Текст №24

Воспоминания.

В детстве был достаточно тихим ребенком с серьезным выражением лица. Взрослые тогда удивлялись моей недетской серьезности. Имел очень узкий круг друзей. Да и сейчас широким этот круг назвать нельзя. В детстве и юности предпочитал книгу друзьям. С удовольствием оставался наедине с героями романов, проживая вместе с ними их жизнь. Реальная жизнь интересовала меньше, чем книга. Некоторые книги перечитывались по нескольку раз, причем, только дочитав последнюю страницу и захлопнув книгу, я тут же открывал первую страницу и читал ее заново. Дошло до того, что без книги я не мог уснуть. То есть, если я вечером не прочитал хотя бы десяток страниц, то уснуть не удавалось. Дома вся библиотека была перечитана несколько раз. Читал все, что попадало в руки. Авторами, которых читать тяжело, были Булгаков и Достоевский. Вот их произведения так до конца никак понять не мог.
В начальных классах школы ответственно относился к урокам, выполнял их добросовестно. Учителя прогнозировали мне как минимум золотую медаль. Потом был период некоторого охлаждения к учебе. Длился он три года: с пятого по седьмой класс включительно. Тогда совсем не хотелось заниматься уроками, и в голове были мысли другого рода. Начиная с восьмого класса, вновь усиленно принялся за учебу. В тот период жизни пришло понимание, что знания нужны непосредственно мне. Вместе с пониманием пришло желание учиться. Откровенно говоря, времени уделял совсем немного учебе, просто стал внимательнее слушать преподавателя, а на домашние задания уходило всего часа два. За это время успевал сделать все, что необходимо. Никогда не зубрил, достаточно было прочитать материал пару раз. Мне важно было именно понять, отследить всю цепочку в изучаемом материале, а не просто заучить.
Еще в детстве нравилось сидя у окна наблюдать за закатом солнца, когда на горизонте оставался только небольшой сегмент, и таял с каждой секундой, потом исчезал вовсе, и в этот момент происходила короткая вспышка – последний луч, и солнце садилось окончательно. Рядом с домом проходила железная дорога и, сидя все у того же окна, я считал вагоны проходящих поездов. Интересно было дождаться длинного грузового состава и сосчитать его вагоны. Главной задачей было не сбиться со счета. Еще любил дождь и грозу. В такую погоду отключали электричество и вся семья собиралась на кухне. Мы зажигали свечи и пили чай. Сейчас вспоминаю и понимаю, что тогда нравилось сидеть в полумраке кухни, пить чай вместе со всеми и смотреть на трепещущий огонек свечи.
Еще нравилось смотреть на звездное небо, выискивать созвездия. В созвездиях знать названия звезд, их величину и удаленность от Земли. Привлекала вся та непознанная даль, вся глубина и масштаб вселенной, ее тайны. «Тайны звездного неба» – одна из излюбленных книг. Меня смешило, когда друзья, показывая пальцем на самую яркую звезду на небосклоне (альфа Большого Пса – Сириус), утверждали, что это есть та самая Полярная Звезда. Когда я объяснял им, что Полярная отличается не яркостью, а почти неизменным положением на небосклоне – не верили.
С детства осталась увлеченность кроссвордами. Их я мог разгадывать десятками в день. Когда последний был разгадан, я рылся в старых газетах и журналах в поисках хоть какого-нибудь завалящего неразгаданного кроссворда. Это вторая по величине увлеченность после книг.

Личные отношения с людьми.

Это, наверное, одна из самых животрепещущих и болезненных тем. Круг моего общения достаточно узок. Я сам не допускаю людей слишком близко к себе. Боюсь подпустить, потому, что боюсь боли. Не хочу, что бы мне делали зло. Мне слабо понятно кто и как на самом деле ко мне относится: любит – не любит, ненавидит или нет, или относится нейтрально. Из-за этого очень ограничен круг друзей и знакомых. Мало людей, о ком я могу сказать, что это мой друг. Сам практически не поддерживаю контакты с людьми, поэтому зачастую друзьями просто не становятся, а остаются в статусе знакомых, с кем при встрече перекидываюсь стандартными фразами «здравствуйте» и «как дела». Бывает, судьба сводит с людьми, с кем комфортно, кто сразу вызывает доверие, привлекает своей непосредственностью, эмоциональностью, юмором и добротой. Когда понимаешь, что человек рядом с тобой потому, что ты ему интересен, а не потому, что на данном этапе жизни ты ему просто нужен для своих целей. В общем, отношения у меня с людьми очень сложные. Я как тот отшельник – забиваюсь от людей подальше. Чем меньше контактов, тем лучше. Но куда от людей денешься? Все же вынужден общаться нравится мне это или нет. Единственное исключение – это уже сформировавшийся круг очень близких людей, друзей, кого я всегда рад видеть. Все они сами рвали дистанцию, сами шли на контакт со мной и, в конце концов, стали для меня друзьями.

