Изобразительная деятельность – это образное познание действительности, которое может идти разными путями.
Уже с дошкольного возраста должен развиваться эстетический вкус. Детский сад «Винни-Пух», в котором я работаю, – специализированный, его посещают слабовидящие дети. Известно, что трудно входить в новую среду детям с отклонениями в развитии. Слабовидящие дети испытывают определенные трудности, а именно трудности в рисовании, которые связаны с недостаточным уровнем зрительного восприятия, развития мелкой моторики, недостаточно планомерной работой по формированию изобразительных навыков. Я считаю своим долгом мобилизовать возможности ребенка, раскрыть в нем желание ощутить гармонию окружающего мира. Только эмоциональное настроение, которое присуще детям на прогулке может создать позитивную мотивацию, желание и стремление самовыражения. Мой долг как педагога создать среду, организовать свободную художественную деятельность детей. Чем теснее будет связь между мной и детьми, тем меньше риска душевной и духовной патологии у ребенка.
Широкие возможности для разносторонней воспитательной работы представляет прогулка. Во время прогулки проводятся наблюдения природных и общественных явлений, организуется трудовая, игровая деятельность, изобразительная деятельность.
Малыши очень любят рисовать. На прогулке занятия рисованием станут ярче и интереснее. Можно с детьми живописать все, на что упадет взгляд: «Посмотрите, какой красивый цветочек! Давайте его нарисуем!».
Время занятий и окружающую обстановку можно использовать как «наглядное пособие», которое подарила нам природа. Так, например, можно изучать с детьми цвета: небо – голубое, солнце – желтое, трава – зеленая, цветок – красный. Таким образом, можно, уже зная цвета, сравнивать возможные оттенки одного цвета. Главное, собираясь рисовать на природе, нужно взять с собой все необходимое: краски, кисти, бутылочку c водой, тряпочку или салфетки вытирать руки и кисточки, альбом, карандаши простые и цветные. Нужно подумать заранее, как и где дети будут сидеть во время рисования. С целью организации занятий рисованием можно на участок детского сада вынести летние столики.
На прогулке воспитатель организует рисование различными способами. Например, 1-й способ «Волшебная палочка». Карандаш или ручка обматываются с тупого конца поролоном, который привязывается ниткой. Получается большая кисточка без волосков. Палочка держится строго перпендикулярно к поверхности листа, без наклона. След, оставляемый ей имитирует шерсть животных, крону деревьев, снег. Палочка с поролоном обмакивается в краску (главное, чтобы не было большого количества воды), и малыш начинает ее следами покрывать лист. Пусть сначала он просто поймет, что с помощью «волшебной палочки» можно быстро и легко рисовать следы. Потом изображает черным фломастером ветви дерева или кустик, пусть ребенок дорисует листву зеленой, желтой, красной или оранжевой краской. Воспитатель карандашом рисует незатейливый контур зайчика или лисицы, малыш может «затоптать» его своим «волшебным инструментом» — зайка и лиса получатся пушистыми, их шерстка будет казаться такой взъерошенной, что малышу непременно ее захочется потрогать.
На прогулке можно рисовать на асфальте. Как отмечалось выше, для организации изобразительной деятельности детей на прогулке воспитатель берет с собой на прогулку бутылку с водой, ведерко и малярные кисти. Дети обмакивают кисти в воду и выводят на асфальте незатейливые рисунки, и удивляются, как они исчезают на солнце.
Рисовать на асфальте можно не только мелками, но и цветным песком и водой. Так ребенок сможет выучить цвета и проявить свои способности.
Для рисования цветным песком воспитателю понадобится песок, смешанный с пищевым красителем или стертым в порошок мелком.
Песок нужно намочить, смешать его с цветным красителем и затем высушить. Этим песком можно наполнить пластиковые бутылки из-под шампуня или геля. Готовые краски для рисования на асфальте!
Для «мокрых рисунков» достаточно вынести пульверизатор с водой. Заменить его может бутылка с водой с проделанным отверстием в крышке. Дети рисуют на асфальте солнышко, ромашку или человечка. Рисунки могут исчезать в жаркий день просто на глазах.
На участке во время прогулки воспитатель использует песок, снег, чтобы показать изображения знакомых предметов. Палочкой, рисуя домик, куклу, он рассказывает: «В домике жила кукла Катя. По этой дорожке (проводит линию) она пошла погулять». Получается как бы рисунок-рассказ. Обращаясь к детям, он спрашивает: «А с кем Катя гуляет, кто еще живет в домике?» Затем предлагает построить рядом большой дом. «В этом доме будут жить дети»,- говорит воспитатель, рисует здание большого размера и вместе с детьми «входит в дом».
Рисунки не только обогащают игры детей, они способствуют развитию их ориентировки в пространстве, помогают учиться сравнивать изображения предметов по величине: маленький домик для маленькой матрешки, большой – для большой матрешки и т.д. По желанию дети и сами могут выполнять несложные рисунки на песке, на снегу (из линий, простейших форм). Можно использовать фланелеграф для рассматривания готовых форм, силуэтов.
