СУХОМЛИНСКИЙ

СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович (1918—1970) — украинский педагог и психолог, специалист по проблемам практической педагогики (руководство школой, профессиональное мастерство учителя, проблемы разностороннего воспитания детей и т. п.). Ученик и последователь А.С. Макаренко. Чл.-кор. АПН РСФСР (1957), с 1968 г. — АПН СССР. Канд. пед. наук (1955). Засл. учитель УССР (1958), награжден медалью А.С. Макаренко (1965). Лауреат Государственной премии Правительства Украины (1974). Участник ВОВ, награжден медалями и орденами за боевые заслуги. Окончил заочно Полтавский учительский ин-т (1938).

Профессиональную педагогическую деятельность начинал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области. С июля 1941 г. был призван в армию, воевал на Западном и Калининском фронтах. После ранения и эвакогоспиталя был направлен работать директором школы пос.Ува Удмуртской АССР (1942—1944). После освобождения Украины возвратился на родину и в 1944—1948 гг. возглавлял Онуфриевский РОНО. С 1948—1970 гг. — директор Павлышской средней школы Кировоградской обл.

Работая директором, создал целостную педагогическую систему, основывающуюся на гуманистическом подходе к воспитанию, признании личности ребенка высшей ценностью процессов воспитания и образования, на создании специальной воспитывающей среды. Психолого-педагогическая суть наследия С. — это конкретная теория и практика реального гуманизма, направленная на решение проблемы соотношения цели и средств, свободы воли и принуждения, рационального и эмоционального в воспитании. "Воспитание — это самое тонкое душевное прикосновение человека к человеку", считал С. В 50-е гг. разрабатывал эффективные пути соединения физического и умственного труда как средства развития личности, а не только пути подготовки к профессии. В 1955 г. защитил канд. дис.: "Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса". Продолжая традиции коллективистской педагогики А.С. Макаренко, решал проблему "коллектив — личность" с учетом индивидуальных особенностей ребенка на разных возрастных этапах.

>Подчеркивал значение характера внутриколлективных отношений, отмечал, что основой организационного и морального единства школьного коллектива является "забота человека о человеке", "ответственность человека за человека". С начала 1950-х гг. в школе под руководством С. работал "Родительский университет", а для учителей велся "Психологический семинар". Одним из первых в нашей стране С. начал работу с шестилетними детьми, создав для них "Школу радости", где с помощью новых психолого-педагогических форм и методов велась подготовка детей к сложному ученическому труду. Настаивал на необходимости введения в школе такого предмета, как "Человековедение", сам организовал такой спецкурс для старшеклассников. Ввел в широкое употребление понятия "воспитуемость личности", "коллективная духовная жизнь", "интеллектуальный фон" класса, "эмоциональная грамотность" и, наоборот, "невежество" коллектива,— это позволило педагогам, психологам, решающим вопросы воспитания, более глубоко и всесторонне подходить к организации жизни школьного коллектива и личности учащихся ("О воспитании", 1973). "Мир вступает в век Человека", — резюмировал С. суть своих трудов и своего времени. Суть педагогики самого С. можно определить как "гражданственность и человечность"

(Азаров Ю.П.). С 1972 г. при Павлышской школе, которой было присвоено имя С., открыт мемориально-педагогический музей его памяти. Труды С. изданы собраниями сочиненй и отдельными книгами: Избр. произв., т. 1—5, Киев, (1979—1980); Избр. пед. соч., т. 1—3, М.,(1979—1981); "Родина и сердце", М., (1980); "Потребность человека в человеке", М., (1981); "Об умственном воспитании", Киев, (1983); "Хрестоматия по этике", М., (1990); "Человеческая личность неповторима", Курск, (1991) и др.

Н.Л. Карпова

Оставьте комментарий