Тождественные отношения – отношения людей одного и того же психологического типа личности
Тождественные отношения
И.Д. Вайсбанд Рабочий материал по соционике
Два человека одного типа очень хорошо понимают друг друга. Отлично для отношения учитель-ученик. Информация легко передается от одного к другому. Никто не может научить быстрее и объяснить понятнее, чем "тождик". Однако, как только знания их выравниваются, они становятся неинтересны друг другу, ибо ничего нового они не в состоянии друг другу сообщить. Оба информированы одинаково. На одинаковые раздражители – одна и та же реакция. Оба сильны и оба слабы в одних и тех же областях, так что они не могут ожидать поддержки друг от друга, по своим слабым функциям, и поэтому вряд ли особенно нуждаются друг в друге. Даже беседовать друг с другом им неинтересно: что подумал один – сказал другой. Если бы они оказались вдвоем в уединенном месте, то, возможно, вообще разучились бы разговаривать. То, что понятно одному – ясно и другому. Что неясно – не знает и другой. Нет дополнения. В браке – плохо. В браке хорошо, только если вы хотите посвятить жизнь общему делу, как Пьер и Мария Кюри.
О.Б. Слинько "Ключ к сердцу – соционика"
Тождественные партнеры одинаково воспринимают мир и действуют в нем схожими путями. Это не значит, что они во всем одинаковы и всегда соглашаются друг с другом. Но партнер кажется до боли понятным, видны его слабости и проблемы, потому что и вы страдаете от тех же проблем. Самое характерное чувство, которое возникает по отношению к тождественному, – сочувствие. К сожалению, помочь ему вы не можете, так как сами не сильны в соответствующих вопросах. Тождественному все прощают, оправдывают все его поступки, как свои собственные. Временами однако с таким партнером становится скучно и неинтересно: к тем умозаключениям, которые он излагает, вы вполне можете придти и самостоятельно. Ситуация резко меняется в лучшую сторону, когда один из партнеров в тождественной паре превосходит другого в опыте и развитии: родитель и ребенок, учитель и ученик, руководитель и молодой работник. В этом случае "перекачка информации" идет по прямым каналам, и разница в уровнях знаний быстро выравнивается. Тождественный – лучший ученик и лучший учитель. Вот почему неоценимое значение имеет тот факт, что в гармоничной, дуальной семье ребенок обычно имеет тип, тождественный одному из родителей.
Р.К. Седых "Информационный психоанализ"
Такая структура взаимодействия приводит к интересному эффекту, впервые замеченному создательницей соционики. Маска, которую надевает всякий живущий в обществе человек, для его тождика почти прозрачна. Этот эффект имеет и положительные, и отрицательные стороны. Глубокое понимание партнера позволяет весьма быстро и продуктивно у него учиться. С другой стороны, довольно трудно общаться с партнером, который насквозь тебя видит. Особенно это мешает недуализированным. У них много проблем и мало желания их показывать. Особенно тяжела ситуация, когда партнерам вдобавок приходится конкурировать друг с другом. Их внутренние дрязги рискуют при конфликте стать очевидными всем и каждому. Очень повезло тому ребенку, у которого один из родителей тождик, а второй – полное дополнение. Дети из таких семей по здоровью и скорости развития значительно опережают сверстников. Таким образом, тождественное ИВ наиболее подходит для отношений родитель – ребенок, учитель – ученик, а также для отношений знакомства средней степени близости. Причем второе из упомянутых отношений быстро переходит в третье, поскольку ученик семимильными шагами догоняет учителя. Дружба в этом взаимодействии неустойчива, ведь чтобы помочь тождику, надо "оторвать" от себя. Высокая скорость обучения тоже имеет свои минусы. Молодой тождик часто выступает в роли ниспровергателя авторитета учителя. В этом причина прогресса человечества и, одновременно, многих личных трагедий, постигающих, впрочем, лишь тех, кто еще при жизни подбирал место для монумента собственным заслугам. Человек, имеющий много учеников и притом не гнушающийся их мнением, имеет шанс двигаться вперед быстрее всех.
