоньки.

Приди, котик, ночевать,
Приди Машеньку качать
Я тебе за то, коту,
За работу заплачу:
Красну шапочку сошью…

Лучше всего дают представление о первых колыбельных воспоминания Е.А. Авдеевой, которые были опубликованы в “Отечественных записках” 1849 года: “В старину, нянюшки, или где их не было, мать или бабушка, укладывая ребенка, пели, или, лучше сказать, приговаривали разные рассказы и припевы. Конечно, в них нет ничего остроумного или поэтического, они изображают простой старинный быт и какие-то особенные понятия о воспеваемых предметах. В них, как в русских песнях и сказках, всего чаще встречается вольная бессмыслица, потому что этого нельзя назвать ни лукавым простодушием, ни юмором. Теперь редко где в отдаленных от столицы и больших городов местах можно услышать такие припевы”.

Прошли годы, а колыбельная так и осталась важной составляющей процесса воспитания ребенка. Современные специалисты продолжают советовать будущим родителям петь колыбельные уже во время беременности. Начиная с пятого месяца пребывания в мамином животе, малыш способен слышать, различать и даже запоминать звуки. Поэтому если мамочка не ленится и с удовольствием ежедневно поет своему крохе песенки, то после того как он появится на свет, они становятся для него уже знакомыми и родными, под которые так легко, приятно и самое главное – спокойно засыпать.

Изначально, когда литературоведы впервые уделили должное внимание жанру фольклорной колыбельной, ими была названа основная его функция – успокоения. А в связи с тем, что младенец только познает окружающий мир посредством звуков, в скором времени исследователи нашли у колыбельной еще одну – педагогическую функцию. Между тем, некоторые теоретики литературы в своих работах определяют колыбельную песню строго функционально – “ее назначение в том, чтобы усыпить ребенка”:

Сладко спи, ребенок мой,
Глазки поскорей закрой
Баю-баю, птенчик спать!
Будет мать тебя качать,
Папа сон оберегать…

И действительно, главное предназначение колыбельной, будь то дословные выдержки из первоисточников или на ходу сочиненные заботливой мамой строчки, в том, чтобы успокоить, убаюкать и создать подходящую атмосферу тепла и уюта для здорового сна малыша. А крепкий сон, как известно, залог здоровья, хорошего самочувствия и нормального роста ребенка.

Пойте, друзья, колыбельные своим детишкам. Импровизируйте, сочиняйте свои авторские тексты и не забывайте те, что были придуманы века и десятилетия назад. Как, например, колыбельная любимейшей детской поэтессы Агнии Барто, которая всем своим творчеством утверждала: “Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность!”

Колыбельная. Агния Барто.

Старший брат сестру баюкал:
– Баюшки-баю!
Унесем отсюда кукол,
Баюшки-баю.

Уговаривал девчушку
(Ей всего-то год):
– Спать пора,
Уткнись в подушку,
Подарю тебе я клюшку,
Встанешь ты на лед.

Баю-баюшки,
Не плачь,
Подарю
Футбольный мяч,
Хочешь –
Будешь за судью,
Баю-баюшки-баю!

Старший брат сестру баюкал:
– Ну не купим мяч,
Принесу обратно кукол,
Только ты не плачь.

Ну не плачь, не будь упрямой.
Спать пора давно…
Ты пойми – я папу с мамой
Отпустил в кино.

Автор – Виктория Бобылева
Источник

Оставьте комментарий