Статика – динамика (Чаур)

Предположения о смысловом значение признака «статика-динамика»

Статика - динамика

Автор: Николай Алексеевич ЧАУР
Психолог и поэт, ведущий соционического тренинга в Москве.
Соционический тип: нам неизвестен.
Эл. адрес: chaur@online.ru

Впервые этот признак был выделен и описан А. Аугустинавичюте в 1983 году в работе «Дуальная природа человека», а подробное описание приведено автором в статье «Признаки Рейнина».

Классически за этим признаком закреплены следующие значения.

«Окружающий нас мир образован из моментов статики и динамики» [ 1, с.151]. «Статика и динамика ” два способа селекции получаемой информации» [ 2, с.3].

Характеристика «динамиков».

1. «Ментальное кольцо динамика ориентировано на происходящее с объектом и в объекте и на его ситуацию в пространстве и во времени. Мышление динамика включается лишь после того, когда статический объект удается представить себе движущимся» [ 2, с.3]. «Мышление динамиков ” синтетическое, дедуктивное» [1, с.151].

2. «Любое происшествие по-настоящему хорошо могут рассказать лишь динамики. По их рассказу всегда легко восстановить последовательность процесса во времени» [1, с.151].

3. «Каждая линия ” пульсирующее движение» [1, с.151].

Характеристика «статиков».

1. «Ментальное кольцо статика ориентировано на форму, внутреннее содержание объекта, нужды и потребности (желания). Мышлению статика присуще мысленное приостанавливание всеобщего движения» [2, с.3]. «Мышление статиков аналитическое, индуктивное [1, с.151].

2. Рассказать о происшествии «по-настоящему хорошо статики не умеют, у них всегда получается анализ ситуации или рассказ об участвовавших в происшествии людях или предметах» [1, с.151].

3. У статика линия ” полный покой, застылость» [1, с.151].

Таким образом, можно сделать вывод, что в основу выделения признака «статика-динамика» положен принцип приема и передачи информационных сигналов.

«Информация это отражение предметного мира, выражаемого в виде сигналов и знаков. Сигналы отражают физические характеристики различных процессов и объектов, а через знаки происходит восприятие предметного мира человеком. Информации может быть представлена непрерывным или дискретным сигналом» [3, с.3].

Статика - динамика

Передача, прием и обработка информации.

1. Сигнал ” элемент информации.

2. Передача информации с помощью сигналов ” процесс.

3. Процесс может быть непрерывным ” все этапы его слиты в один или дискретным -все этапы отделены друг от друга временной паузой.

Элементы информации, изолированные друг от друга временной паузой, называются дискретными.

Дискретная информация ” это информация, элементы которой (импульсы, сигналы) изолированы друг от друга паузой. Между сигналом №1 и сигналом №2 находится временная пауза. Степень дискретности определяется продолжительностью паузы, которая определяет расстоянием между сигналами. Каждый дискретный сигнал имеет чётко очерченную границу (с началом сигнала, в котором находится импульс и концом сигнала, в котором импульс затухает).

Непрерывная информация ” это информация, элементы (импульсы, сигналы) соединены между собой. Ее можно рассматривать как несколько сигналов, соединенных между собой. Непрерывность сигнала определяется степенью перекрытия: окончание одного сигнала перекрывается началом другого.

Выделяются два типа процессуальной цепочки:

1. Процесс передачи непрерывного сигнала

2. Процесс передачи дискретного сигнала.

Статики ” социотипы, специализирующиеся на приеме дискретных сигналов информации (мир представлен объектами).

Динамики ” социотипы, специализирующиеся на приеме непрерывных сигналов информации (мир представлен процессами). Если сигналы идут сплошным импульсом без временных интервалов ” это динамика.

Для динамика характерна связность между сигналами, что выражается в непрерывной плавной линии. Один этап накладывается на другой, они не имеют чётко очерченных границ. У динамиков это проявляется в плавности движения, в легкой, гибкой сплошной линии рисунка. По аналогии с азбукой Морзе движение представлено комбинацией однородных знаков «тире ” тире», между которыми нет временных пауз.

У статиков между процессами вклинивается временная пауза («точка») на ожидание команды.

Первоначально слово «динамика» означает движение, слово «статика» употребляется для характеристики неподвижных предметов. Динамики и статики люди подвижные и активные, следовательно, они друг от друга отличаются не количеством движения, а его качеством. Процесс состоит из отдельных этапов. У статика, каждый этап представляет законченное действие, и между ними лежит промежуток времени. У динамика эти этапы в рамках единого процесса, слиты между собой. Не успел один этап закончиться, как на него наслаивается другой.

У статиков, соционические функции характеризующие «динамику», находятся в витальном блоке. Пока мозг сообразит, пока отреагирует, проходит время. В этот момент движение останавливается и внутри процесса (между этапами) образуется пауза. Движение статика пользуясь аналогией можно представить в виде сигналов азбуки Морзе «точка ” тире». Пунктирное движение у статиков, между «тире» вклинивается сигнал другого рода ” «точка». Эти точки представляют собой временной промежуток на осмысливание движения (процесса).