Лайма Станкевичюте "Интертипные отношения"
Первой любовью чаще всего бывает дополняющий или свой тип. Два человека одного типа очень хорошо понимают друг друга, их поведение и деятельность схожи до мелочей, даже говорят они одинаковыми фразами, теми же словами и предложениями. Они ясны друг для друга, умеют оценить то, что делает другой. Сотрудничество обычно у них успешно, но жить в браке им трудно. Прежде всего потому, что то, что понятно, – понятно обоим, а то, что неясно, где не хватает информации, – не хватает обоим. Кроме того, при близком общении указания и пожелания кажутся обидными и несвоевременными. Чаще свой тип даже попадает партнеру в самое незащищенное место – ударяет по третьей функции.
Семьи, состоящие из двух одинаковых типов, чаще всего распадаются.
А. В. Букалов, Г. Бойко "Почему ошибся Саддам Xусейн, или что такое соционика"
Эти отношения интересны тем, что в них, глядя на другого человека, как будто видишь сам себя со стороны. Для людей, знающих соционику, в этих отношениях особенно хорошо видны стереотипы поступков, мотивы, которыми руководствуется человек, что помогает корректировать и свое собственное поведение. Видны также защитные механизмы психики, – своего рода маску, которую носит человек, и которую он замечает, только обнаружив ее на лице другого. Эти отношения наилучшие при передаче накопленного опыта, например, во время учебы, потому что ученик прекрасно понимает учителя, а учителю видны запросы ученика. В особенности это заметно при совпадающих подтипах. Различные подтипы несколько хуже понимают друг друга: сенсорному "Дюма" кажется, что этический чрезмерно активен и слишком сильно возмущает "эмоциональное пространство"; интуитивному "Дон Кихоту" логический кажется более осторожным, даже ограниченным, замкнутым в узких проблемах. Тождики смотрят на мир одними и теми же глазами, поэтому после передачи опыта им больше нечего друг другу сказать, они взаимно охладевают. Исключением может быть случай, когда перед ними стоит общая цель (Карл и Женин Маркс – интуитивно-логические экстраверты, В. Ленин и Н. Крупская – сенсорно-логические экстраверты).
В.В. Гуленко "Критерии взаимности"
Однообразная дискуссия
Общение продуктивно только при разном багаже знаний и опыта. В этом случае завязывается интересное обсуждение. При равенстве интеллектуальных уровней дискуссия становится затяжной и быстро надоедает. Не без удовольствия пытаешься разрушить однообразие отношений, подталкивая партнера к несвойственным его темпераменту поступкам. Хотя и присутствует понимание, но нет настоящей заинтересованности друг в друге. Если не нарушать равновесие искусственно, не избежать расхождений с последующим столкновением интересов.
Бинарные признаки интертипных отношений
Партнеры интуитивно понимают мотивы поведения друг друга и противятся любым попыткам нормировать свое поведение, подчинить свою свободу пусть даже и справедливым, но ограничениям. Тождественная пара предельно демократична, нарушает любые рамки и традиции.
Свой холодный характер быстро демонстрируют тождественные отношения. Тождественные типы без особого труда вычисляют логику поведения друг друга и поэтому быстро утрачивают взаимный интерес. В них проявляется тенденция к интеллектуализации – значимости познавательных интересов.
В тождественной паре партнеров объединяют сходные взгляды на жизнь, направленные в одну сторону побуждения, близкие увлечения. Планы, которые строят себе тождественные партнеры, красочны и многообещающи, однако имеют мало шансов воплотиться, как задумано.
Тождественные отношения довольно быстро наскучивают похожестью темпераментов и понятностью образа жизни и мыслей партнера. Основные пристрастия человека редко меняются в течение жизни. А если же такие перемены и происходят, то их смысл и причины опять-таки без труда осознаются. Развеивать скучное однообразие со временем становится все труднее.