Зимой дети рисуют на снегу. Для этого берут несколько пластиковых бутылочек, в крышке делают маленькое отверстие, наливают в бутылки подкрашенную воду (например, желтую, красную и синюю). Теперь из этих бутылок можно поливать снег, получатся разноцветные пятна, которые, смешиваясь друг с другом, дадут новые цвета. Лучше рисовать на утоптанном снегу, а не на рыхлом.
Кстати, из этого разноцветного снега можно лепить разноцветные снежки. Процесс рисования, лепки, раскладывания готовых форм должен протекать в «сотворчестве» воспитателя с детьми, вызывать у них желание подражать действиям взрослого. Действия такого характера являются своеобразным подготовительным этапом для занятий детей рисованием, лепкой, аппликацией на следующих возрастных ступенях
В 2-3 года малыш начинает обращать внимание на тень. Ему нравится убегать от своей и догонять чужую. Малыш пока еще не понимает, как это происходит, что рядом с ним двигается его тень, не отставая ни на шаг. И почему она бывает днем, а вечером куда-то исчезает? Воспитатель объясняет, в чем секрет, и предлагает поиграть. Оказывается, что тень отбрасывают не только люди, но и различные предметы, например ведерко для песка. Чтобы увидеть тень на асфальте, воспитатель берет мелки и обводит ее по контуру. Убирает ведерко – обрисованная тень осталась на месте. Так можно обрисовать тени различных предметов, а потом угадывать их.
Итак, во время прогулки можно использовать окружающую обстановку как «наглядное пособие», которое подарила нам природа.
На прогулке можно рисовать на асфальте. Рисовать на асфальте можно мелками, цветным песком и водой. Дети обмакивают малярные кисти в воду и выводят на асфальте незатейливые рисунки, и удивляются, как они исчезают на солнце.
На участке во время прогулки воспитатель использует песок, снег, чтобы показать изображения знакомых предметов. По желанию дети и сами могут выполнять несложные рисунки на песке, на снегу (из линий, простейших форм). Зимой дети рисуют на снегу. Для этого берут несколько пластиковых бутылочек, в крышке делают маленькое отверстие, наливают в бутылки подкрашенную воду. Теперь из этих бутылок можно поливать снег, получатся разноцветные пятна, которые, смешиваясь друг с другом, дадут новые цвета. Из этого разноцветного снега можно лепить разноцветные снежки.
Процесс рисования, лепки, раскладывания готовых форм должен протекать в «сотворчестве» воспитателя с детьми, вызывать у них желание подражать действиям взрослого. Действия такого характера являются своеобразным подготовительным этапом для занятий детей рисованием, лепкой, аппликацией на следующих возрастных ступенях
Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.
Трогая руками песчинки малыш развивает мелкую моторику рук, а определяя количество песка, которое нужно насыпать в формочки, развивает глазомер. Песок развивает и творческие способности ребенка.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых .
Прежде всего, песок в песочнице надо хорошенько рыхлить.
Чтобы песок не пылил и не мог попасть в глаза, а также: чтобы он не рассыпался при строительстве замков и выпечке пирожков, его необходимо смачивать. Лучше это делать вечером, из лейки вода из нее разбрызгивается равномерно и не образуется “каша”. В песочнице можно рыть канавки, можно лепить из мокрого песка все, что захочешь.
Для игр с песком существуют специальные пластмассовые наборы. Ребенку интересно, когда формочки разные – прозрачные и непрозрачные, большие и маленькие. Верхние части от бутылочек могут служить воронками для песка и воды или совочками и воронками одновременно, если срез сделать наклонным. Нужно показать детям, как можно играть с воронкой, пересыпая песок.
Для утрамбовывания песка подойдут лопатки, совочки, обыкновенные палочки и дощечки. Не останутся без дела и игрушки: куклы могут “сторожить” детские постройки, «печь куличи», жить в построенных замках. Пригодятся и детские машинки, посуда, игрушечные животные. Воспитатель показывает детям, какой песок сухой, а какой мокрый. Объясняет, что из мокрого песка кулич “выпекается”, а из сухого – рассыпается. Детей учат насыпать песок в ведерки, формочки, утрамбовывать его лопаткой или ладошкой, перекладывать и пересыпать из одной емкости в другую. Показывают, как надо копать ямы и насыпать кучи.
Можно лепить руками из мокрого песка заборчики и башенки. Это даже проще, чем лепить куличики. Ручки сдвинул, убрал, получилась горка. Когда ребенок станет чуть постарше, ему показывают, как лепить заборчики по кругу. К ней можно пристроить башенки – куличики, сделанные из ведерок. На большую башню можно сверху выложить куличик из маленькой формочки, и у башенки получится красивый верх.
Детям показывают, как при помощи дощечек и палочек можно сделать мосты. На песке можно рисовать. Только вместо карандаша ребенку понадобится палочка, нет палочки – можно рисовать просто пальчиком. Малыш с удовольствием двигается, чертит как по сухому, так и по мокрому песку, а взрослый отгадывает, что это он изобразил.
С детьми организуют игры на песке. Например, в игре «Я пеку, пеку» ребенок «выпекает» из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками маму, папу, кукол. «Заборчики» Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. «Волшебные отпечатки на песке». Воспитатель и дети оставляют отпечатки своих рук и ног на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. д.
Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки – скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками. Родителям при этом важно не оставлять без внимания работу малыша.