С теми, с кем изначально складываются напряженные отношения, просто не общаюсь, держу психологическую дистанцию. Бываю даже резок и категоричен и далеко не всегда выбираю выражения. Могу запросто послать нахала или наглеца. Налаживать отношения не хочу да и не умею. Зачастую люди сами идут на примирение, я сам никаких попыток не предпринимаю. Ну, расставим все точки над «и», однако внутренний барьер у меня останется, и я ничего не могу с ним поделать.

Мой круг общения всегда был узок. В школе тесно общался лишь с парой-тройкой одноклассников, с остальными просто «привет-привет». Всегда старался держаться чуть особняком от других, сам не знаю почему. Мне в большой компании становится неловко, я чувствую себя неуверенно и стараюсь сесть куда-нибудь в угол и просто наблюдать. В институте всегда садился назад, чтоб меня даже заметно не было. Меня всегда восхищали люди открытые, веселые, задорные, общительные. Они как-то сразу вливаются в коллектив. На другой день они уже всех знают и их все знают, они уже в коллективе, вокруг них уже компания. Невольно наблюдаешь за такими людьми и восхищаешься. Уже и самому хочется влиться в эту живую, задорную компанию. Но желание – это только желание. Между желанием и моментом «слияния» много воды утекает. Все сидишь и не решаешься. А вдруг не примут, а вдруг примут агрессивно, а вдруг я им не понравлюсь? Внутри раздирают сомнения, а время между тем идет. Пока какой-нибудь из компании зорким глазом не поймает мой заинтересованный взгляд и не скажет: «Ты чего сидишь там сам? Иди к нам».
В отношениях в семье тоже не все складывается хорошо. Даже здесь при накаленных отношениях я занимаю выжидательную позицию. И тоже держу дальнюю психологическую дистанцию. При серьезных разладах тоже очень тяжело иду на контакт. Стоит все тот же барьер, переступить через который очень сложно.

Общечеловеческие ценности, мировоззрение.

Мировоззрение человека формируется в процессе его взаимодействия с окружающей средой обитания. В первую очередь это, конечно же, социальная среда с установленными догмами, правилами, культурными традициями. Мировоззрение – это индивидуальное представление человека, основанное на принятой в конкретном обществе норме. Оно несколько отличается от общепринятого, поскольку имеет индивидуальную окраску, но база, основание будет нормативным. Мировоззрение человека подвижно, и претерпевает изменения с развитием общества – начиная с древнейших времен и до сегодняшнего дня. В течение жизни мировоззрение человека так же меняется в соответствии со складывающейся ситуацией внутри общества, в связи с внешними обстоятельствами, новыми веяниями, пришедшими извне. Система взглядов, основанная на национализме – одна из самых больших бед современного общества. Такая система взглядов изначально обречена на провал, поскольку тормозит развитие и личности, и общества, не дает возможности людям различных обществ взаимодействовать друг с другом. Нарастает социальное напряжение, ведущее в конечном итоге к различного рода конфликтам, как межличностного характера, так и на общественном уровне. Суть в том, что нет хороших или плохих наций, есть идеи, формирующие у общества или части общества, систему взглядов относительно другого общества.

С формированием человеческого общества, были сформированы и общечеловеческие ценности. Они были заложены еще философами и религиозными деятелями древности. Изменение их происходит незначительное и связано оно с историческим развитием общества, со временем. Система взглядов, мировоззрение общества так же изменяется с течением времени и связана с этапами развития общества. На каждом этапе происходит трансформирование мировоззренческих взглядов в соответствии с текущей социальной ситуацией. Мировоззрение общества формируется под влиянием культурных традиций, религиозных воззрений, текущего этапа развития и складывающейся на момент развития социальной ситуации. Мировоззрение отдельного человека базируется на тех же принципах, однако имеет некоторые отличительные черты и даже может не совпадать с мировоззрением общества в целом. Это объясняется индивидуальностью каждой личности и его индивидуальным мировосприятием, формированием у него собственных представлений, основанных на мировоззрении общества и общечеловеческих ценностях и текущей ситуации в обществе. Формирование общечеловеческих ценностей непосредственно связано с необходимостью людей уживаться друг с другом. Различные общества с различной культурой и системой взглядов с помощью общечеловеческих ценностей смогли взаимодействовать друг с другом, что давало и дает возможность сосуществовать им.