Сходимость работает и у тождественных партнеров. Они и так похожи по своим предпочтениям, а соединившись в эволюционную пару, уподобляются друг другу еще больше. Похожесть тождественных поначалу притягивает. Они стремятся достичь ещё большего понимания и в погоне за этим процессом в конечном итоге утрачивают результат. Их соционические признаки суммируются, и вклад каждого становится неразличимым.
В.В. Гуленко, А.В. Молодцов "Введение в соционику"
Между тождественными партнерами складываются отношения полного понимания, но неумения помочь друг другу. Тождественные типы личности одинаковыми глазами смотрят на мир, аналогичным образом осмысливают поступающую информацию, делают почти одни и те же выводы, а также сталкиваются с одними и теми же проблемами. Видя это, у каждого возникает сочувствие к другому. Партнера хочется поддержать, оправдать тем или иным образом, так как чувствуешь, что в этой ситуации сам поступил бы также. С другой стороны, тождественное общение быстро надоедает. Не получая новой информации от партнера, видишь всю бесполезность такого общения. Неинформативный партнер кажется скучным, неинтересным. Со временем устанавливаются либо нейтральные, либо прохладные отношения. Это и не удивительно, ведь после обмена информацией ее уже неинтересно обсуждать, зная наперед, что к таким же выводам можно придти и самому. Исключение составляет случай большой разницы в опыте или знаниях. Тогда может возникнуть большой интерес и тяга друг к другу, так как идет быстрое и эффективное обучение – перекачка информации. Такие отношения являются идеальными для пары "учитель-ученик". Совместная работа в этом случае тоже эффективна, так как происходит сложение сил в одном направлении. Следует сказать о влиянии подтипов на эти отношения. При совпадающих подтипах общение гораздо более приятное и легкое. При несовпадающих подтипах партнеры смотрят друг на друга с некоторым недоверием. Кажется, что этот человек чересчур усердствует, перегибает палку. Тождественные отношения имеют большое воспитательное значение, так как позволяют взглянуть на себя со стороны, объективно оценить свои достоинства и недостатки. А смотреть на себя со стороны – дело не всегда приятное. Даже собственный голос, записанный на магнитофон, и затем прослушанный, кажется не таким, гораздо худшим, чем сам себе представляешь. Эти отношения помогают выработать адекватную (правильную) самооценку.
В.В. Гуленко
Между тождественными партнерами складываются отношения полного понимания, но неумения помочь друг другу. Тождественные типы личности одинаковыми глазами смотрят на мир, аналогичным образом осмысливают поступающую информацию, делают почти одни и те же выводы, а также сталкиваются с одними и теми же проблемами. Видя это, у каждого возникает сочувствие к другому. Партнера хочется поддержать, оправдать тем или иным образом, так как чувствуешь, что в этой ситуации сам поступил бы также. С другой стороны, тождественное общение быстро надоедает. Не получая новой информации от партнера, видишь всю бесполезность такого общения. Неинформативный партнер кажется скучным, неинтересным. Со временем устанавливаются либо нейтральные, либо прохладные отношения. Это и не удивительно, ведь после обмена информацией ее уже неинтересно обсуждать, зная наперед, что к таким же выводам можно придти и самому.
Исключение составляет случай большой разницы в опыте или знаниях. Тогда может возникнуть большой интерес и тяга друг к другу, так как идет быстрое и эффективное обучение – перекачка информации. Такие отношения являются идеальными для пары "учитель-ученик". Совместная работа в этом случае тоже эффективна, так как происходит сложение сил в одном направлении. Следует сказать о влиянии подтипов на эти отношения. При совпадающих подтипах общение гораздо более приятное и легкое. При несовпадающих подтипах партнеры смотрят друг на друга с некоторым недоверием. Кажется, что этот человек чересчур усердствует, перегибает палку. Тождественные отношения имеют большое воспитательное значение, так как позволяют взглянуть на себя со стороны, объективно оценить свои достоинства и недостатки. А смотреть на себя со стороны-дело не всегда приятное. Даже собственный голос, записанный на магнитофон, и затем прослушанный, кажется не таким, гораздо худшим, чем сам себе представляешь. Эти отошения помогают выработать адекватную (правильную) самооценку.