Признак динамика-статика правильнее было бы называть признаком разъединенности и слитности этапов процесса.

Квадрат с острыми углами ” статика. Движение идёт в одном направлении, а потом резко меняет свое направление. Вектор движения вверх вниз, вправо-влево.

Квадрат с закругленными углами ” динамика. Движение идёт как бы по кругу. Направление смены движения не фиксируется, нет перехода от одного вектора к другому
Для одного человека предпочтительнее угловатые резкие формы, четкие и выразительные, законченные.

Для других людей предпочтительнее обтекаемые формы.

У статика «остановись мгновенье, ты прекрасно», и оно остановилось. А у динамика это «мгновение» продолжается во внутреннем движении.

Признак «динамика ” статика» связан с расположением соционических функций в модели А. Если соционические функции, отвечающих за прием информации переданной непрерывным сигналом находятся в ментальном кольце, то это ” «динамика».

Строение ментального кольца динамиков.

Соционические типы Первая функция Вторая функция Третья функция Четвертая функция
ЛСЭ (Штирлиц) Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика
ЛИЭ (Джек Лондон) Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика
ЭСЭ (Гюго) Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика
ЭИЭ (Гамлет) Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика
СЛИ (Габен) Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика
ИЛИ (Бальзак) Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика
СЭИ (Дюма) Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика
ИЭИ (Есенин) Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика

У всех динамиков в ментальном кольце находятся 4 одинаковые функции:

Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика
1. Сенсорика ощущений. 2. Интуиция времени. 3. Деловая логика. 4. Этика эмоций

Динамики специализируются на приёме и обработке информации, представленной непрерывным сигналом.

Непрерывность ” это время. В модели А эта особенность представлена функцией интуиция времени.

Сигнал ” это энергия. В модели А эта особенность представлена функцией этика эмоций.

Передача сигнала ” это процесс, технология. В модели А эта особенность представлена функцией деловая логика.

Деловая логика ” это движение, чтобы движение было гармоничным, плавным и текучим оно должно отражать непрерывное и постоянное течение времени, что в результате дает ощущение гармонии ” сенсорику ощущений.

Динамика ” это гармоническое движение информации во времени и в пространстве.

Строение ментального кольца статиков.

Соционические типы Первая функция Вторая функция Третья функция Четвертая функция
ЛСИ (Максим) Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика
ЛИИ (Робеспьер) Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика
ЭСИ (Драйзер) Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика
ЭИИ (Достоевский) Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика
СЛЭ (Жуков) Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика
ИЛЭ (Дон Кихот) Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика
СЭЭ (Наполеон) Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика
ИЭЭ (Гексли) Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика

У всех статиков в ментальном кольце находятся 4 одинаковые функции:

Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика Статика - динамика
1. Волевая сенсорика. 2. Интуиция возможностей. 3. Структурная логика. 4. Этика отношений.

Статики специализируются на приеме и обработке информации представленной дискретным сигналом.

Прерывность ” это расстояние между сигналами. В модели А эта особенность представлена функцией этика отношений.

Сигнал имеет внутренний импульс. В модели А эта особенность представлена (функцией волевая сенсорика.

Сигнал имеет смысл, код, который необходимо прочитать ” скрытая информация. В модели А эта особенность представлена функцией интуиция возможностей. В пространстве сигнал распространяется по определённой закономерности.

В модели А эта особенность представлена функцией структурная логика.

Передача прерывистых сигналов по определённым закономерностям, имеющим силу, скрытые возможности это и есть статика.

Внешние проявления признака статика-динамика.

признак

Динамики 

Статики

1

Строение опорно-двигательной системы (скелет)

Крепление костей в суставах подвижное

Крепление костей в суставах жесткое

2

Суставы “степень свободы в движениях

Большая степень свободы

Маленькая степень свободы

3

Голова

Крепление на амортизаторах. Тело при ходьбе качается, а голова неподвижна. Как пушка у танка постоянно нацелена на цель.

 

Жесткое крепление. При ходьбе голова и тело качаются.

4

Стопа

При ходьбе упруга

Впечатывается в землю

5

Движения рук 

Незаконченные

 

Законченные

6.1

просмотр видеофильма при ускоренной перемотке

Движения тела плавные, мягкие, незаконченные, граница между движениями расплывчата

Движения тела резкие, отрывистые, законченные, граница между движениями выделена

 

7.2

СИДЯЩАЯ ФИГУРА 

Готовая распрямиться пружина

Центр тяжести в поясничном отделе. Мышцы находятся в тонусе.

 

Производит ощущение скульптуры. Центр тяжести в копчике. Мышцы расслаблены

 

8.3

ПОХОДКА

В движениях более пластичны, они, «плывут» по воздуху

В движениях более угловаты, они «режут» воздух»

 

9.4

Линия в рисунке

Плавные, текучие, гибкие

Жесткие, «проволочные», застывшие

 

10. 

Руки

Подвешены упруго

Центр тяжести в суставе.

