Тесты оценки юмора — группа тестов личности, направленных на выявление особенностей чувства юмора. В зависимости от способа применения стимульного материала и организации обследования существуют пять типов Т. о. ю.: 1) классификация соответствия юмористического материала (афоризмов, юмористических рассказов, картин и т.д.) смыслу отражаемых тем.
Группировка юмористического материала, выполняемая испытуемым, сопоставляется с образцом, полученным в нормативной группе; 2) оценка "качества" юмористического материала с последующим сравнением с нормативными данными; 3) выбор наиболее смешного из предлагаемых возможных окончаний юмористического рассказа или выбор наиболее смешной легенды к комическому рисунку. В таких Т. о. ю. также возможно сравнение с результатами нормативной группы; 4) тесты типа "Истории завершения" методик, "Завершение предложения" методик; 5) свободное творчество испытуемого на заданную тему. Под чувством юмора, на анализ которого прямо или косвенно направлены Т. о. ю., обычно понимается способность создавать вербальные или какие-либо иные произведения, которые могут развлечь, позабавить, вызвать переживание смешного, а также способность находить забавное и смешное в юмористических произведениях.
Вторая группа особенностей чувства юмора наиболее легко доступна изучению. На оценку таких проявлений личности направлены первые три из приведенных выше типов Т. о. ю.
Относительная ценность методик классификации юмористического материала по "значению" и по "качеству" состоит в том, что при использовании первых акцент делается на оценке чувства юмора по степени когнитивного согласия субъекта с референтной группой, а при использовании второго типа методик — по степени аффективного согласия. Результаты Т. о. ю., основанные на принципе выбора возможного окончания юмористического произведения теста, коррелируют с интеллектуальными факторами. Т. о. ю., актуализирующие деятельность по продуцированию юмористических произведений, близки по характеру к тестам креативности, интерпретация их данных связана со значительной трудностью. Различные исследования особенностей оценки юмора показывают, что результаты тестов более всего подвержены влиянию принадлежности испытуемых к той или иной этнокультурной группе, их культурного уровня, профессиональных особенностей и др. Против ожидания, на показатели оценки "качества юмора" практически не оказывает влияние фактор пола. Напротив, возраст испытуемого имеет весьма важное значение. Одна и та же шутка по-разному оценивается в различные периоды жизни.
Л.Ф. Бурлачук