Валентина Мегедь, Анатолий Овчаров
Это отношения во многом похожих людей, которые очень хорошо понимают друг друга. Построенные на доверии и сочувствии, они хороши для дружбы, но в браке могут возникнуть затруднения из-за невозможности помочь друг другу в решении проблем. Партнерам трудно правильно оценить деятельность другого, поскольку у них одинаково развиты как сильные, так и слабые стороны. Эти отношения активны при наличии совместных дел, когда есть чему научиться у более опытного партнера. При недостатке поступления новой информации от другого, отношения могут быстро себя исчерпать. Взаимопонимание и непринужденность в общении сглаживают недоразумения. Партнеры снисходительно относятся к одинаковым недостаткам друг друга, а в некоторых случаях им удается критически посмотреть не столько друг на друга, сколько на самих себя со стороны.
Википедия
В тождественных отношениях партнеры аналогичным образом воспринимают и осмысливают информацию, имеют одинаковые сильные и слабые стороны, общие ценности, нередко — общие интересы. С точки зрения модели А все соционические функции партнеров совпадают. В тождественных отношениях происходит быстрый и эффективный обмен информацией, поэтому тождественные отношения считаются наиболее благоприятными для обучения.
Екатерина Филатова "Искусство понимать себя и окружающих"
Здесь партнерами оказываются люди одинакового соционического типа. В их информационных каналах действуют функции, взаимно идентичные. Информация поэтому легко передается от одного партнера к другому.
Такие отношения исключительно продуктивны в контактах учитель – ученик: никто не может научить быстрее и объяснить понятнее, чем "тождик". Однако как только их знания выравниваются, они становятся неинтересны друг другу, ибо ничего нового не в состоянии друг другу сообщить. На одинаковые раздражители у них одна и та же реакция. Оба сильны и оба слабы в одних и тех же областях, так что не могут ожидать поддержки друг от друга по своим слабым функциям. Бывает и так, что даже беседовать друг с другом им не о чем: что подумал один – высказывает вслух другой.
Если супружеская пара – дуалы, а ребенок унаследовал тип одного из родителей, то он оказывается в чрезвычайно благоприятных условиях для своего развития. Так же, как не может быть лучшего учителя, чем "тождик", не может быть и лучшего воспитателя, чем дуал: со стороны дуала всегда ощущается поддержка; дуал любит, ничего не требуя взамен, просто – "зато, что ты есть". К сожалению, воспитанием во многих семьях занимается только один родитель. В этом случае, если его психотип тождественен психотипу его ребенка, он хорошо обучает, но не дает ребенку чувства защищенности; ребенок не ощущает поддержки по своим слабым функциям, ему приходится становиться самодостаточным, и он вырастает холодным, с жестко конструктивными жизненными установками, с преувеличенным стремлением к престижу как на работе, так и в быту. Если же воспитывает только один дуал – ребенок с детства чувствует поддержку, привыкает быть любимым "за так", но оказывается плохо приспособленным к трудным жизненным ситуациям, поскольку у него нет привычки хоть в какой-то мере компенсировать свои слабые функции, так как эту ношу брал на себя его родитель-дуал.
Для многих детей младшего школьного возраста совместимость с единственным учителем, который их обучает по всем предметам в начальных классах, может оказаться определяющей на многие последующие годы учебы. Если ученик тождествен учителю – он очень хорошо понимает все, что говорит учитель, хорошо учится и, естественно, ходит в отличниках. Тем же детям, чей соционический тип не согласуется с типом учителя, учиться трудно. Такой ребенок обычно отстает в учебе, в нем может развиться и укрепиться неуверенность в своих силах.
Рассмотрим примеры тождественных отношений. Рассказывает девушка психотипа Штирлиц:
(Штирлиц – Штирлиц)
С детства я очень любила, когда папа мне что-нибудь объяснял, так как все, что он говорил, я прекрасно понимала. Это он научил меня читать и считать, когда мне было еще 5 лет. Да и потом, в школе, папа часто помогал мне решать задачки. Если я не понимала какой-то школьный материал, папа мог его пересказать так, что все оказывалось доступно и просто, а я только удивлялась: как же раньше я этого не понимала?
