ТРАНСФЕР

Трансфер (лат. transfere — переносить, перевозить) — перенос на психотерапевта эмоционального отношения клиента к значимым для него людям (отцу, матери и др.).

Термин впервые стал применяться в психоанализе. З. Фрейд рассматривал Т. как феномен переноса, присущий любым человеческим отношениям в обыденной жизни. Первоначальные источники реакций переноса — значимые люди ранних лет жизни ребенка. Реакции переноса в последующей жизни более вероятны по отношению к людям, которые выполняют специальные функции, ранее принадлежавшие родителям. По Фрейду, Т. происходит из эротических источников, и, как правило, сексуально окрашен. По Фрому, содержание переноса обычно восходит к инфантильным образам.

Различается Т: (а) позитивный — перенос чувств любви, уважения, доверия, привязанности и пр.; (б) негативный — перенос чувства страха, ненависти, отвращения и пр.

На психотерапевтическом приеме эти чувства могут спонтанно возникать у клиента при отсутствии в поведении психотерапевта объективных причин для этого. Т. действует тем сильней, чем меньше о нем догадываются. Пациент переносит на врача гамму нежных и часто смешанных с враждебностью чувств. Психотерапевт может осознанно использовать трансферные реакции своего клиента в процессе терапевтической сессии. Т. в этом случае выступает как способ, с помощью которого клиент вспоминает то, что забыл, что является неосознанным источником его психических страданий.

>Фрейд использовал также термин "невроз переноса", чтобы описать совокупность реакций переноса, когда анализ и сам психоаналитик становятся центром эмоциональной жизни пациента, при этом его невротический конфликт вновь оживает в психоаналитической ситуации. Такое исключительное значение перенос имеет при истерии, неврозе страха и неврозе навязчивых состояний, объединяемых под названием "невроз переноса". По Фрейду, излечение от невроза переноса приводит к излечению действительного невроза, благодаря тому, что Т. моделирует характерные для клиента невротические ситуации. Однако J. B. Furst (1957) считает, что Т. не является зеркалом, отражающим все стоящие перед клиентом проблемы и его отношения с окружающей действительностью.

Н. Д. Творогова

Оставьте комментарий