Стать хорошим или быть плохим?
Психологи (представители трансактного анализа) описывают четыре жизненные позиции, которые складываются у ребенка на третьем году жизни:
1. Я плохой, ты хороший.
2. Я плохой, ты плохой.
3. Я хороший, ты плохой.
4. Я хороший, ты хороший.
Ребенок в силу того, что он мал, неуклюж и не умеет многого делать, в то время как окружающие взрослые умеют все, останавливается на одной из трех первых позиций.
«Я плохой, ты хороший» – универсальная позиция раннего детства. Ребенок полагается на милость окружающих. Они могут сделать ему приятное, а могут наказать, могут приласкать, но надо заслужить эти «поглаживания».
Если эта позиция сохраняется надолго, то человек пытается подкрепить позицию несколькими способами:
Потребность в «поглаживаниях» удовлетворяется с помощью фантазий, это предполагает жизнь затворника, чтобы не разрушить иллюзии «если бы».
Потребность в подтверждении позиции «я плохой» побуждает человека досаждать окружающим «я плохой, ну так и буду плохим»: так ведет себя маленький хулиган, а потом взрослый неудачник.
Часто вначале человек стремится угодить более сильным, заслужить одобрение, но постепенно приходит к выводу: «Что бы я ни делал, я все равно плохой». Позиция «Я плохой, ты плохой» возникает у ребенка, если его мало ласкали, он мало получал «поглаживаний» с младенчества (это самый трудный случай), но чаще она появляется на смену позиции «Я плохой, ты хороший» после уменьшения заботы и ласки по мере взросления ребенка. Такой человек отгораживается от окружающих, часто действует во вред себе и другим, не умеет получать удовольствие от жизни.
Позиция «Я хороший, ты плохой» замечена у детей, которых воспитывали в системе жестких взаимоотношений, она появляется у маленького мученика, когда он «зализывает свои раны». Позже он сам становится жестоким, ненависть придает ему силы. Трагедия его в том, что он не способен осознать своей ответственности за происходящее даже в зрелом возрасте: всегда во всем виноваты окружающие, он только защищается. Если появляется человек, способный любить его, он не верит ему и даже начинает презирать его за доброе к себе отношение. Это тип потенциального преступника.
Человек, занимающий одну из первых трех позиций, испытывает трудности, пытаясь понять позиции другого человека. Он больше ориентирован на защиту самого себя от окружения и нуждается в информации, улучшающей возможность самозащиты. Ему просто некогда и невозможно понять индивидуальности другого человека.
Полноценный искренний диалог возможен только с человеком, находящимся на четвертой позиции. Позиция «Я хороший, ты хороший» единственная, основанная не только на чувствах, но являющаяся результатом размышлений, веры и желания действовать.
Это волевое решение, которое принимает человек.
Ребёнку можно помочь в этом, создавая условия, в которых он может проявить свою «хорошесть», осознать свою значимость и значимость других людей.
Позже эта позиция вырабатывается самим человеком сознательными усилиями на протяжении долгих лет, причем более или менее успешно.
Сознательные усилия – это наши шаги по проявлению собственной значимости и уникальности.
Так какое решение ТЫ принял?
Автор – Елена Зенина