С папой у нас всегда было прекрасное взаимопонимание. Я могла рассказать ему о своих самых разных проблемах и получала от него всегда очень полезные советы. Правда, был один период в нашей жизни, когда мы ссорились по пустякам и даже не разговаривали по нескольку дней. При этом каждый искренне считал, что виноват другой. Если бы не мама – не знаю, как бы мы мирились. Мама терпеть не может, когда мы в ссоре. Она ходит от одного к другому и пытается нас примирить. Мне она говорила так:
– Ты, будущая жена и мать, должна учиться уступать другим!
Я еще долго упрямилась, но когда очень уж хотелось чем-то поделиться с папой, шла все равно к нему, заводила разговор, на который папа с удовольствием откликался, так как ему тоже надоедала наша молчанка. Но больше всего нашему примирению радовалась мама.
Интересно, что, когда мама уезжала в командировку, мы с папой становились неразлучными друзьями и у нас никогда не было ни одной ссоры. Мы оба любили логические игры, где надо что-то придумать, проанализировав ситуацию, выбрать наилучший вариант.
Поэтому мы всегда находили, чем нам заняться, когда оставались вдвоем.
А вот "тождики"-Есенины:
(Есенин – Есенин)
Очень часто бывает так, что думать о серьезном, разговаривать о делах, заниматься чем-то необходимым совсем не хочется, а так как большинство моих друзей принадлежат к психотипу Есенин, как и я, – получается, что мне с ними просто хорошо, приятно проводить время. Нас тянет друг к другу, хочется всегда быть вместе и вместе ничего не делать. Когда мой близкий друг уезжает на выходные, мне его сильно не хватает, я постоянно вспоминаю о нем. Когда он возвращается, мы оба радуемся этому, хотя, если мы долго вместе, нам становится скучно, говорить почти не о чем… Но все равно приятно, что мы рядом.
Когда я серьезно думаю о будущем, то мне становится не по себе, потому что я сильно привык к моим друзьям, без них я вообще ничего не могу делать, да и не хочется. Как у меня сложится жизнь?
Приведенные выше два рассказа об отце и дочери психотипа Штирлиц (ЧЛ-БС) и о компании приятелей психотипа Есенин (БИ-ЧЭ) хорошо иллюстрируют тот факт, что люди, общаясь по своим сильным функциям, как бы усиливают их еще больше. Штирлиц – деятельный психотип. В первом рассказе это нашло отражение в том, что дочь и отец в свободное время любят решать логические задачи.
Низкоэнергетичный мечтатель Есенин со своими друзьями-"тождиками", наоборот, еще сильнее погружается в приятное ничегонеделание, более того, в компании такое времяпрепровождение получает и достаточное обоснование и самооправдание: "Я – не хуже других!" В такой ситуации совсем нет стимула к работе над собой, к духовному росту.
Далее – рассказ об отношениях двух представителей психотипа Жуков:
(Жуков – Жуков)
Я бы не сказал, что наши с ним отношения достаточно интенсивны – ни я, ни он к этому и не стремимся. Иногда мы вместе играем в карты, но при этом часто возникают конфликты. Происходят они по одному и тому же сценарию: ему каждый раз кажется, что кто-то ущемляет его интересы – партнер мухлюет или команда соперников нарушает правила. Его невозможно переубедить, что это не так. Мне приходится искать компромисс, хотя я, так же, как и он, не обладаю достаточной терпимостью. Но наши с ним конфликты обычно долго не длятся, поскольку я – на редкость необидчивый человек.