Человеческие качества.

Умственные способности. База закладывается в период внутриутробного развития. Непосредственное развитие умственных способностей происходит в течение начального периода развития личности. В период его обучения и социализации. Человек использует лишь несколько процентов своего мозга. Большая часть его потенциала остается неиспользованной.
Честность. И с самим собой и с окружающими. Достаточно редкое явление. В большинстве своем люди предпочитают ложь. Обманывают и самих себя и окружающих. Частично это объясняется нежеланием видеть мир таким, какой он есть, частично желанием быть лучше, чем мы есть на самом деле. Кто говорит о лжи во благо – ошибаются и лгут и самим себе.
Самокритичность. Развивается в процессе жизнедеятельности индивидуума, в процессе взаимодействия с окружающими. Считаю, что данное качество позволяет человеку в какой-то степени быть честным с самим собой. Обладает данным качеством далеко не каждый индивид.

Умение слушать и слышать мнение других. Ценная черта человека, которая позволяет находить взаимопонимание с другими людьми. Проявляется далеко не в каждой ситуации, зависит от целей и стремлений человека, способности отступиться от принципов, отступится от личной заинтересованности.

Доброта. Одна из сторон человека. Его светлая сторона. Насколько она проявляется, зависит от ориентированности личности на те или иные личностные ценности. Так же ее проявление зависит от ситуации и действующих лиц в данной ситуации.

Порядочность. Проявление зависит от культурного образования, ориентированности на определенные личностные ценности, мировосприятия личностью отдельной ситуации. Кроме того, оценка порядочности или непорядочности ситуативна. Понятие порядочности у каждой отдельной личности индивидуально, хоть и основывается на общесоциальных принципах.
Худшие человеческие качества оценивать не хочу.

Мышление, интеллектуальная деятельность.

Мышление – процесс и способ познания индивидом окружающего мира. Извне человек получает информацию о происходящих вокруг него процессах, явлениях, о находящихся вокруг него предметах. При помощи функции мышления, данная информация обрабатывается мозгом и человек получает представление об окружающем мире. Данное представление является субъективным и отражает лишь его личное мировосприятие и его мышление. Рациональное мышление базируется на принципах логики, анализа ситуаций, фактах, а иррациональное на ощущениях, интуиции – интуитивном познании мира. Интеллектуальная деятельность непосредственно связана с мышлением. Продуктом интеллектуальной деятельности являются умозаключения и суждения, обобщения, абстракции и понятия. На умозаключениях, суждениях, обобщениях и анализе базируется процесс развития цивилизации, все новинки науки и техники. Мышление и интеллектуальная деятельность – это поиск путей развития человечества, цивилизации. Только благодаря функции мышления человек является человеком – высшим звеном животного мира.
Постепенно усложнялись задачи, стоящие перед человечеством, и при помощи мышления, основываясь на опыте поколений, человек достиг высшей точки развития на современном этапе. Дальнейшее его развитие будет основываться на данных текущего момента истории и данных прошлых поколений.

На данный момент каждый человек пользуется продуктами интеллектуальной деятельности (которые впоследствии были реализованы и воплощены так же и в продукты трудовой деятельности), принадлежащим самым различным людям и самым различным эпохам – от древности до современности. Накоплен колоссальный опыт, знания за историю человечества. Все эти знания, как продукт мышления, весь опыт передается из поколения в поколение и обеспечивает возможность дальнейшего развития. Это фундамент, это база, это основа нашего будущего, основа для творчества в поисках путей развития.
Интеллектуальный потенциал людей различен. Человек использует лишь несколько процентов своего мозга, остальная часть остается неиспользованной. При этом его интеллектуальный потенциал закладывается генетически. Генетические нарушения ведут в свою очередь и к нарушениям мозговой деятельности. Кроме того, при нормальном развитии человека, его интеллектуальный потенциал будет значительно варьироваться в сравнении с другими индивидами. Что, конечно же, отражается на качественной характеристике функции мышления, интеллектуальной деятельности.

Оставьте комментарий