СПИТЦ (Spitz) Рене Арпад (1887—1974) — немецко-американский психоаналитик и психиатр. Медицинское образование получил в Лозанне, Берлине, Будапеште. С 1910 г. прошел учебный психоанализ у З. Фрейда. С 1926 г. работал в Вене, с 1930 г. по 1932 г. — в Берлинском психоаналитическом ин-те. В 1933 г. эмигрировал сначала в Париж (1933—1938), затем в США, где работал в Нью-Йорке (1940—1956) и в Денвере (с 1957).
Известен своими исследованиями детей, в которых широко использовал метод прямого наблюдения и киносъемок. Выявил последствия для психологического созревания и развития маленьких детей, которые возникают при раннем разлучении с матерью и при отсутствии или ограничении взаимоотношений с другими людьми (эффект "госпитализма"). С. констатировал, что нормальная потребность в контакте появляется у ребенка в 6 месяцев.
Если в это время происходит отделение ребенка от близкого взрослого, то он сначала плачет, требуя мать или того, кто может ее заменить, а через месяц у него появляется реакция бегства по отношению к тому, кто к нему подходит. Еще через месяц он начинает избегать всех контактов с окружающим миром, а затем его реакции в ответ на внешние воздействия сводятся до минимума: он уже не кричит, исчезают все мимические выражения. При этом в психике происходят такие изменения, которые носят необратимый характер, обусловливая возникновение "депрессии зависимости" ("Hospitalism: an inquiry into the genesis of psychiatric conditions in early childhood", in: "The Psychoanalytic study of a child", v. 1, N.Y., 1945; "The influence of the mother-child Relationship and its disturbances", in: "Mental health and infant development", 1956, v. 1 (K. Soddy, ed.)). В 1936 г. С. представил
Венскому психоаналитическому обществу доклад, в котором изложил свои наблюдения и идеи теории генетического поля формирования Эго. Далее изучал восприятие младенцами человеческого лица, определяя те его части, которые являются наиболее важными стимулами для ребенка.
Пытался трактовать возникновение улыбки у трехмесячных детей как символ перехода от принципа удовольствия к принципу реальности, когда подсознание и предсознание начинают отделяться друг от друга и возникают первые элементы "Я" ("The smilling response: the contribution to the ontogenesis of social relations"). Исследовал "трехмесячный смех" и "восьмимесячный страх" ребенка.
Разработал идею "сбивчивого диалога". Пришел к заключению, что аффективное развитие предшествует перцептивному и когнитивному. Впоследствии оформил эти идеи в виде теории, которая стала одной из новых основ психоаналитического понимания процесса развития ("The first year of life. A psychoanalytic study of development of object relations", N.Y., 1965).
И.М. Кондаков