В тождественных отношениях особенно ярко проявляется их зависимость от сильных функций. Что должно произойти, если у обоих партнеров в первом канале волевая сенсорика (именно это имеет место в приведенном выше примере)? Очевидно, что психотипы-лидеры могут хорошо взаимодействовать только в том случае, если разделены сферы их влияния. Например, встречаются вполне благополучные семьи психотипа Наполеон, если муж реализует свои лидерские качества на работе, а жена – полновластная хозяйка дома. Если же их интересы пересекаются – возможны конфликты. Правда, не исключен и такой вариант, когда оба лидера направляют свою волю на достижение одной и той же цели – в этом случае совместная их энергия и пробивная сила могут стать несокрушимыми.
Следующий пример – отношения партнеров-"тождиков" психотипа Гамлет:
(Гамлет – Гамлет)
Когда они познакомились, сразу нашли друг с другом общий язык. Потом стали такими друзьями, что водой не разольешь. Оба они любят поговорить на разные темы, их интересуют очень многие области – политика, экономика, история, философия… Оба ужасно влюбчивы, да и вообще они нашли в себе, сразу много похожих черт, даже день рождения у них в точности совпал. Все бы хорошо, но в последнее время один из них стал говорить, что устает от другого, хочется иногда побыть и одному… Это и понятно. После такого продолжительного общения им уже и беседовать не о чем: что у одного в голове – у другого на языке.
В этом рассказе хорошо отражена специфика взаимодействия "сильных" эмоциональных функций. Конечно, общение двух представителей психотипа Гамлет может быть вполне благоприятным только в начале знакомства или на большой дистанции: достаточно вспомнить, что оба любят быть в центре внимания, оба играют на публику, оба очень ранимы. В частности, им трудно ладить в одной семье – каждый "тянет одеяло" на себя.
Вспоминается одна семья, где мать и сын принадлежат к этому психотипу, – напряженность там достигла таких масштабов, что сын, стремясь отделить себя и свою семью от контактов с матерью, поставил на свои комнаты замки и теперь ищет возможности купить престарелой матери (ей уже далеко за 80) отдельную квартиру, несмотря на то, что совсем недавно они объединились. Ниже приведены еще два примера тождественных отношений (психотип Гексли).
(Гексли – Гексли)
1. Отношения между школьниками.
Моя подруга просто обожает различные авантюры, "приколы", рискованные мероприятия. В 7-м классе у нее появился чудесный друг того же психотипа, тоже готовый без устали раскрашивать жизнь в веселые тона. Сразу они стали лучшими в мире приятелями – один понимал другого с полуслова, с одного взгляда, с незаметного движения.
Однажды шли они вдвоем в школу. Вдруг девочка замечает на дороге маленького лохматого щеночка. Взвизгнув от умиления, она бросается его гладить:
– Бедненький, бездомный песик! Какой ты милый! Ты, наверное, голодный?
– Возьмем его домой, – советует ей ее друг, – он и вправду хорошенький…
Но не все просто: ведь впереди еще 4 урока в школе, а собачка может убежать или кто-то другой ее возьмет, а сразу отнести щенка домой – не успеют на уроки.
Неизвестно, кто из этой пары был инициатором идеи, но результат таков: девочка переложила свои книжки в сумку приятеля, а щенка посадила на место учебников. Так они и пришли на уроки с собакой. Сначала все было хорошо, щенок мирно спал, но на перемене его разбудил шум в классе и бедный песик тихо заскулил.
Весь следующий урок оба держали собаку по очереди на руках, но избежать вполне понятного исхода этой истории не удалось: щенок громко тявкнул – учитель с удивлением оглядел класс. Ребята изо всех сил старались не расхохотаться и в то же время усмирить собачку. Но ни то, ни другое им не удалось. Щенок вырвался из рук и зашелся победным лаем, а парочка нарушителей порядка уткнулась носами в парту, не в силах больше сдерживать смех.
Шутники избежали строгого наказания: им повезло потому, что четвероногий виновник происшествия сразу завоевал сердца педагогов, когда все трое были приведены в учительскую.
2. Двое студентов-ИЭЭ.
