ТОТАЛИТАРИЗМ (лат. totalitas – цельность, полнота) – понятие, обозначающее политическую (государственную) систему, осуществляющую или стремящуюся осуществлять ради тех или иных целей абсолютный контроль над всеми сферами общественной жизни и над жизнью каждого человека в отдельности. Впервые употреблено критиками режима Муссолини (Дж. Амендола и П. Гобетти) в Италии в 1920-х. В научной литературе Запада вошло в обиход в конце 1930-х. (В дополнительном томе “Оксфордского английского словаря”, 1933, впервые упоминается термин “тоталитарный” из журнала “Contemporary review”, апрель 1928.)
Изначально Т. однозначно отождествлялся с общественным устройством, двумя различными версиями которого являлись фашизм (см.) и коммунизм (см.). В идеологии Гитлера и Муссолини термин “тоталитарное государство” содержал позитивное значение. В дальнейшем понятие Т. приобрело (наряду со статусом политологического термина) мощное эмоционально-оценочное звучание. Определяющие характеристики Т.: 1) опора режима на люмпенизированные слои всех классов и социальных групп (люмпен-пролетариат, люмпен-крестьянство, люмпен-интеллигенция и т.п.); 2) наличие особого рода квазирелигиозной утопической идеологии, охватывающей все сферы жизни людей, подавляющей культурную традицию и обосновывающей (в условиях монополизации средств массовой информации) необходимость существующего режима для переустройства общества в целях создания “нового мира”, “нового порядка”, “преодоления кризисных явлений в политике и экономике” и т.д.; 3) целенаправленное создание и воспроизведение структур социальной мифологии для воздействия на народные массы в интересах господствующих клик; 4) монополизация власти одной политической партией, а в ней – одним лидером, объектом культа (“вождем”, “дуче”, “фюрером” и т.д.), либо харизматически ориентированным политическим кланом; 5) захват политической верхушкой дискреционных (не ограниченных законом) властных (экономических и политических) полномочий; 6) огосударствление и бюрократизация общества; 7) милитаризация общественной жизни; 8) опора режима на гипертрофированный аппарат тайной полиции, насилие и террор как универсальные средства внутренней и (по возможности) внешней политики; 9) постулирование возможности формирования Т. исключительно за счет кардинального разрушения ставшего, существующего мира, отрицание позитивной значимости гражданского общества и его институтов.
Исследование Т. осуществлялось в трудах Аренд (см.) “Происхождение тоталитаризма” (1951), К. Фридриха и З. Бжезинского “Тоталитарная диктатура и автократия” (1956), в антиутопии Оруэлла (см.) “1984” и др. (По Бжезинскому и Фридриху, тоталитарная диктатура – есть “автократия, основанная на современной технологии и массовой легитимизации”.) Статус научной концепции за понятием “Т.” стремились, в частности, утвердить участники интернационального политологического симпозиума (США, 1952), предложившие определять Т. как “закрытую и неподвижную социокультурную и политическую структуру, в которой всякое действие – от воспитания детей до производства и распределения товаров – направляется и контролируется из единого центра”.
К государствам тоталитарного типа традиционно относят Германию эпохи нацизма, Советский Союз эпохи сталинизма, фашистскую Италию, КНР эпохи Мао Цзэдуна и др. См. также: Фашизм, Коммунизм, Оруэлл, Новояз, Бегство от свободы, Авторитарная личность, Замятин, Поппер.
А.А. Грицанов