 

Висят как плети ” расслаблены. Центр тяжести внизу

11.5

Кисть руки

Внутри движение, готовность «взлететь», ощущение надутой резиновой перчатки.

Внутри покой, впечатанность в плоскость поверхности. Ощущение, что через суставы проходит проволока.

 

 

Взаимодействие фона и человека

 

 

12.6

Фигура на фоне динамичного пейзажа.

Сливаются с пейзажем (фон и фигура неразрывное целое)

Выделяются из фона, находятся на первом плане

 

13.7

Фигура на фоне статичного интерьера.

Выделяются из фона (интерьер служит задним планом, на первом плане фигура.

 

(интерьер и фигура неразрывное целое)

 

Энергетика.

 

 

14.8

Зоны активности: ЛОБ

Ощущение пульсации, взгляд отклоняется

Ощущение покоя, взгляд притягивается

15.9

ЯРЕМНАЯ ВПАДИНА (шея)

Ощущение пульсации, взгляд отклоняется

Ощущение покоя, взгляд притягивается

 

16.10

ПОЗВОНОЧНИК

Гибкий (прыткая ящерица)

Жесткий (стержень)

17.11

ПЛЕЧИ

подвижны, (волна), округлы, выдвинуты вперед

Жесткие, фиксированные, похожи на вешалку для одежды

 

 

Проявление в культутуре

 

 

18.13

ДИЗАЙН

Формы автомобиля закругленные, обтекающие

Формы автомобиля угловатые, с резкими гранями

19.14

ПОЭЗИЯ

Рифма для связи слов. Текущие, действие продолжается в следующей строчке, создается многоуровневость восприятия действительности.

 

Эквилибр. Ступенчатые, цикличные, строчка фиксирует отдельную мысль, тему и к ней возвращается.

20.15

СКУЛЬПТУРА

Живопись «Фальк стремится к «живописной непрерывности», сравнивая поверхность холста с силовым полем, где есть свои центры, «магниты», где существуют взлеты, спады и перекаты напряженности, борьба разных сил и некая равнодействующая, которая все это объединяет и сплачивает в некое целое».

Движение (легкость, перетекание форм и объемов, подвижность)

«Среда едина и целостна, но обладает огромным богатством динамических оттенков, которые многообразно изменяются, запечатлевая сложные изгибы потока жизни». О творчестве Рембранта.

Монументальность (неподвижность, мощность, устойчивость). «Каждая деталь предстает здесь не только в своем реальном значении, но ещё и как исполнитель особой, специальной ей отведенной роли». М.Г. Греку ” скульптор.

В основу таблицы положены наблюдения Скворцова Андрея, Фурмана Анатолия, Копытько Алексея, Чаура Николая, Дмитриева Андрея, Кулямина Александра, Суворова Евгения, Патрушева Сергея, Тармина Виктора, Дмитрия Филимонова.

Образно и интересно свои впечатления при изучении признака статика-динамика выразила Елена Стрельникова. «Аналогия, которую здесь можно привести: волновая и корпускулярная природа света. Люди в своей природе динамичны или статичны. Либо органично вписываются в среду, как сороконожка, не объясняющая телодвижений, но безошибочно занимающая наиболее энергетически выгодное положение по силовой линии, и в траектории, и во времени; текучее, вписавшееся в среду, считывающее устройство живое, послушное импульсу природы, на пути которого нет задержек, и который адекватно воспринят. Либо уподобляются луноходу с регламентированными движениями, причем задействованные функционально части тела обособлены от остальных, если смотреть извне. Разве луноход, пробуя грунт, озабочен положением антенн? Единственное условие лишь бы центр тяжести был достаточно низко. И сигналы, обрабатываемые им дискретны. Это, конечно, утрированно, но поза динамика всегда отличается естественностью, скомпенсированностью, нет позы, в которой руки и ноги сами по себе есть свойственная ртути целостность, есть мгновенная готовность к перемещению. Даже предмет в руке динамика видится продолжением руки. А статик часто не знает, что делать с собственными руками. И эта естественность-искусственность, раскованность-зажатость, в сущности, волна или корпускулярность ” проявляется в почерке, в манере говорить, ” каллиграфический князь Мышкин, мгновенно подстраивающийся под содержание прошения и рисующий приличествующие росчерки, видимо, динамик. И различия можно научиться видеть».

Рамки этой статьи не позволяют изложить все материалы и наблюдения по исследованию признака «динамика-статика. С ними можно ознакомиться на сайте: www.gamo.ru

Обсудить статью на Социофоруме

Литература

1. Аугустинавичюте А. Соционика. Введение. М.: АСТ, СПБ.: «Terra fantastica», 1998.

2. Аугустинавичюте А. Теория признаков Рейнина. Очерк по соционике // „Соционика, ментология и психология личности”, 1998, №1, с.3.

3. Шрайберг Я. Л. Гончаров М.В. Справочное руководство по основам информатики и вычислительной техники. М. Финансы и статистика. Компьютер Пресс, IWO. стр.3).

Оставьте комментарий