У меня есть двое знакомых: он и она. На их лицах всегда сияет улыбка; кажется, что весь мир им приятен. Каждый из них способен строить глазки всем сразу и никому в отдельности, может своим несчастным видом заинтриговать окружающих, а через минуту – поразить игривостью и жизнерадостностью. Когда они встречаются – начинают с мелких подколок. Сидят напротив друг друга этакие маленькие язвочки и "наезжают" один на другого, причем стараются это делать самым изощренным об разом. Однажды я случайно услышала их разговор: он называл ее одномерной точкой, а себя – многомерным пространством. Далее, путем сложных умозаключений и теорем он принялся доказывать ее "точечное" ничтожество. Наградой за это ему был удар конспектом по голове, перед которым ему было обещано вытрясти из него всю его многомерность, после чего они оба рассмеялись, как маленькие дети, хотя минуту назад их можно было принять за смертельных врагов.
Из этих двух примеров мы видим, что Гексли-"тождики" также склонны объединять свои сильные функции. В семье тождественные отношения могут быть хороши, когда партнеры – сенсорики. В этом случае оба заинтересованы в ведении домашнего хозяйства. Нам приходилось встречать прекрасные супружеские пары, в которых оба супруга относятся к психотипу Драйзер, или Габен, или Штирлиц.
Интуитам труднее – ни тот, ни другой не проявляет интереса к слишком прозаическим, но увы, так необходимым домашним делам; им гораздо интереснее вместе обсуждать какие-нибудь захватывающие проблемы. Отношения этого рода скорее могут быть плодотворными на работе, особенно, если каждый интересуется сферой знаний другого. Например, два представителя психотипа Достоевский могут в достаточной степени обогатить друг друга знаниями в смежных областях человековедения, если один из них, предположим, психолог, а другой – медик. Так же индивидуально следует подходить и к другим парам "тождиков" – многое зависит от уровня их развития, круга интересов, сфер деятельности.
Евгения Горенко, Владимир Толстиков "Природа собственного Я"
Обеспечивают наилучшее взаимопонимание, поскольку сильные функции совпадают. Благодаря этому партнеры действуют и думают во многом очень сходным образом. Недостатком отношений считается то, что в поведении другого нет элемента неожиданности. Кроме того, остается целый ряд жизненных проблем, которые не находят своего разрешения из-за того, что у обоих партнеров сильны одни и те же качества, тогда как противоположные не представлены вообще.
Григорий Рейнин «Соционика: Типология. Малые группы»
Строго говоря, их нельзя назвать интертипными, так как это отношения между людьми одного типа. Тождественные отношения хороши в ситуации, когда что-то передается от одного к другому. Тождественный тип ИМ — самый лучший учитель! Люди говорят на одном языке, поэтому они хорошо понимают такие вещи, которые другому типу ИМ непонятны. Они живут в одном мире, в одном психологическом пространстве, и язык этого мира является языком их общения. Тождественным типам требуется меньше слов и жестов, чтобы понять друг друга. Часто они понимают друг друга вообще без слов. Это, безусловно, положительный момент. К сожалению, мы не можем воспроизвести эти отношения в средней школе: учитель один, а учеников много и все разных типов.
В тождественных отношениях может быть и отрицательный момент. Допустим, я про себя знаю что-то плохое и борюсь с этим. Я знаю, что это качество плохое, и, когда вижу его в партнере, ужасно раздражаюсь: «Это же так просто, почему он с этим не борется, ведь я боролся и победил, а он?» Недовольство самим собой переносится на партнера. То, что в себе не нравится, в другом человеке раздражает. При совместной жизни это место может выпячиваться и становиться причиной хронических конфликтов.
Я иногда вижу в человеке такие качества, которые другие, возможно, не видят, ну и он во мне, соответственно, тоже. С другой стороны, если у меня на что-то нет энергии, то, скорее всего, и у него на это нет энергии: здесь также могут возникнуть сложности.
Тождественные отношения — это отношения, в которых понимание не является проблемой. В тождественных отношениях один вполне адекватно оценивает мотивы другого. Возможная тема конфликта: «Кого ты хочешь обмануть? Я тебя насквозь вижу».